СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет для детей и родителей. Артикуляционная гимнастика.Звук "Р"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Артикуляционная гимнастика.Звук "Р". Положение артикуляционного аппарата.

Просмотр содержимого документа
«Буклет для детей и родителей. Артикуляционная гимнастика.Звук "Р"»

Артикуляционная гимнастика – это комплекс правильно выполняемых артикуляционных упражнений.


Цель:

- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


Правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • упражнения необходимо выполнять ежедневно по 3-5 минут, несколько раз в день

  • упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, следить за четкими и правильными движениями артикуляционного аппарата

  • каждое упражнение выполняется 10 - 20 раз

  • Упражнения выполнять под счет, под музыку, с хлопками, с пальчиками

Нельзя принуждать детей заниматься, лучше предложите ребенку поиграть с язычком.

Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.

Звук «Р»

При произнесении звука «р»:

- положение губ нейтральное,

- зубы сближены до расстояния 4-5мм,

- кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

- спинка языка опущена,

- задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

- сильная струя воздуха проходит посередине,

- голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука «Рь» положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.









Артикуляционная гимнастика. Звук «Р»

«Окошко»


- Открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно».

«Качели»


- Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губы – движения вверх – вниз.


«Лошадка»


- Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.


«Грибочек»


- Широкий, плоский язычок присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.


«Непослушный язычок»


- Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.


«Иголочка»


- Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).



«Красим заборчик»


- Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» - кончиком языка. Движения вверх – вниз и вправо-влево.


«Красим потолок»


- Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.


«Молоточек»


- Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.


«Пулемет»


- Открыть рот, быстрыми движениями ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося: «д-д-д».


«Моторчик»


- Выполняя упражнение «пулемет», проводить прямым указательным пальцем под язычком справа-налево (взбалтывать язычок).



«Колокольчик»


- Тыльную сторону кисти приложить к горлу.

Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых - складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.










Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ № 64



Артикуляционная гимнастика

В помощь детям и родителям







Звуки «Р», «Рь»







Учитель – логопед:

Нижник Н. И.