СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буква Е.Звуки буквы Е

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким согласным;  формировать навык чтения слов с буквой е;

Просмотр содержимого документа
«Буква Е.Звуки буквы Е»

"Буква Е. Звуки буквы Е"

Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.

Задачи урока:

- создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой е;

- развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;

- расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру

Формирование универсальных учебных действий: 
1. Личностные УУД 

- Формирование учебной мотивации; адекватной самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовности открыто выражать свою позицию на уроках. 
2. Регулятивные УУД 
- Формирование умения выделять из множества информации главную; умения осуществлять действие по образцу; контроля своей деятельности; контроля деятельности соседа по парте; умения видеть ошибку. 
3. Познавательные УУД 
- Формирование умения строить устные высказывания; вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации. 
4. Коммуникативные УУД 
- Формирование умения слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре и в группах. 

Оборудование: интерактивная доска, , ноутбук, презентация Microsoft Office PowerPoint, карточки с буквами и буквосочетаниями, карточки со словами, карточки с заданиями, смайлики.


Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Урок начнем с чистоговорки:

Цы-цы –цы - мы ребята молодцы

Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок

Ать-ать-ать – будем дружно мы читать

На вопросы отвечать!

(На доске прикреплены слова: Есть, будет, терпенье и уменье).

- Прочитайте слова и составьте предложение. Это известная пословица.

(Задание для читающих детей).

Дети читают слова и с помощью учителя составляют предложение.

Есть терпенье, будет и уменье.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Как можете к себе применить? (Дети коллективно делают вывод: чтобы научиться хорошо выполнять какое-либо дело, нужно много учиться, тренироваться, а для этого нужно терпение и усердие.)


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки. Сегодня очень интересный урок: вы познакомитесь с одной необычной (волшебной) буквой. Эта буква вам будет усердно служить, если вы раскроете ее секреты.

Повторение

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).

- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)

- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные).

- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).

-Назовите все буквы, которые мы с вами изучили.

- На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные)

- Как распознать гласные и согласные звуки?(гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки «петь»; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом)

-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (гласные – красным)

- Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова?

(синим или зеленым)

- От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? (от того, какая гласная стоит после согласного)

- Значит, какие бывают согласные? (твердые или мягкие, звонкие или глухие)

- Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость?

3. Постановка темы и цели урока.

- Прочитайте слова.

Нора, волк, луна. раки, ели.

- Какое слово вы не смогли прочитать? (последнее)

- Почему? ( В нём есть незнакомая буква).

- Кто из вас знает как называется эта буква?

- Какие цели поставим сегодня на уроке?( Познакомиться с новой буквой, узнать, какие звуки она обозначает, научиться правильно её писать и читать слова с этой буквой).

Стихотворение послушайте.

Ева гребнем причесалась —

В нем три зубчика осталось.

(Г. Виеру)

-произнести слово Ева (ЙЭ)

-какие это звуки?(согласный , гласный)

- Выберите схему, которая подходит к слову Ева

- Почему так получилось? Задание одно, а ответы разные?

- Мы еще не знакомы с буквой, с которой начинается слово Ева.

4. «Открытие» нового знания

Знакомство с новой буквой.

А). На что похожа буква

На дворе — такая жалость! —

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

(Е. Тарлапан)

Е на грядке пригодилась —

Вместо грабель потрудилась.

(В. Степанов)

Б). Сравнение печатной буквы с прописной

- Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква (у печатной углы острые, а прописной закругленные) - Напечатайте букву е в тетради.

В) Звуко-буквенный анализ слова лес, ели, веер

-составить схему ЛЕС

- Отгадайте загадку:

В лесу мороз крепчает,

В полях метёт метель,

На праздник нас встречает

Сверкающая… (ель)

- А когда она не одна, а много, как будем говорить? (ели)

- В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

- Произнесите хором слово ЕЛИ по слогам.

- Сколько слогов в слове ЕЛИ? (Два).

- Произнесите первый слог протяжно.

Дети: й э

Учитель: Что слышите?

Дети: 2 звука: .согласный и гласный звук.(на доске выставляется схема первого слога)

Учитель: Произнесите 2-й слог. Из чего он состоит?

Дети: Мягкого согласного и гласного.(выставляется схема второго слога)

Учитель: Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первым слогом?

