СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет к выступлению по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буклет к выступлению по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"»



16. Задания на разрушение стереотипов

Угадай пословицы и поговорки

Безделье любителя запугивает (Дело мастера боится)

Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

Безделью часы — унынию год (Делу время — потехе час)

Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)

Будней — пять, а выходных — два (Делу — время, потехе — час)

Буквы как орлы – прилетают и ускользают (Слово не воробей — вылетит, не поймаешь)

Великое безделье хуже крошечного бизнеса (Маленькое дело лучше большого безделья)

Весела ночь под утро, ведь отдыхать некому (Скучен день до вечера, коли делать нечего)

Вклад невыплатой ужасен (Долг платежом красен)

Глазами стариков умалчивается ложь (Устами младенца глаголет истина)





Все методы, используемые на уроках, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.















Грамотность- это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и тем самым расширять свой внутренний мир.

Функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Составляющие ФГ:

  • Читательская грамотность

  • Естественно-научная грамотность

  • Финансовая грамотность

  • Математическая грамотность

  • Глобальные компетенции

  • Креативное и критическое мышление

Креативное мышление это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму.

Игры:

Перевоплощение в вещь, животное.

Составление предложений

Нарисуй настроение

На что это похоже?

1. Техника креативного письма

Благодаря этой технике развития креативного мышления ребёнок задействует воображение. Вот возможные задания на креативное мышление:

• поменять место действия в известной сказке,

• переписать концовку рассказа,

• изменить характер главного персонажа в книге.

2. Игры и занятия на творчество и логику

Развитию креативного мышления у детей способствует:

• рисование и лепка,

• конструкторы и пазлы,

• головоломки и задачи на логику, шахматы

3. Упражнение «Откуда, почему, что, как»

Предлагается предмет или картинка предмета, назначение которого не вполне очевидно. Ребёнок угадывает:




Каждый из нас многодетный родитель.

Для многих детей он как личный водитель.

Детские души мы учим летать.

Кто-то из цифр, вдруг сказку разложит,

Кто-то червей по хвостам отличать,

Кто-то по-русски красиво кричать,

Атомы двигать и школу взорвать,

Высоко прыгать и быстро бежать,

В картинке увидеть язык программиста,

И по-английски поздравить министра,

Детские мысли отправить в полет,

В школьном подвале собрать звездолет.

Каждый из нас великий мыслитель,

Для детской души он как ангел- хранитель,

Труд наш бесценен, хочу вам сказать,

И пусть в нашей жизни все будет на пять!






• для чего предназначен предмет,

• из какой он сферы,

• как используется.

4. Упражнение «Ассоциации»

Цель игры — назвать любой предмет и подбирать к нему самые неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, которые приходят в голову.

5. «Определяйка», когда предлагается 3 слова (например: квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический, жёлтый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три определения.

6. «Подходит-не подходит», где берётся любое существи-

тельное и называются 5 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «стол — большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» .

Это бывает легко, но затем детям предлагается назвать 5 прилагательных, которые этому существительному не под-

ходят. Это не так-то просто как, может показаться на первый взгляд.

7. «Безумный генетик», когда ребята рисуют животное,

которое будет содержать как можно больше признаков

разных существующих животных. Хвост — как у павлина,

тело червяка, передние ласты — как у тюленя, задние ноги —

как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки… Придумывается ему название, вроде «петупингвиморж» или «мухолин»

8. «А что если бы?...». Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие:

-Что если бы люди вели ночной образ жизни?

-Что если бы собаки могли летать?

9. «Вспоминай-ка», когда детям нужно вспомнить как выгля-

дит, например, сосед по парте. Прошу повернуться к нему

спиной и описать: какие у него глаза, волосы, костюм, на

какой щеке у него родинка, на каком пальце царапина и т.д.





Городское методическое объединение учителей начальных классов

Выступление по теме:

«Формирование функциональной грамотности на уроках».

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци




Анохина Наталья Васильевна

учитель МАОУ СОШ №3

г. Новый Уренгой

2024 г



10. «Что на что похоже», где рисуют изображения из геометрических фигур, дети придумывают целые страны, такие как «Кругляндия» или «Страна квадрашек»

11. Расшифровщик

Возьмите любое слов из трех или четырех букв и

придумайте как можно больше вариантов аббревиатур.

Например

КОТ -

КОТ -

КОТ -

12. Варианты использования Выберете любой предмет и придумайте как можно больше вариантов, как его можно применить. Чем больше ситуаций вы вообразите, тем лучше.Например: Вилка. Как можно использовать?

13. 5 + 5

Выберите любое существительное, какое хотите. Придумайте 5 прилагательных, которые его характеризуют. Это просто. Например: Диван

Мягкий, удобный, чистый, большой, широкий. Теперь придумайте 5 прилагательных, которые совершенно к нему не подходят. Это уже довольно затруднительно, подумайте как следует. Допустим, для дивана это будет: Пасмурный, дождливый, ветренный, активный, интенсивный.

14. Образ на основе фигуры

Ваша задача нарисовать на листе несколько одинаковых фигур. Это могут быть кружочки, квадратики, треугольники или что угодно. Затем нужно включить таймер и за 1 минуту дорисовать как можно больше картинок. После остановки таймера, посмотрите на картинки и продолжите рисовать уже спокойно.

15. Задания на выявление разных точек зрения

Составьте рассказ от имени другого персонажа»

Опишите один день этой вашей воображаемой жизни. «Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии.