СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Как реагировать на детские страхи"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет "Как реагировать на детские страхи"

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Как реагировать на детские страхи"»

Страх – это естественная эмоция, которую порой испытывают все живые существа.   

Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Ребенок постепенно наращивает в себе способность и умение справляться с самыми разными ситуациями, представляющими для него угрозу. Однако некоторые дети испытывают навязчивые страхи (боятся собак, темноты и т.п.). Всем детям важно научиться обходиться со своими страхами, а тем, кому страхи существенно осложняют жизнь — особенно.

Ваш ребенок может быть пугливым и часто испытывать страх, если:

  • он очень восприимчив и у него развито воображение;

  • он обладает слабым типом нервной системы, впечатлителен и раним;

  • его безопасность была нарушена ранее из-за какого-то происшествия, события; он получил психологическую травму; в семье или окружении ребенка происходили потери, тяжелые болезни, необъясненные ребенку события;

  • взрослые чрезмерно опекают ребенка и не дают, возможно, и ему самому спра­виться с какими-то делами и ситуациями, он не уверен в своих силах, очень сильно опирается на взрослых;

  • его осуждают или наказывают за проявленный страх.

Наиболее частые страхи

Страх потери близких людей (особенно матери), собственной смерти, болезни, темноты, страх животных, засыпания, необъяснимых явлений (приведения, инопланетяне, звуки, тени, ожившие игрушки и т.п.); героев сказок и фильмов; перемен, предстоящих событий, новой деятельности, незнакомых людей, агрессии со стороны других детей и взрослых, — всего, что, как кажется ребенку, представляет угрозу его жизни.

Существует возрастная специфика детских страхов. В 2—3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), громких звуков, замкнутого пространства, одиноче­ства, темноты. В 3—4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, страх сказочных персонажей. У детей 6—7 лет (а иногда и раньше) может поя­виться страх смерти, своей или своих близких.

Родителям важно знать, что:

Детские страхи — это нормально и часто неизбежно, поскольку дети ощущают себя маленькими, физически слабыми в сравнении с любым взрослым.Страх — это здоровая реакция на реальную или потенциальную угрозу.

Мальчики боятся не меньше, чем девочки, поскольку они все равно физически слабее любых объектов и явлений взрослого мира.

Начиная с 5—6 лет, дети начинают осознавать и перерабатывать тему смерти. Это естественный и необходимый ребенку процесс.

Как реагировать на детские страхи:

  1. Не стоит логически разубеждать ребенка, говорить ему, что бояться нечего. Он уже боится, и ваша логика ему не поможет. Лучше сказать: «Я с тобой». Мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем убежде­ние, чтение морали.

  2. Нет смысла говорить: «Посмотри на меня: я же не боюсь!». Вы — большой, взрослый и сильный. Вам значительно легче не бояться. Ребенок понимает, что он в разы меньше вас и физически слабее. Если уж и говорить: «Я не боюсь», то не в контексте «Я — смелый, а ты — трусливый», а в контексте «Я — взрослый и я смогу защитить тебя».

  3. Не нужно избегать тем, которые пугают ребенка. Если он хочет с вами поговорить о своих страхах, не стоит от него отмахиваться или пытаться переключить его внимание на другие темы. Высмеивание страхов также недопустимо: ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один. Проговаривание сильно уменьшает силу страха.

  4. Дети часто рисуют или проигрывают свои страхи. Игра и рисование позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагиро­вать на нее. Если у ребенка есть желание поделиться с вами, можно предложить ему слепить свой страх из пластилина или глины, «пообщаться» со страхом, проигрывая его в маленьких сценках, сочинить сказку со счастливым концом и т.п.

  5. При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну. Спокойное, доброе отношение родителей, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами.

  6. Важно создать дома такую атмосферу, в которой малыш будет чувствовать себя в безопас­ности: спокойная, внимательная, нежная мама и папа, излучающий стабильность и безо­пасность, — лучшая защита от детских страхов.

  7. Чтобы помочь ребёнку пережить страх, можно предложить посмотреть детские художественные и мультипликационные фильмы, или почитать сказки и другие художественные произведения, в которых герои преодолевают свой страх.

  8.  Для уменьшения у детей дошкольного возраста важно исключить просмотр детьми художественных фильмов – «ужасов».

Рекомендуемые художественные фильмы для детей:

  • «Приключения Карика и Вали»;

  • «Новогодние приключения Маши и Вити»;

  • «Приключения жёлтого чемоданчика.

Рекомендуемые мультипликационные фильмы для детей:

  • «Бояка мухи не обидит»;

  • «Змей на чердаке»;

  • «Нехороший мальчик»;

  • «Ничуть не страшно»;

  • «Дедушка Ау».

Рекомендуемая художественная литература для совместного чтения с детьми старшего дошкольного возраста:

  • «Приключения жёлтого чемоданчика» Софья Прокофьева;

  • «Тук-тук-тук» Николай Носов;

  • «Живая шляпа» Николай Носов;

  • «Прятки» Николай Носов;

  • «Находчивость» Николай Носов.

Желателен  сон с 21 часа в зимнее время, и с 22 часов -  в летнее, поскольку ранний сон способствует появлению ощущения спокойствия.

 

Источник: http://www.dou40.eduusolie.ru/index.php/pedagogicheskaya-masterskaya-konsultatsii-sovety-poleznaya-informatsiya/39-sovety-psikhologa/49-psikholog-v-dou





















Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47 «Радужный» города Новочебоксарска Чувашской Республики



КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ДЕТСКИЕ СТРАХИ.



2019