(Дети не могут ответить на вопрос)

- Такой слог – принято обозначать одной буквой е. Мы слышим 2 звука йэ, а пишем одну букву е.

- Где стоит буква е?

Дети: В начале слова.

Учитель: Почему эта буква особенная?

ДетиОбозначает 2 звука, когда стоит в начале слова.

Учитель: Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели?

Дети: В слове ели - 4 звука, 3 буквы.

Учитель: Дети, какую же схему вы должны были составить ? Покажите.

- Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова)

-Игра «Одень человечка»

– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).

5.Физминутка ( или музыкальная фм)

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись

Дружно глазки закрываем

До пяти все мы считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


Игра.


- Если в слове есть хитрая буква Е , хлопаем в ладоши – салют этой букве. Если нет, то мы прячемся - приседаем. Готовы?


Егор, эхо, поели, мел, река,этаж, еловые , это,лес,енот,снег.


- Теперь вы всё знаете о букве Е.

- Какие три работы она выполняет? (Е обозначает два звука йэ – слияние, если стоит в начале слова или после гласного звука. Буква е обозначает мягкость предшествующего согласного. В слиянии она обозначает гласный звук э.)


6. Работа по учебнику с.73

Чтобы ответить на второй вопрос давайте прочитаем слоги в Азбуке на с. 73.

(Хором читают слоги).

- Как произносятся согласные в этих слогах? (Мягко).

- Какой вывод можем сделать? (Буква е смягчает согласные буквы).

- А какой гласный звук слышится в этих слогах? ([э]).

- Звук ([э] гласный или согласный? (Гласный).- Докажите.

- Переворачиваем карточку со вторым вопросом. Е обозначает гласный звук [э] в слиянии с мягким согласным.

- Возвращаемся в учебник. Работать будем в парах. Сначала один ученик читает соседу слова, затем другой.

- Произнесите протяжно слово «роет».

- Сколько звуков слышится в нём? (Пять).

- Почему так? (Буква е обозначает два звука).

- После, какого звука следует е? (После гласного).

- Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).

7. Первичное закрепление.

- Теперь мы будем учиться читать текст с буквой е.

Отгадайте загадку: Рыжая плутовка, всех кур пересчитала.

- Правильно, это лиса.

- Найдите в учебнике изображение лисицы, прочитайте текст.

Чтение жужжанием.

- Кто живёт около ели?

- Что она роет?

- Зачем ей нора?

8. Работа с учебником стр.75.

- Сейчас будем читать текст на с. 75 азбуки. (Читающие дети читают текст в азбуке).

- Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

- Прочитаем текст по цепочке.

- Почему текст называется Река.

- Где протекает река? Докажите.

– Что значит невелика?

- Как сказать по- другому?

-Что растёт у берега?

- Какие рыбы водятся в речке?

– Сейчас поиграем в игру “Узнайте звук” (Хлопаем в ладоши 1 раз, если услышим звук [э] и 2 раза, если услышим два звука – [й’] [э]).

  • Самая низкая школьная отметка. (Единица)

  • Зимой и летом одним цветом. (Ель)

  • Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот)

  • Как называется по-другому пища или её приём? (Еда)

  • Кто ездил на печи? (Емеля)

  • Жили-были серый ёж и его… (Ежиха)

  • Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика)

- Поиграем в игру «Любопытный», ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.

-На каком дереве растут шишки? (На ели).

- Какие вы знаете имена на букву е? (Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)

- Какие вы знаете животных на букву е? (Енот, ехидна).

- Что говорит мама, когда тебя кормит? («Ешь».)

- Кто ездил на печи? (Емеля.)

- Отметка, которую не любят школьники. (Единица.)

- Ягода, похожая на малину. (Ежевика.)

10. Подведение итогов. Рефлексия.

-Мы с вами хорошо потрудились.

-Какую букву вы изучили сегодня?

-Что вы узнали о букве е?

-Понравился ли вам урок?

- Что нового узнали сегодня на уроке?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?



Енот

лес

Егор

Е

[ Э ] знаем

медведь




















Е обозначает два звука йэ – слияние, если стоит в начале слова или после гласного звука.

Буква е обозначает мягкость предшествующего согласного.


В слиянии она обозначает гласный звук э.