Память - это психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации, который основан на трех процессах - запоминании, сохранении и воспроизведении.
Запоминание – это процесс памяти, направленный на закрепление в сознании новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией.
Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.
Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация в психике закрепленной ранее информации.

В

иды памяти:
Двигательная, эмоциональная, словесно-логическая и образная память (то, что запоминает человек: предметы, явления, мысли, движения, чувства).
Произвольная и непроизвольная память (то как человек запоминает: случайно или преднамеренно).
Кратковременная, долговременная и оперативная память (как долго сохраняется запомненное)
Двигательная память – позволяет запоминать движения и действия.
Эмоциональная память – помогает помнить чувства, эмоции, переживания.
Словесно-логическая память – выражается в запоминания, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок.
Произвольная память – предполагает наличие специальной цел запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы (производит волевые усилия).
Непроизвольная память – не предполагает специальной цели запомнить или вспомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются сами собой.
Кратковременная память – имеет длительность несколько секунд или минут.
Долговременная память - обеспечивает продолжительное сохранение материала.
Оперативная память - запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.
Качества памяти:
быстрота запоминания
прочность сохранения
точность памяти -отсутствие пропусков и искажений существенного
готовность памяти- умение быстро извлекать из кладовых памяти то, что необходимо в данный момент
Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания уделять развитию различных видов памяти, внимания и воображения, тем выше интеллектуальный потенциал ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.
Как развивать память ребенка?
Задача родителей и учителей состоит в том, чтобы оказать помощь школьнику в систематизации полученных знаний, т.е. сделать их комфортными для хранения и дальнейшего воспроизведения.
Чтение книг, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.
Для учителей будет актуальным вопрос, как организовать информацию, чтобы школьники легче запоминали материал. Есть несколько условий для оптимальной работы памяти:
Сформировать мотивацию. Поощрение позитивных действий. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
Яркие впечатления. Подача информации должна быть насыщена эмоциональной составляющей, это провоцирует интерес у ученика и материал запоминается легко и надолго.
К
онцентрация.

Мнемические приемы запоминания:
-группировка- деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям):
-выделение опорных пунктов- фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (примеры, тезисы, заглавия);
-план- совокупность опорных пунктов;
-классификация- распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам;
-структурирование- установление взаимного расположения частей, составляющих целое;
-схематизация- изображение или описание чего-либо в основных чертах;
-аналогия- установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов;
-мнемотехничекие приемы- совокупность готовых, известных способов запоминания.
Особенности памяти младших школьников

На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною.
Давно ль оно неслось событий полно,
Волнуяся, как море-океан?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Немного слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…
А.С.Пушкин. «Борис Годунов»