ПРОВЕДЕМ ЛЕТО С ПОЛЬЗОЙ!
Шпаргалка для родителей
«Что должен знать и уметь ребёнок к концу учебного года ?...» 2 младшая группа
Составитель:.воспитатель
Лариса Сергеевна Косых
МБОУ ОСОШ №3 структурное подразделение
детский сад «Берёзка»
г.Очёр
май 2021г
Введение
Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце,
Так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В.Сухомлинский
Экспериментальный опыт показал, что система требований к концу учебного года для одних детей вполне доступна, для других же – непосильна.
Поэтому выделяется 3 уровня развития:
1-й уровень – это тот материал, который обязательно должен быть усвоен всеми детьми к концу года.
2 – уровень – это зона ближайшего развития детей, т.е. материал усвоен «сходу».
3 – уровень – это зона «дальнего развития». Это знания большие, чем положено по возрасту.
Мы же ориентируемся на 1-й уровень развития. Желательно, чтобы к концу года дети овладели следующими операциями:
С помощью приведенных ниже тестов, вы сможете определить уровень развития своего ребёнка, выявить, в каких областях знаний он преуспевает, а какие нуждаются в дополнительном внимании. А, главное, вы сможете проверить результат проделанной работы по развитию ребёнка и подготовить его к следующему этапу получения новых знаний.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого).
Пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой).
Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
Ребенок умеет ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении.
Умеет бегать не наталкиваясь, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости.
Может ползать на четвереньках.
Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах.
Может брать, держать, переносить, катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом об пол, бросать вверх 2-3 раза подряд и ловить его.
Лазать по лесенке - гимнастической стене .
Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Ребенок отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
Рассматривает игрушки, сюжетные картинки. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунок в книге, вопросы воспитателя.
Умеет составить рассказ из 3-4 предложений об игрушке (какая она?).
Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
В речи ребенка появляется обобщающие понятия, такие как: транспорт, профессии, время года, мебель, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.
Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми, проявляет интерес к общению со сверстниками: привлекает к совместной игре, сам включается в игровое общение, проявляя речевую активность.
Речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Уметь воспринимать небольшие потешки, сказки, рассказы без наглядного сопровождения.
Читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.
Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Ребенок знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
Умеет строить по образцу, но затрудняется строить по заданным условиям, а так же конструировать по собственному замыслу.
Умеет группировать предметы по цвету, форме, размеру.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
( синий, красный, жёлтый, зелёный), знать чёрный и белый и некоторые оттенки – голубой, розовый.
Различает геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, овал.
Различает предметы по величине – большой, маленький, средний.
По количеству - один и много предметов, используя слова «один», «много» , «мало», «ни одного» .
Понимать вопрос «сколько?». Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения комментировать свои действия словами больше – меньше, поровну .
Считает до 5, различает цифры - 1,2,3,4,5. Устанавливает соответствие между количеством и цифрой.
Ориентируется в пространстве – «вверху», «внизу», «впереди», «сзади», «на», «под».
Различают части суток – утро, день, вечер, ночь.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Рисование
Ребенок правильно держит карандаш, кисть.
Может создавать простейшие изображения красками, карандашами, используя при этом прямые, наклонные и округлые линии.
Подбирать цвета, соответствующие изображениям предметов.
Эмоционально откликаются на интересные выразительные иллюстрации, радуются красивому рисунку.
Лепка
Ребенок умеет отщипывать от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар.
Могут создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их, путем прижимания друг к другу.
Аккуратно выкладывать вылепленные предметы на дощечку.
Аппликация
Ребенок умеет предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение.
Умеет аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры и прикладывать намазанной стороной к листу бумаги, плотно прижимая салфеткой.
Так же имеет понятие «аккуратно работать» и получать радость от полученного изображения.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Ребенок имеет представление о признаках времен года, об изменениях в поведении птиц и животных в то или иное время года.
Труд людей, в то или иное время года, профессии.
Называет некоторые деревья, растения, животных и их детенышей.
Проявляет бережное отношение к природе.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Называть основные части: растений стебель, лист, цветок .
Находить и называть у деревьев ствол, ветки, листья.
Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 2-3 вида овощей и фруктов.
Выделять растительные группы (дерево, куст, трава) .
Различать животных ближайшего окружения: звери, птицы, рыбы называть приспособления животных к среде обитания: рыбы плавают в воде, птицы летают и т. д.
Знать и называть домашних и диких животных : домашние – собака , кошка, корова, коза, куры, петух дикие – заяц, лиса, медведь, волк.
Учить детей выделять и называть отличительные особенности внешнего вида ( у коровы и козы рога, у лисы длинный пушистый хвост) и т.д.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Ребенок приветлив с окружающими, дружелюбно настроен, любознателен, задает много вопросов.
Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками.
Отражает в играх различные сюжеты.
В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней.
Говорит о себе в первом лице, хорошо знает свое имя и фамилию, возраст, положительно оценивает себя.
Знает имя и отчество своих воспитателей и помощника воспитателя.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Стараться самостоятельно - одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы.
Складывать и вешать в шкаф.
Развязывать шнурки ботинок, застёгивать и расстегивать пуговицы.
Учить замечать непорядок в одежде и устранять его.
Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить в основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем дошкольном возрасте.
Закон РФ «Об образовании» ст.18.
Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме.
Если вы видите, что с какими – то заданиями ребёнок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !