СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет Солнечные дети

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

рекомендации по развитию особенных детей с синдромом Дауна

Просмотр содержимого документа
«Буклет Солнечные дети»

Упражнения для развития подвижности челюстей и языка

игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т.д.).

Дыхательная гимнастика

1. Задуть свечку. Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и на расстоянии ладони задуть горящую свечу.

2. Футбол. Из ваты скатываются шарики, из ручек или еще чего нибудь мастерятся ворота (на столе). Ребенок вытянув губы трубочкой (похоже на подготовку к поцелую) должен задуть ватные мячики в ворота с растояния см 20-30.

3. Веселый снегопад. Из ваты скатываются шарики. Укладываются на прямую ладошку ребенка и он, вытянув губы трубочкой, должен как можно дальше их сдуть. Можно встать напротив дивана и попробовать попасть шариками-снежинками на него.

4. Загони мяч в ворота. Дуя на шарик для пинг-понга, погонять его по столу или заставить покатиться вверх по пологой наклонной плоскости.

5. Пушинка. Взять небольшой кусочек ватки, размять его в виде перышка (блинчика - кому как больше нравится), положить на кончик носа, нижнюю губу немного выдвинуть вперед и направить воздух на ватку. При правильном выполнении данного упражнения ватка улетает с носа в вертикальном положении. Здесь важно следить, чтобы ребенок выдвигал вперед только нижнюю губу, а не всю челюсть, когда дует на ватку.

6. Кораблики. Из бумаги делаете два кораблика (как в детстве), берете посудину для воды (таз, например), погружаете туда кораблики и играете в игру "Чей кораблик быстрее доплывет до берега". Губы вытянуты в трубочку, и при выдохе воздушная струя направлена на кораблик

Примеры упражнений для развития подвижности языка

• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);

• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;

• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;

• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);

• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;

• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.


Постарайтесь не слишком увлекаться тем, что вы ОБУЧАЕТЕ малыша, не превращайте для него увлекательный процесс познания мира в учебу, иначе вы можете уничтожить мотивацию к общению и дальнейшему развитию речи.


МАОУ СОШ № 6 им. С.Т. Куцева





Солнечные дети



Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех! Они очень нуждаются в принятии и любви, но любви максимально деятельной.



Подготовила:

педагог – психолог

Фоменко Наталья Анатольевна


ст-ца Кущёвская

2021 г



Синдром (или болезнь) Дауна (СД)

Хромосомная патология, вызывающая нарушение умственного развития и сопровождающаяся характерными изменениями внешности. В норме у человека 46 хромосом (23 от матери и 23 от отца). При синдроме Дауна от любого из родителей передается еще одна дополнительная хромосома.

Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи:

- скопление жидкости в ухе;

- частые инфекции среднего уха;

- потеря слуха;

- низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него;

- сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка;

- повышенная или пониженная чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта.


Ребенок с СД обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Обычно дети с СД понимают намного больше, чем могут сказать! 

Чаще всего дети с СД без проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей. Чем больше они общаются с разными людьми – братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском саду, в школе, с друзьями, - чем больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они усвоят. 


специалисты начинают заниматься развитием речи с такими особенными детьми , начиная с возраста примерно 8 месяцев.

Начало занятий зависит от:

- когда ребенок способен сидеть с поддержкой,

- фокусировать взгляд на предмете,

- обращать внимание на специалиста.

Дома необходимо работать:

- над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза),

- над взглядом на предмет,

- над развитием аудиторных навыков (навыки слухового восприятия: музыкальные игрушки, погремушки, «шумовые коробочки»),

- над пополнением пассивного словаря.


Большинство детей с СД начинают использовать жесты для обозначения предметов к своему первому дню рождения, а первые слова – между двумя и тремя годами. Некоторые начинают говорить позже, к 4-5 годам. 

Упражнения для стимулирования имитации речевых звуков

- Посмотрите на ребёнка.

- Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа».

- Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук.

- Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам.

- Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук.



Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому.