Открытый урок по обучению грамоте
Тема урока: Звук [э]. Буквы Ээ

Подготовила и провела: учитель начальных классов
Кураева Дарья Иосифовна
Акколь 2016г
Тема урока: Звук [э]. Буквы Э э
Цели:
Познакомить со звуком [э], буквами Э, э. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать.
Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность.
Поддерживать стремление к познанию нового.
Планируемые результаты
Предметные:
-знать звук [э], букву, обозначающую его;
-читать слоги и слова, предложения с буквами Э, э.
Межпредметные:
принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
находить дополнительную информацию по иллюстрации;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Повернулись, гостям улыбнулись, развернулись,
Друг на друга поглядели
И тихонько дружно сели.
Сели прямо, спинки выровняли, как настоящие ученики.
- Ребята, сегодня, по дороге в школу, меня встретил почтальон и отдал мне
посылку от феи по имени «Грамота».
Откроем посылку и посмотрим, что там лежит.
Смотрите, ребята, здесь письмо и конверты.
-Сейчас я вам прочитаю письмо:
«Здравствуйте, ребята! Я, фея «Грамота», отправляю вам конверты с заданиями.
Сегодня к вам на урок пришли гости, и я хочу, чтобы вы справились со всеми
моими заданиями и показали свои знания. Если выполните всё правильно и
соберёте все мои буквы-подсказки, узнаете что я вас думаю».
Артикуляционная гимнастика: ну что ж, настроимся на работу, сделаем
массаж ушек, разомнем наши ушки, чтобы ушки наши хорошо слушали и слышали
(круговыми массажными движениями от мочки до верха уха и обратно), а теперь
сделаем гимнастику для язычка, чтобы язычок хорошо работал:
Жил – был язычок, вышел он из домика (высунуть вперед), посмотрел вверх, вниз,
направо, налево; никого не нашел (вправо-влево сразу), расстроился и ушел (убрать).
II. Актуализация знаний
1. Ну, что, ребята, откроем 1 конверт?
Задание: « Знаете ли вы буквы?»
Я называю слово, а вы определяете первый звук в этом слове и, используя веер,
показываете мне букву, которая обозначает соответствующий звук.
Аист, сыр, ослик, игла, утка.
- Молодцы, все справились с заданием. Первая буква-подсказка: «М»
2. Откроем 2 конверт. Какое здесь задание? Задание «Найди-ка»
- Ребята, посмотрите на доску и назовите буквы:
О У И Б Ы А
-Молодцы, правильно назвали.
-Какая буква здесь лишняя? (Б)
-Почему? (все гласные, а Б– согласная буква)
- Чем отличаются гласные от согласных
Молодцы! Следующая буква-подсказка: «О»
3.Теперь можно открыть 3 конверт. Задание «Отгадай-ка»
Загадка «Живет без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит.»
- Кто знает отгадку? (эхо)
- Мы можем увидеть эхо? (нет)
- Что это такое? Как вы думаете? (это звук, отзвук, природное явление, отражение
звука).
- Где мы его можем услышать? Как оно с нами разговаривает? (мы кричим, а эхо нам отвечает, но мы слышим лишь конец слова).
Давайте и мы поиграем в эхо. Я буду громко говорить слова, а вы мне будете
отвечать, только по тише, как настоящее эхо:
Машина-шина, коса-оса, рыбак-бак, каток-ток, крот-рот.
Молодцы! Еще одна буква-подсказка наша: «Л».
III. Постановка целей урока и определение темы урока
Произнесите слово «эхо» еще раз. Какой новый звук мы услышали в этом слове?
1. Знакомство со звуком э.
Давайте протяжно произнесем самый первый звук в слове «эхо» (э).
Как он произносится?
Сделайте вывод. (Звук э – гласный)
Каким цветом мы будем обозначать это звук на схеме?
Конверт №4.
Задание: Составить Отгадай ребус
Сделай звуковую схему «Экран»
Дети у себя на партах, один у доски с объяснением.
«О»
Конверт №5 Игра «ПОДЕЛИ НА СЛОГИ».
Смотрите на картинки и делите на слоги («Д»)
VI. Физкультминутка (музыкальная)
VII. Продолжение работы
2.Знакомство с буквами.
А теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает звук «э». Это буква «Э».
Посмотрите на нее. На что похожа эта буква? На какую букву похожа Э?
Буква Э на эс дивится.
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка.
Только нету языка.
Откроем 6 конверт. Задание «Прочитай-ка»
- Здесь для вас подготовлены слоги. Прочитайте их. Вместе, по рядам, отдельно.
А кто скажет, как буква Э влияет на предшествующий согласный звук, как звучат согласные звуки: твердо или мягко? Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: буква «э» обозначает твердость предшествующего согласного звука.
- Верно ли, мы сделали вывод? И получаем следующую букву-подсказку («Ц»)
VIII. Закрепление материала
Работа в тетрадях по печатанию. Перед вами 2 печатные буквы: Ээ
большая и маленькая, раскрасим буквы …каким цветом?
А теперь напечатаем буквы, но прежде, посмотрим, как правильно это сделать:
слайд написания печатных букв: буква состоит из полуовала и горизонтальной черты, напечатать.
Физминутка – Кинезиологическая
Дом- ворота- лошадь
Кулак – ребро – ладонь
А сейчас мы откроем последний 7-й конверт: самостоятельная работа
«Помоги электрику»
Найти дорогу по букве Э.
Вот и последняя буква-подсказка («Ы»)
Что же важного фея хотела нам сказать? Посмотрите, какое слово получается из
наших букв?
МОЛОДЦЫ! Вот, какие мы с вами молодцы, что выполнили все правильно.
IХ. Рефлексия.
-Вот и подошёл к концу наш урок.
- Понравился ли вам урок?
-Я узнал…что звук э гласный
-Я понял…что буква э обозначает твердость …
-Было интересно….
Фея грамоты рада, что вы справились со всеми заданиями и дарит вам эти веселые смайлы.
-Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, можно отдохнуть.