"Буква Е. Звуки буквы Е"
Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.
Задачи урока:
- создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой е;
- развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
- расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
- Формирование учебной мотивации; адекватной самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовности открыто выражать свою позицию на уроках.
2. Регулятивные УУД
- Формирование умения выделять из множества информации главную; умения осуществлять действие по образцу; контроля своей деятельности; контроля деятельности соседа по парте; умения видеть ошибку.
3. Познавательные УУД
- Формирование умения строить устные высказывания; вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации.
4. Коммуникативные УУД
- Формирование умения слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре и в группах.
Оборудование: интерактивная доска, , ноутбук, презентация Microsoft Office PowerPoint, карточки с буквами и буквосочетаниями, карточки со словами, карточки с заданиями, смайлики.
Ход урока
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
Урок начнем с чистоговорки:
Цы-цы –цы - мы ребята молодцы
Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок
Ать-ать-ать – будем дружно мы читать
На вопросы отвечать!
(На доске прикреплены слова: Есть, будет, терпенье и уменье).
- Прочитайте слова и составьте предложение. Это известная пословица.
(Задание для читающих детей).
Дети читают слова и с помощью учителя составляют предложение.
Есть терпенье, будет и уменье.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Как можете к себе применить? (Дети коллективно делают вывод: чтобы научиться хорошо выполнять какое-либо дело, нужно много учиться, тренироваться, а для этого нужно терпение и усердие.)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки. Сегодня очень интересный урок: вы познакомитесь с одной необычной (волшебной) буквой. Эта буква вам будет усердно служить, если вы раскроете ее секреты.
Повторение
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).
- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)
- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные).
- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
-Назовите все буквы, которые мы с вами изучили.
- На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные)
- Как распознать гласные и согласные звуки?(гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки «петь»; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом)
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (гласные – красным)
- Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова?
(синим или зеленым)
- От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? (от того, какая гласная стоит после согласного)
- Значит, какие бывают согласные? (твердые или мягкие, звонкие или глухие)
- Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость?
3. Постановка темы и цели урока.
- Прочитайте слова.
Нора, волк, луна. раки, ели.
- Какое слово вы не смогли прочитать? (последнее)
- Почему? ( В нём есть незнакомая буква).
- Кто из вас знает как называется эта буква?
- Какие цели поставим сегодня на уроке?( Познакомиться с новой буквой, узнать, какие звуки она обозначает, научиться правильно её писать и читать слова с этой буквой).
Стихотворение послушайте.
Ева гребнем причесалась —
В нем три зубчика осталось.
(Г. Виеру)
-произнести слово Ева (ЙЭ)
-какие это звуки?(согласный , гласный)
- Выберите схему, которая подходит к слову Ева
- Почему так получилось? Задание одно, а ответы разные?
- Мы еще не знакомы с буквой, с которой начинается слово Ева.
4. «Открытие» нового знания
Знакомство с новой буквой.
А). На что похожа буква
На дворе — такая жалость! —
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
(Е. Тарлапан)
Е на грядке пригодилась —
Вместо грабель потрудилась.
(В. Степанов)
Б). Сравнение печатной буквы с прописной
- Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква (у печатной углы острые, а прописной закругленные) - Напечатайте букву е в тетради.
В) Звуко-буквенный анализ слова лес, ели, веер
-составить схему ЛЕС
- Отгадайте загадку:
В лесу мороз крепчает,
В полях метёт метель,
На праздник нас встречает
Сверкающая… (ель)
- А когда она не одна, а много, как будем говорить? (ели)
- В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.
- Произнесите хором слово ЕЛИ по слогам.
- Сколько слогов в слове ЕЛИ? (Два).
- Произнесите первый слог протяжно.
Дети: й э
Учитель: Что слышите?
Дети: 2 звука: .согласный и гласный звук.(на доске выставляется схема первого слога)
Учитель: Произнесите 2-й слог. Из чего он состоит?
Дети: Мягкого согласного и гласного.(выставляется схема второго слога)
Учитель: Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первым слогом?
