Интернет-зависимость (интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет-поведенческая зависимость) – это одна из форм поведенческих аддикций, связанных с высокими технологиями. Распространённость этого расстройства составляет от 1 до 5 % населения, причем более подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования. Выявляют ряд симптомов, характерных для интернет-зависимости.
Психологические симптомы:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
ложь родителям о своей деятельности;
проблемы с учебой.
Физические симптомы:
синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительном перенапряжением мышц);
сухость в глазах;
головные боли по типу мигрени;
боли в спине;
нерегулярное питание, пропуск пищи;
пренебрежение личной гигиеной;
расстройства сна, изменение режима сна.
Предвестники интернет-зависимости (по К. Янгу)
Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту.
Предвкушение следующего сеанса он-лайн.
Увеличение времени, проводимого в режиме он-лайн. Увеличение количества денег, расходуемых на интернет.
Пять основных типов интернет-зависимости
Обсессивное пристрастие к работе с компьютером (игры, программирование, другие виды деятельности).
Компульсивная навигация по сети, поиск в удаленных базах данных.
П
атологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, он-лайновым аукционам или электронным покупкам.
Зависимость от социальных применений Интернета, то есть от общения в чатах, социальных сетях, групповых играх.
Зависимость от «киберсекса», то есть от порнографических сайтов в Интернете, обсуждение сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».
Как предотвратить развитие
компьютерной зависимости у детей
Обращайте внимание на поведение ребенка. Из-за личностных особенностей, чрезмерных нагрузок может нарушаться адаптация ребенка в обществе, а социально дезадаптированные дети более склонны к интернет-зависимости.
Помогайте ребенку совершенствовать его коммуникативные навыки. Если ребенок замкнут, меланхоличен, плохо идет на контакт с другими людьми, следует ограничивать время, проводимое им в Интернете. Потому что застенчивые, замкнутые дети могут с головой уйти в виртуальное общение, выстроить там «собственный мир» и отказаться от общения с реальными друзьями.
Не запрещайте ребенку пользоваться интернетом. Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Можно вместе с ребенком составить «правила пользования интернетом», куда включить такие ограничения, как количество времени, проводимого в сети, табу на подключение до выполнения определенных обязанностей (домашняя работа) и т.п.
Постарайтесь понять и в какой-то мере разделить интерес ребенка к компьютерным играм. Это не только сближает с ребенком, но и увеличивает его доверие к взрослому, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам взрослых и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Поощряйте ребенка на общение с другими детьми на улице, принимайте участие в организации его досуга.
Предлагайте детям альтернативные варианты времяпровождения – настольные и подвижные игры, книги, кружки по интересам.
Соблюдение данных правил позволит избежать интернет-зависимости у ребенка. Рациональный подход к пользованию Интернетом может обогатить жизнь ребенка новыми знаниями, но не отнимет у него драгоценное время для развития, отдыха и общения.
НАШ АДРЕС:
352330 Краснодарский край
г. Усть-Лабинск
ул. Красная, 90
Телефоны: (886135) 5-20-00
(886135) 5-20-48
r.cavchenko@мtsr.krasnodar.ru
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Усть-Лабинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Интернет-зависимость. Признаки. Профилактика
Усть-Лабинск