Артикуляционная гимнастика – это комплекс правильно выполняемых артикуляционных упражнений.
Цель:
- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Правила проведения артикуляционной гимнастики:
упражнения необходимо выполнять ежедневно по 3-5 минут, несколько раз в день
упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, следить за четкими и правильными движениями артикуляционного аппарата
каждое упражнение выполняется 10 - 20 раз
Упражнения выполнять под счет, под музыку, с хлопками, с пальчиками
Нельзя принуждать детей заниматься, лучше предложите ребенку поиграть с язычком.
Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.
Звук «Р»
При произнесении звука «р»:
- положение губ нейтральное,
- зубы сближены до расстояния 4-5мм,
- кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,
- спинка языка опущена,
- задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- сильная струя воздуха проходит посередине,
- голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука «Рь» положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.
Артикуляционная гимнастика. Звук «Р»
«Окошко»
- Открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно».
«Качели»
- Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губы – движения вверх – вниз.
«Лошадка»
- Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.
«Грибочек»
- Широкий, плоский язычок присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.
«Непослушный язычок»
- Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
«Иголочка»
- Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).
«Красим заборчик»
- Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» - кончиком языка. Движения вверх – вниз и вправо-влево.
«Красим потолок»
- Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
«Молоточек»
- Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.
«Пулемет»
- Открыть рот, быстрыми движениями ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося: «д-д-д».
«Моторчик»
- Выполняя упражнение «пулемет», проводить прямым указательным пальцем под язычком справа-налево (взбалтывать язычок).
«Колокольчик»
- Тыльную сторону кисти приложить к горлу.
Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых - складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ № 64
Артикуляционная гимнастика
В помощь детям и родителям
Звуки «Р», «Рь»
Учитель – логопед:
Нижник Н. И.