СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Изменения в КИМ ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку 2025 года по сравнению с 2024 годом

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет "Изменения в КИМ ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку 2025 года по сравнению с 2024 годом

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Изменения в КИМ ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку 2025 года по сравнению с 2024 годом»





Изменения

в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку 2025





Изменения в ОГЭ по русскому языку


Изменения в КИМ 2025 года по сравнению с 2024 годом


В формулировки и систему оценивания выполнения заданий 13.1, 13.2, 13.3 внесены следующие корректировки:
1. В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение на основе опорного текста) последовательно использовано понятие «пример» без дифференциации на пример-иллюстрацию и пример-аргумент. Предполагается, что подобная дифференциация в большей степени характерна для ЕГЭ по русскому языку.

2. В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 снято ограничение на способы обращения к прочитанному тексту. Экзаменуемый имеет право использовать различные способы работы с прочитанным текстом – не только в виде цитаты или ссылки на номера предложений, но и, например, в виде сжатого выборочного пересказа.
3. Переформулировано задание 13.1: цитата на лингвистическую тему заменена вопросом.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют лексические повторы
4. В формулировку задания 13.3 в соответствии с критериями оценивания включена возможность приводить экзаменуемым примеры только из прочитанного текста. При этом введено ограничение видов примеров из жизненного опыта: «Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра».

5. Критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» во всех форматах развёрнутого ответа переименован в «Логичность речи»; скорректировано понятийное наполнение критерия «Композиционная стройность».
6. Приведена к единообразному представлению система оценивания грамотности и фактической точности речи в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В частности, увеличено с 2 до 3 максимальное количество баллов по критериям ГК1 «Соблюдение орфографических норм», ГК2 «Соблюдение пунктуационных норм», ГК3 «Соблюдение грамматических норм» и ГК4 «Соблюдение речевых норм».
7. Уменьшено (по аналогии с ЕГЭ) с 10 до 8 количество баллов расхождения между двумя экспертами для выхода работы на третью проверку.
8. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы увеличен с 33 до 37.

В документы, определяющие структуру и содержание КИМ, внесены следующие корректировки.
1. 
По аналогии с кодификатором ЕГЭ в кодификатор ОГЭ включён список источников, используемых разработчиками при составлении заданий КИМ.
2. В настоящей спецификации уточнена технология использования орфографического словаря на экзамене участниками ОГЭ и предъявлены требования к орфографическим словарям, которые могут использоваться в рамках экзаменационной процедуры.



Изменения в КИМ ЕГЭ 2025 года по сравнению с 2024 годом
Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены.

В формулировки заданий и систему оценивания их выполнения внесены следующие изменения.
1. Задание на соответствие 26 по теме изобразительно-выразительных средств заменено новым заданием 22, не предусматривающим опоры на макротекст.
Было:

В тексте В.И. Беловым используются различные средства выразительности, в том числе синтаксические: (А) (в предложениях 12, 24) и (Б) (в предложении 31). Передать состояние рассказчика, связанное с воспоминаниями о детстве, помогают (В) синие зубчатые леса» в предложении 3, «нервным маревом» в предложении 7,

«древний запах» в предложении 14) и (Г) («укор… свидетельниц человеческих горя и радости» в предложении 23)».

Список терминов:

  1. обращение

  2. анафора

  3. противопоставление

  4. эпитет

  5. ряды однородных членов предложения

  6. синтаксический параллелизм

  7. вводная конструкция

  8. сравнение

  9. метафора




Стало:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар…
(А.А. Ахматова)
Б) Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой.
(М.Ю. Лермонтов)
В) Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок.
(Б.Л. Пастернак)
Г) И в пролет не брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
(В.В. Маяковский)
Д)Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
(С.А. Есенин)

