Цель – это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства и результат. Педагогическая деятельность не исключение.
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и обучающимися результатов их взаимодействия, в соответствии с которыми отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса. Она определяет требования к педагогическому процессу и служит эталоном для оценки результатов.
Методологические требования к определению целей образования:
цели образования должны отражать реальные возможности системы образования в развитии личности;
они не могут выступать как конкретизация социальных функций системы образования;
эти цели не могут являться конкретизацией идеала личности, ибо потенциал системы образования всегда будет недостаточен для формирования идеальной личности;
социальные функции системы образования и идеал личности могут выступать как критерии отбора целей образования;
необходимо различать цели воспитания, цели образования, цели обучения, цели развития системы образования.
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»
(ГБПОУ КК ЕПК)
Отделение школьного образования
44.02.02. Преподавание в начальных классах
Студентка Ш-21 группы
Пучко Дарья Дмитриевна
Буклет на тему:
«Алгоритм формулировки цели и задач урока».
Ейск, 2021
Подходы к понятию «педагогическая задача»
1. Педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика;
2. Педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихся;
3. Педагогическая задача выступает как некоторая знаковая модель педагогической ситуации.
Среди особенностей целеполагания в рамках субъект - субъектных отношений выделяет осознание и оценку:
предмета совместной деятельности с позиции другого человека;
внутреннего мира другого человека как равноправного субъекта полагания и реализации цели;
своего собственного внутреннего мира, своих действий по постановке и реализации цели с позиции другого человека.
Классификация педагогических задач:
1. Стратегические задачи.
2. Тактические задачи.
3. Оперативные задачи.
Решение задачи – это творческая мыслительная и соответствующая практическая и взаимосвязанная деятельность ученика и учителя.
Решить педагогическую задачу – значит помочь ученика подняться с одного уровня развития на другой, более высокий.
Специфика педагогической задачи состоит и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником.
Нельзя не учитывать и проблему средств решения педагогических задач, так как они могут быть внутренними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными для субъектов, но используемыми ими.
Аспекты задач урока:
1. Образовательный (определение объёма и уровня знаний, уровня сфорсированности умений и навыков)
2. Воспитательный (формирование мировоззренческих идей и качеств личности - нравственных, эстетических, экономических)
3. Развивающий
- способствование овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, систематизация);
- реализацию реальных возможностей для развития речи у каждого ученика;
- обеспечения овладения всеми видами памяти, развитие познавательных интересов, развитие самостоятельности.