СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет: "Развитие памяти младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В буклете представлена краткая информация о памяти и ее развитии.

Просмотр содержимого документа
«Буклет: "Развитие памяти младших школьников"»

Память - это психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации, который основан на трех процессах - запоминании, сохранении и воспроизведении.

Запоминание – это процесс памяти, направленный на закрепление в сознании новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией.

Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация в психике закрепленной ранее информации.



Виды памяти:
  • Двигательная, эмоциональная, словесно-логическая и образная память (то, что запоминает человек: предметы, явления, мысли, движения, чувства).

  • Произвольная и непроизвольная память (то как человек запоминает: случайно или преднамеренно).

  • Кратковременная, долговременная и оперативная память (как долго сохраняется запомненное)

Двигательная память – позволяет запоминать движения и действия.

Эмоциональная память – помогает помнить чувства, эмоции, переживания.

Словесно-логическая память – выражается в запоминания, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок.

Произвольная память – предполагает наличие специальной цел запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы (производит волевые усилия).

Непроизвольная память – не предполагает специальной цели запомнить или вспомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются сами собой.

Кратковременная память – имеет длительность несколько секунд или минут.

Долговременная память - обеспечивает продолжительное сохранение материала.

Оперативная память - запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.






Качества памяти:

  • быстрота запоминания

  • прочность сохранения

  • точность памяти -отсутствие пропусков и искажений существенного

  • готовность памяти- умение быстро извлекать из кладовых памяти то, что необходимо в данный момент

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания уделять развитию различных видов памяти, внимания и воображения, тем выше интеллектуальный потенциал ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.


Как развивать память ребенка?

Задача родителей и учителей состоит в том, чтобы оказать помощь школьнику в систематизации полученных знаний, т.е. сделать их комфортными для хранения и дальнейшего воспроизведения.

Чтение книг, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Для учителей будет актуальным вопрос, как организовать информацию, чтобы школьники легче запоминали материал. Есть несколько условий для оптимальной работы памяти:

  • Сформировать мотивацию. Поощрение позитивных действий. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

  • Яркие впечатления. Подача информации должна быть насыщена эмоциональной составляющей, это провоцирует интерес у ученика и материал запоминается легко и надолго.

  • Концентрация.













Мнемические приемы запоминания:

-группировка- деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям):

-выделение опорных пунктов- фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (примеры, тезисы, заглавия);

-план- совокупность опорных пунктов;

-классификация- распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам;

-структурирование- установление взаимного расположения частей, составляющих целое;

-схематизация- изображение или описание чего-либо в основных чертах;

-аналогия- установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов;

-мнемотехничекие приемы- совокупность готовых, известных способов запоминания.











Особенности памяти младших школьников



















На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною.

Давно ль оно неслось событий полно,

Волнуяся, как море-океан?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много лиц мне память сохранила,

Немного слов доходят до меня,

А прочее погибло невозвратно…

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»