Дети с ограниченными возможностями здоровья
– это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Нарушение связной речи у детей с ОВЗ обусловлены многими факторами:
недостаточным анализом ситуации,
трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов,
нарушением смыслового программирования содержания связного текста,
недоразвитием способности удерживать программу,
неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой,
недостаточной сформированностью диалогической речи,
дети с ОВЗ часто не осознают необходимости передавать содержание какого-либо события так, чтобы оно было понятно слушающему, они не ориентируются на собеседника,
нарушения всех компонентов языка у детей с ОВЗ.
Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развёрнутого смыслового высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.
Связная речь
это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.
Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение.
ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА
1. Подробный, или близкий к тексту;
2. Краткий или сжатый;
3. Выборочный;
4. С перестройкой текста;
5. С творческими дополнениями.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА:
1.«Расскажи самому себе».
2.Пересказ в диалогических парах.
3.Пересказ по кругу.
4.Пересказ группе детей.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ
1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.
2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
3. Последовательность и связность пересказа.
4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
5. Плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз.
6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Основные задачи педагога:
1. закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
2. формирование навыков построения связных монологических высказываний;
3. развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
4. целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
Развитие связной речи:
1. усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);
2. формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;
3. обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
Порядок работы:
1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям даёт рассказ педагога.
2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда даёт детям необходимые речевые средства.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа педагога.
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путём использования образца рассказа педагога и его вопросного плана.
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид упражнений из всех, какие используются на первом году обучения. Отсутствие образца рассказа и плана ещё более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и, возможно, начало работы над творческим рассказыванием.
Упражнения
1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ.
Педагог произносит предложение и предлагает ребёнку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет.
Посадил дед картошку.
2. Установление порядка предложений в рассказе.
Педагог произносит пары предложений и предлагает ребёнку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.
3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности.
Педагог предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова – названия действий (вошли, взял, взяла, катал, играли, причёсывала), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже.
4. Подбор слов.
-Алла сажала цветы. А что ещё можно сажать? (репку, картофель, семена, саженцы, деревья, кусты и т.д.)
Педагог помогает ребёнку наводящими вопросами, показом соответствующего жеста, но не называет объекты, добиваясь активизации словарного запаса ребёнка.
5. Замена действия в предложении.
Педагог читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки6. Словарная работа. Уточнение значения некоторых слов.
7. Составление предложения, логически связанного с предыдущим.
8. Нахождение предложений, логически не связанных с рассказом.
9. Добавление к названному слову – обозначению предмета соответствующего слова, обозначающего действие, и составление предложения.
10. Подбор объектов к словам-определениям.
К этому периоду на лексико-грамматических занятиях логопеда начинается работа по подбору нескольких определений к одному объекту, и данное упражнение помогает накапливать пассивный словарь признаков. Слова, обозначающие признаки, полезно проговорить с ребёнком по несколько раз, а при рекомендации логопеда – заучить.
11. Подбор действий к субъектам действия.
При подборе действий взрослый помогает ребёнку жестом, подсказывающим словом, мимикой. Добиваясь самостоятельного называния слов.
12. Выбор из рассказа слов, обозначающих действия, и восстановление по ним предложения.
Педагог просит вспомнить слова, обозначающие действия, из рассказа и составить предложения с этими словами.
13. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений.
Педагог просит ребёнка определить, какое действие совершилось раньше, какое – позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа.
14. Образование наречий от прилагательных.
15. Образование имён собственных с уменьшительно-ласкательными и др. суффиксами.
16. Восстановление предложения по наречию.
Педагог предлагает ребёнку вспомнить, каково было герою в разных ситуациях, и назвать эти слова по порядку. Затем, называя наречие, взрослый просит вспомнить предложение целиком.
Последовательно применяя перечисленные этапы и методы обучения, удаётся сформировать связную речь у тех детей, которые изначально не владеют развёрнутыми смысловыми высказываниями, подменяя их называнием перечня предметов, действий либо набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз.
Литература:
1. Т.А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г.
2. Глухов В.П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию». Дефектология №2, 1994, с.56 – 73.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. «методика развития течи и обучение родному языку дошкольников. М., 2009г.
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников» М., Академия, 2008г.
ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат»
Буклет на тему:
Развитие связной речи у учащихся
с ОВЗ
Подготовила:
учитель – логопед Табакова К.С.
Благовещенск - 2020 год