Упражнения для развития подвижности челюстей и языка игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т.д.). Дыхательная гимнастика 1. Задуть свечку. Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и на расстоянии ладони задуть горящую свечу. 2. Футбол. Из ваты скатываются шарики, из ручек или еще чего нибудь мастерятся ворота (на столе). Ребенок вытянув губы трубочкой (похоже на подготовку к поцелую) должен задуть ватные мячики в ворота с растояния см 20-30. 3. Веселый снегопад. Из ваты скатываются шарики. Укладываются на прямую ладошку ребенка и он, вытянув губы трубочкой, должен как можно дальше их сдуть. Можно встать напротив дивана и попробовать попасть шариками-снежинками на него. 4. Загони мяч в ворота. Дуя на шарик для пинг-понга, погонять его по столу или заставить покатиться вверх по пологой наклонной плоскости. 5. Пушинка. Взять небольшой кусочек ватки, размять его в виде перышка (блинчика - кому как больше нравится), положить на кончик носа, нижнюю губу немного выдвинуть вперед и направить воздух на ватку. При правильном выполнении данного упражнения ватка улетает с носа в вертикальном положении. Здесь важно следить, чтобы ребенок выдвигал вперед только нижнюю губу, а не всю челюсть, когда дует на ватку. 6. Кораблики. Из бумаги делаете два кораблика (как в детстве), берете посудину для воды (таз, например), погружаете туда кораблики и играете в игру "Чей кораблик быстрее доплывет до берега". Губы вытянуты в трубочку, и при выдохе воздушная струя направлена на кораблик | Примеры упражнений для развития подвижности языка • облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.); • мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка; • производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы; • громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами); • захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум; • закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону. Постарайтесь не слишком увлекаться тем, что вы ОБУЧАЕТЕ малыша, не превращайте для него увлекательный процесс познания мира в учебу, иначе вы можете уничтожить мотивацию к общению и дальнейшему развитию речи. | МАОУ СОШ № 6 им. С.Т. Куцева Солнечные дети Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех! Они очень нуждаются в принятии и любви, но любви максимально деятельной. Подготовила: педагог – психолог Фоменко Наталья Анатольевна | ст-ца Кущёвская 2021 г |
Синдром (или болезнь) Дауна (СД) Хромосомная патология, вызывающая нарушение умственного развития и сопровождающаяся характерными изменениями внешности. В норме у человека 46 хромосом (23 от матери и 23 от отца). При синдроме Дауна от любого из родителей передается еще одна дополнительная хромосома. Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи: - скопление жидкости в ухе; - частые инфекции среднего уха; - потеря слуха; - низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него; - сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; - повышенная или пониженная чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта. | Ребенок с СД обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Обычно дети с СД понимают намного больше, чем могут сказать! Чаще всего дети с СД без проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей. Чем больше они общаются с разными людьми – братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском саду, в школе, с друзьями, - чем больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они усвоят. специалисты начинают заниматься развитием речи с такими особенными детьми , начиная с возраста примерно 8 месяцев. Начало занятий зависит от: - когда ребенок способен сидеть с поддержкой, - фокусировать взгляд на предмете, - обращать внимание на специалиста. Дома необходимо работать: - над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза), - над взглядом на предмет, - над развитием аудиторных навыков (навыки слухового восприятия: музыкальные игрушки, погремушки, «шумовые коробочки»), - над пополнением пассивного словаря. | Большинство детей с СД начинают использовать жесты для обозначения предметов к своему первому дню рождения, а первые слова – между двумя и тремя годами. Некоторые начинают говорить позже, к 4-5 годам. Упражнения для стимулирования имитации речевых звуков - Посмотрите на ребёнка. - Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». - Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. - Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. - Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому. |