Степени зависимости
– Увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера (телефона). В этот период застревание за компьютером (в телефоне) обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.
– Состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером (в Интернете) более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения – компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
– Выраженная зависимость.
Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно – снижение успеваемости.
– Клиническая зависимость. На данной стадии зависимости клиенту необходима помощь психиатра, психолог выполняет функцию диспетчера. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность, отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потухший и пустой, потеря аппетита и интереса к жизни.
Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную (Интернет) зависимость?
Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко. Если ребенок серьезно «завис», то резкое отучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (суициду, уходу из дома)
Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние ребенка.
Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера (из интернета).
Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве
Ищите психолога, имеющего опыт решения проблем компьютерной(интернет) зависимости.
ГОУ «КОЦО»
Увлечение или диагноз?
Проблема компьютерной (Интернет) зависимости
Кемерово 2020
Причины возникновения компьютерной (Интернет) зависимости
Отсутствие навыков самоконтроля у ребенка.
Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляции своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.
Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребёнка.
Не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять ее. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них. Ребёнка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит, слушать и самое главное – слышать советы и рекомендации. Родители не научили ребёнка преодолевать жизненные трудности
Невежество взрослых.
Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером (Интернетом), пользы и вреда от него.
Нарушение детско-родительского взаимодействия.
Покупка дорогостоящей игрушки – компьютера (телефона) связана часто с нежеланием родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности и ребёнок, лишенный родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером (телефоном). Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться. Отсутствует контроль со стороны родителей.
Трудности организации досуга подростков.
Бурная переписка подростка способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передает эмоций и чувств.
Индивидуально-психололгические особенности детей.
Не уверенный в себе ребенок, с низкой самооценкой, нецелеустремленный, зависимый от мнения окружающих. Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» товарищем.