(Дети не могут ответить на вопрос)
- Такой слог – принято обозначать одной буквой е. Мы слышим 2 звука йэ, а пишем одну букву е.
- Где стоит буква е?
Дети: В начале слова.
Учитель: Почему эта буква особенная?
Дети: Обозначает 2 звука, когда стоит в начале слова.
Учитель: Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели?
Дети: В слове ели - 4 звука, 3 буквы.
Учитель: Дети, какую же схему вы должны были составить ? Покажите.
- Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова)
-Игра «Одень человечка»
– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).
5.Физминутка ( или музыкальная фм)
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Дружно глазки закрываем
До пяти все мы считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Игра.
- Если в слове есть хитрая буква Е , хлопаем в ладоши – салют этой букве. Если нет, то мы прячемся - приседаем. Готовы?
Егор, эхо, поели, мел, река,этаж, еловые , это,лес,енот,снег.
- Теперь вы всё знаете о букве Е.
- Какие три работы она выполняет? (Е обозначает два звука йэ – слияние, если стоит в начале слова или после гласного звука. Буква е обозначает мягкость предшествующего согласного. В слиянии она обозначает гласный звук э.)
6. Работа по учебнику с.73
Чтобы ответить на второй вопрос давайте прочитаем слоги в Азбуке на с. 73.
(Хором читают слоги).
- Как произносятся согласные в этих слогах? (Мягко).
- Какой вывод можем сделать? (Буква е смягчает согласные буквы).
- А какой гласный звук слышится в этих слогах? ([э]).
- Звук ([э] гласный или согласный? (Гласный).- Докажите.
- Переворачиваем карточку со вторым вопросом. Е обозначает гласный звук [э] в слиянии с мягким согласным.
- Возвращаемся в учебник. Работать будем в парах. Сначала один ученик читает соседу слова, затем другой.
- Произнесите протяжно слово «роет».
- Сколько звуков слышится в нём? (Пять).
- Почему так? (Буква е обозначает два звука).
- После, какого звука следует е? (После гласного).
- Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).
7. Первичное закрепление.
- Теперь мы будем учиться читать текст с буквой е.
Отгадайте загадку: Рыжая плутовка, всех кур пересчитала.
- Правильно, это лиса.
- Найдите в учебнике изображение лисицы, прочитайте текст.
Чтение жужжанием.
- Кто живёт около ели?
- Что она роет?
- Зачем ей нора?
8. Работа с учебником стр.75.
- Сейчас будем читать текст на с. 75 азбуки. (Читающие дети читают текст в азбуке).
- Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.
- Прочитаем текст по цепочке.
- Почему текст называется Река.
- Где протекает река? Докажите.
– Что значит невелика?
- Как сказать по- другому?
-Что растёт у берега?
- Какие рыбы водятся в речке?
– Сейчас поиграем в игру “Узнайте звук” (Хлопаем в ладоши 1 раз, если услышим звук [э] и 2 раза, если услышим два звука – [й’] [э]).
Самая низкая школьная отметка. (Единица)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот)
Как называется по-другому пища или её приём? (Еда)
Кто ездил на печи? (Емеля)
Жили-были серый ёж и его… (Ежиха)
Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика)
- Поиграем в игру «Любопытный», ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.
-На каком дереве растут шишки? (На ели).
- Какие вы знаете имена на букву е? (Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)
- Какие вы знаете животных на букву е? (Енот, ехидна).
- Что говорит мама, когда тебя кормит? («Ешь».)
- Кто ездил на печи? (Емеля.)
- Отметка, которую не любят школьники. (Единица.)
- Ягода, похожая на малину. (Ежевика.)
10. Подведение итогов. Рефлексия.
-Мы с вами хорошо потрудились.
-Какую букву вы изучили сегодня?
-Что вы узнали о букве е?
-Понравился ли вам урок?
- Что нового узнали сегодня на уроке?
-Какие задания вы выполняли с удовольствием?
-А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Енот
лес
Егор
Е
[ Э ] знаем
медведь
Е обозначает два звука йэ – слияние, если стоит в начале слова или после гласного звука.
Буква е обозначает мягкость предшествующего согласного.
В слиянии она обозначает гласный звук э.