  1. метонимия

  2. аллитерация

  3. олицетворение

  4. анафора

  5. парцелляция

  6. ряды однородных членов предложения

  7. сравнение

  8. антитеза

  9. синтаксический параллелизм

Правильное выполнение заданий 8 и 22 оценивается 2 баллами. Задания считаются выполненными верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению заданий, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа.
2. В формулировке задания 27 (развёрнутый ответ) указана проблема, требуется дать комментарий

авторской позиции по проблеме. При обосновании своего отношения к позиции автора не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
3. В соответствии с видоизменённой формулировкой задания 27 скорректирована система оценивания развёрнутого ответа. Осуществлён переход с двенадцатикритериальной на десятикритериальную систему оценивания сочинения-рассуждения. В частности, исключён критерий, связанный с самостоятельным поиском экзаменуемым проблемы, так как само задание 27 теперь содержит формулировку проблемы. Подходы, ранее связанные с оцениванием речевых повторов в рамках исключённого критерия «Богатство речи», сохранены при оценивании соблюдения речевых норм (критерий К10).
4. Критерий «Фактическая точность речи» перенесён в часть речевого оформления сочинения (с позиции К12 на позицию К4). Критерий «Соблюдение этических норм» также перенесён в часть речевого оформления сочинения (с позиции К11 на позицию К6).
5. Максимальные баллы за оценивание соблюдения грамматических норм (критерий К9) и речевых норм (критерий К10) увеличены до 3 баллов. Первичный балл за развёрнутый ответ увеличен с 21 балла до 22 баллов.
6. Увеличен порог с 69 до 99 слов, при котором экзаменационное сочинение не проверяется (по всем критериям ставится 0 баллов). Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы сохранён и составляет 50 баллов.



Изменения в КИМ ОГЭ 2025 года по сравнению с 2024 годом

Изменения структуры КИМ отсутствуют.


В формулировки и систему оценивания выполнения заданий 13.1, 13.2, 13.3 внесены следующие корректировки:
1. В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение на основе опорного текста) последовательно использовано понятие «пример» без дифференциации на пример-иллюстрацию и пример-аргумент. Предполагается, что подобная дифференциация в большей степени характерна для ЕГЭ по русскому языку.

2. В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 снято ограничение на способы обращения к прочитанному тексту. Экзаменуемый имеет право использовать различные способы работы с прочитанным текстом – не только в виде цитаты или ссылки на номера предложений, но и, например, в виде сжатого выборочного пересказа.
3. Переформулировано задание 13.1: цитата на лингвистическую тему заменена вопросом.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют лексические повторы
4. В формулировку задания 13.3 в соответствии с критериями оценивания включена возможность приводить экзаменуемым примеры только из прочитанного текста. При этом введено ограничение видов примеров из жизненного опыта: «Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра».

5. Критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» во всех форматах развёрнутого ответа переименован в «Логичность речи»; скорректировано понятийное наполнение критерия «Композиционная стройность».
6. Приведена к единообразному представлению система оценивания грамотности и фактической точности речи в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В частности, увеличено с 2 до 3 максимальное количество баллов по критериям ГК1 «Соблюдение орфографических норм», ГК2 «Соблюдение пунктуационных норм», ГК3 «Соблюдение грамматических норм» и ГК4 «Соблюдение речевых норм».
7. Уменьшено (по аналогии с ЕГЭ) с 10 до 8 количество баллов расхождения между двумя экспертами для выхода работы на третью проверку.
8. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы увеличен с 33 до 37.

В документы, определяющие структуру и содержание КИМ, внесены следующие корректировки.
1. 
По аналогии с кодификатором ЕГЭ в кодификатор ОГЭ включён список источников, используемых разработчиками при составлении заданий КИМ.
2. В настоящей спецификации уточнена технология использования орфографического словаря на экзамене участниками ОГЭ и предъявлены требования к орфографическим словарям, которые могут использоваться в рамках экзаменационной процедуры.






Изменения в КИМ ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку 2025 года по сравнению с 2024 годом