СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Возрастные нормы речевого развития"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация для родителей детей третьего-седьмого годов жизни о возрастных нормах речевого развития.

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Возрастные нормы речевого развития"»

Дети седьмого года жизни


1) Продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.

2) Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.

3) Речь детей становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.

4) Дети способны самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

5) В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.

6) Дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

7) Правильно произносят все звуки родного языка, четко и внятно произносят фразы; говорят громко, но в зависимости от ситуации могут говорить тихо и даже шепотом; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуются интонационными средствами выразительности.


Однако нужно учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жёстких границ.

Норма – это среднестатистический показатель.
















МБ ДОУ «Детский сад № 29»







ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ


РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ







Подготовила:

учитель-логопед

В. В. Вайзер


Дети третьего года жизни


1) Появляются родительный падеж, дательный, творительный и предложный.

2) Фразы становятся многословными.

3) Появляются соединительные союзы и местоимения.

4) Дети часто задают вопрос: «Что это?»

5) С удовольствием слушают и воспринимают несложные сказки, рассказы.

6) Часто дети говорят о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идёт гулять».

7) Дети часто переставляют слоги в словах, заменяют их, пропускают.

8) Нередко дети путают предлоги, падежные окончания, нарушают порядок слов в предложении.

9) Некоторые дети к 3 годам овладевают правильным произношением всех звуков речи, но чаще всего ещё не произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч и сонорные Л, Р.

10) Речь ещё недостаточно отчётлива, как бы смазана, смягчена (барабан – БАЛЯБАН).

11) Часто дети смягчают свистящие звуки (сани – СЯНИ), заменяют шипящие – свистящими (шайба – СЯЙБА) или звуками Т-Д (шуба – ТЮБА).


Дети четвёртого года жизни


1) В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи.

2) Классифицирует предметы, объединяет их в группы (посуда, одежда, овощи…).

3) Может неправильно употребляться ударение.

4) Допускаются перестановки, замены, выпадения слогов.

5) Большинство детей на четвёртом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые испытывают трудности с шипящими (Ш, Ж,) или сонорными (Р, Л,).

6) Может произносить звук то правильно, то неправильно.

7) По мере появления новых звуков ребёнок ими может заменять другие звуки (например, С на Ш, З на Ж, Л на Р).

8) Твёрдые согласные не должны смягчаться.

9) Хорошо понимает обращённую речь.


Дети пятого года жизни


1) Усваиваются цвета, числа (пересчёт).

2) К 5 годам начинает определять время по часам.

3) Овладевает падежами (родительный – дательный – творительный – предложный).

4) Появляются глагольные времена, многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.

5) Словотворчество.

6) Сочиняет и рассказывает сказки.

7) Исчезает смягчение согласных.

8) Реже пропускает звуки и слоги.

9) Учится выговаривать многосложные слова.

10) Точно воспроизводит слоговую структуру.

11) Определённая трудность – слова с большим количеством согласных звуков.

12) Речевой выдох стал длиннее.

13) Рифмует слова.

14) Речь насыщается прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами.

15) Всё чаще пользуется сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, обобщающими понятиями (одежда, обувь…).


Дети шестого года жизни


1) Может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове.

2) Активно пользуется обобщающими понятиями.

3) Доступно произношение слов сложной слоговой структуры.

4) Не допускает замен, пропусков и перестановок слогов.

5) Звук Р может заменяться на Л, либо произносится смычкой корня языка и мягкого нёба (велярный Р).

6) Могут быть не дифференцированы свистящие и шипящие звуки.

7) Всё чаще пользуется простыми распространёнными предложениями, сложносочинёнными и сложноподчинёнными.

8) Увеличивается объём сложных предложений.

9) При оформлении фразы ребёнок использует все основные части речи.

10) Растёт количество слов в предложении (5-6).

11) Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке.

12) Знакомится с буквами (но не учится читать!); учится соотносить звук и букву.

13) Учится складывать слоги из букв и читать их.