СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "ТРИЗ – теория решения изобретательских задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В целях математического развития детей рекомендуется проводить ТРИЗ -игры

Просмотр содержимого документа
«Буклет "ТРИЗ – теория решения изобретательских задач"»

В целях математического развития детей рекомендуется проводить ТРИЗ - игры такие как:


Младший возраст:

«Много – мало» (Формировать понимание относительности количества).

«Фигуры» (Учить детей определять главную функцию предмета, закреплять знания о геометрических фигурах, ориентацию в пространстве).

«Где живёт?» (Учить детей выявлять надсистемные связи, развивать речь, мышление).

«Волшебная верёвочка» (Учить измерять и сравнивать величины с помощью условной мерки, развивать внимание, память, мышление).

 

Средний возраст:

«Что умеет делать?» (Учить называть действия предметов, развивать умение, развивать арифметические действия, логическое мышление).

«Чем был - чем стал?» (Учить детей видеть изменения в количестве, упражнять в правильном назывании цифр числового ряда).

«Раньше - позже» (Учить устанавливать причинно – следственные связи, умение видеть предмет или явление в прошлом, настоящем).

«Волшебный светофор» (Учить выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, речь).

«Теремок» (Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах).


Старший возраст:

«Чем был - чем стал?» (Учить детей определять линии развития объекта,развивать логическое мышление, речь).

«Раньше - позже» (Учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия сегодня, завтра, вчера, развивать речь, память).

«Волшебный светофор» (Развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения).

«Теремок» (Отмечать похожесть и различия объектов. Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах).


Описание игр:

При ознакомлении с понятиями «много» - «мало»:

В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

Д: Игрушек, овощей в огороде…

При уточнении понятия относительности размера:

В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда стоит рядом кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.


При уточнении понятия «цена», «стоимость»:

В: Раньше было дорогим для тебя, а стало бесценным.

Д: Был маленьким хорошим ребенком, его все любили, он был дорог, вырос, стал нехорошим человеком, его перестали любить; игрушка подаренная, а потом надоевшая или сломавшаяся.


При ознакомлении с геометрическими фигурами:

На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других форм.

Например: «Раз, два, три, все у кого изображены предметы круглой формы, ко мне беги!» и так далее. Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).

При закреплении геометрических форм:

В: Поиграем в игру. Я показываю геометрическую фигуру, а вы называете предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм. Кто последний назовет - тот и выигрывает. Прямоугольник.

Д: Стол, окно, коробка из-под карандашей…

В: А у стола что прямоугольное?

Д: Крышка стола, дно ящика, боковые…


«Где живёт?»

В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.

В: Где живет цифра 3?

Д: В днях недели, в месяцах года.

В: Где живет цифра 5?

Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.


«Волшебная верёвочка» (при обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки):

В: Как можно использовать веревочку?

Д: Ей можно измерить все.

В: Например?

Д: Комнату, высоту дома, свой рост.


«Что умеет делать?»

В: Что может цифра «4»?

Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой.

В: Что может треугольник?

Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы.

В: Что может знак «+»?

Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.

«Чем был - чем стал?»

В: Было числом 4, а стало числом 5.

Д: 4+1=5

В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

Д: 1

В: Было число 5, а стало3. Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?

Д: 5-2=3

«Раньше-позже»:

В: Какая часть суток сейчас?

Д: День.

В: А что было раньше?

Д: Утро.

В: А раньше?

Д: Ночь.

В: А еще раньше?


При закреплении понятий «сегодня», «завтра», «вчера»

В: Какой сегодня день недели?

Д: Вторник.

В: А какой день недели был вчера?

Д: Понедельник.

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра…









ТРИЗ

теория решения изобретательских задач












2025