СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Игры на коррекцию сенсорного нарушения развития ребенка с РАС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на близких. Невозможно помочь ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно – «страдательная». Помощь такому ребенку — это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими.

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Игры на коррекцию сенсорного нарушения развития ребенка с РАС"»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ И ГРАВИТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Вестибулярное раскачивание (из одеяла или покрывала соорудить подобие гамака и раскачивать в нем ребенка; в кресло-качалку посадить ребенка и раскачивать его в различных направлениях, за тем он меняет позы – сидя на коленках, стоя, держась за спинку кресла)

«Кружимся вокруг оси» (взять ребенка под руки, и кружить вправо и влево; кружить на вращающимся диске)

«Покачай головой» (если ребенок знает понятия «да» и «нет», то отвечает на вопросы, качая или кивая головой; или же просто по подражанию кивает и качает головой)

«Кто меня толкнул» (ребенок сидит на полу с вытянутыми ногами вперед, его руки лежат расслабленные на коленях; «прошагайте» пальцами вверх по телу ребенка от ступней до плеч, дойдя до плеч, слегка толкните его вправо, влево, вперед или назад. Ребенок должен восстановить равновесие)


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

«Делай как я» (ребенок должен повторять за вами движения, при необходимости помогайте ему)

«Полоса препятствий» (составьте полосу препятствий из различных предметов: стулья, столы, подушки, которые ребенку нужно обходить, перешагивать или перелезать)

«Квадратные коврики» (составьте прямую дорожку из отрезков ковролина 30х30, положив их на равных расстояниях друг от друга, ребенок должен наступать на коврики, меняйте расстояние и маршрут ковриков)


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВУСТОРОННЕЙ КООРДИНАЦИИ

«Гребля» (ребенок садится или становится на колени на скейтборд и перебирает или отталкивается от пола руками, вместо скейтборда можно использовать коврик или одеяло)

«Парашют» (взять с ребенком простынь за края обеими руками и поднимать и опускать ее так, чтобы получался купол парашюта; на середину «парашюта» можно класть различные легкие предметы и подбрасывать их в воздух, приговаривая «Вверх!»)

«Хоп-хлоп» (взрослый несколько раз хлопает в ладоши в определенной ритмической последовательности, ребенок должен повторить за ним; можно стучать ладонями по столу или по полу, использовать палочки вместо рук)


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЫ

«Сосиска/сарделька в тесте» (закатать ребенка в ковер, одеяло, плед и попросить его самостоятельно выбраться из «теста»)

«Ритм тела» (при чтении стихотворения или пении песни похлопывать или постукивать ребенка по разным частям тела в ритм)

«Катаем мяч»

«Прыгаем как животные»

«Прыгаем на мяче»

«Катаемся на скейтборде»

«Прыжки на батуте»

«Делай как я»

«Полоса препятствий»

«Ходим как животные»

Различные массажи


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

«Смеси» (смесь песка и муки, мокрый песок, земля, смесь муки и воды; ребенок помещает руки в различные смеси и ощущает различия между ними)

«Тактильная дорожка» (выложите на полу дорожку из различных материалов: плотных ковриков, упаковочной пленки, линолеума, картона и т.д. и попросите ребенка пройти по ней босиком или проползти по дорожке на четвереньках)

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» (ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.)

«Сухой бассейн для рук» (в обувную или любую другую коробку насыпьте любые крупы и пусть ребенок опустит в них руки и перебирает их; в крупы можно спрятать не большие игрушки, а ребенок на ощупь определяет, что это)

«Чудесный мешочек» (в непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры, игрушки, геометрические фигуры и тела и т.д., ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет)


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

«Что ты слышишь?» (привлечь внимание ребенка к сторонним звукам: проехала машина, пение птиц, шелест листвы, жужжание мухи и жука, шум ветра, мурлыканье кошки и т.д.)

«Шумящие коробочки» (несколько коробочек (киндер-сюрпризы), которые заполнены различными материалами: камушками, монетками, бусинами, фасолью, горохом и др. - при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенка попросить коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом; найти одинаковые коробочки)


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

«Разрезанные картинки» (ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей. Задача ребенка — собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него)

«Выбор недостающего фрагмента изображения» (ребенку предлагается картинка (любого характера) с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Задача ребенка — подобрать нужный кусочек)

«Контуры» (эта игра предполагает узнавание наложенных друг на друга контуров двух и более изображений)






ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБАНЯТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

«Ароматные мешочки» (ребенку необходимо разложить мешочки к картинкам в соответствии с ароматом)

«Коробочки с запахами» (коробочки или баночки, с хорошо различимыми запахами, например: кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами. Ребенок называет предмет, который так же пахнет)

«Найди пару» (взрослый выставляет на стол несколько одинаковых стеклянных баночек или пузырьков, в которых разложены кусочки ваты, пропитанные ароматным веществом. Ребенок должен найти пары баночек)


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВКУСОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Предлагайте ребенку маленькие кусочки твёрдой пищи, которая принята в семье и которую можно самостоятельно брать руками

«Совместные трапезы для развития вкуса» (возьмите за правило обязательный совместный прием пищи. Кроме навыков самообслуживания, ребенок получает новый сенсорный опыт. Обязательно ешьте вместе с ним хотя бы один раз в день, обсуждая еду. Позволяйте высказывать своё мнение, даже негативное (учите высказывать его в общественно приемлемой форме). Приучите пробовать блюдо, прежде чем принять вердикт о вкусе. Но не заставляйте есть неприятное. Для знакомства с новым достаточно одной ложки, после ребенок сам сделает выбор, хочет ли он ещё или нет)

«Совместное приготовление, закупка и выращивание продуктов» (собираетесь приготовить обед или завтрак посадите ребенка возле себя на кухне. Показывайте каждый ингредиент, давайте разглядеть, потрогать, понюхать, а по возможности и попробовать. Подробно объясняйте, что можно есть в сыром виде, а что нужно подвергнуть обработке. Если ребёнок в состоянии помочь на кухне, привлеките его к процессу: дайте ясное задание, которое позволит участвовать в приготовлении общей трапезы.)

«Вкусная игра» (ребенок учиться определять продукты питания на вкус, ему дают по кусочку продукт питания (сыр, лимон, яблоко, банан, апельсин, шоколад и т.д.) и он должен сказать, что он съел)



ГОУ РК «С(к)ШИ №7» г. Воркута


Игры на коррекцию сенсорного нарушения развития ребенка с РАС

Подготовила

учитель- дефектолог

I категории:

Богова Валентина Васильевна


2024г.

Рекомендации: - АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на близких. Невозможно помочь ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно – «страдательная». Помощь такому ребенку — это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими.

ОСНОВНАЯ цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр — создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, родителей, они предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослые проживают это ощущение вместе с ребенком.


Механизм проведения игры, следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого.


Играя с ребенком в предложенные игры, Вы научите его радоваться и будете радоваться вместе с ним. И если Вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в Вас он станет видеть помощника и союзника.