Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности обучающихся | Методы обучения | Средства обучения |
I Целеполагание к деятельности | - Доброе утро, ребята! - Вот и прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Расскажете мне, как нужно вести себя на уроке? - Умницы! - Ребята, как ваше настроение? Демонстрирует слайд с крокодилом Геной. - Смотрите, кто к нам сегодня пришел! Это крокодил Гена. Знаете его? В какой сказки вы с ним познакомились? - Наш друг Гена всегда весел, но сегодня он грустит, потому что его друзья не могут решить сложные задания по русскому языку. Кто сможет помочь нашим друзьям? - Эти задания будут очень сложные, и только наши знания, трудолюбие и усердие помогут нам быстро справится с этими заданиями! - Тогда начнем наш путь. | Приветствуют учителя. - Парта – это не кровать И на ней нельзя лежать, Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно! Отвечают. - «Крокодил Гена и его друзья». Поднимают руки. | Фронтальная | Наглядный метод обучения: демонстрация. Словесные методы обучения: беседа, художественное слово, рассказ. | Вербальное средство: речь учителя. Технические средства обучения: технические устройства (проектор, персональный компьютер), дидактические средства обучения (презентация). |
II Актуализация знаний | - Первым, к кому мы идем на помощь, это самый первый друг Гены. Помните, кто это? На слайде буквы: А О Я У И Ы Е - Прочитайте. - На какие группы разделите данные буквы? - Молодцы! На остальные вопросы дети отвечают, подняв руку. Демонстрирует слова на слайдах: Язык Яна Белая Таня Мяч Красная Якоря Земляника - Прочитайте, пожалуйста, слова, в которых буква Я, я обозначает два звука. - Почему слово «якоря» вы отнесли в обе группы? - Умницы! Вы очень внимательны! - В каком слове мягкость согласных звуков на письме обозначается буквой я? - Прочитайте имена собственные. Чем их написание отличается от других слов? - Прочитайте слова, состоящие из 3 слогов. - Прочитай слова, состоящие из 2 слогов. - Из слова «земляника» составьте новые слова. - Вы такие молодцы! Демонстрирует следующий слайд с Геной и Галей. - Но чтобы нам выполнить следующие задания, нам необходимо с вами получить новые знания. | - Галя! - На буквы, которые обозначают один звук, и на буквы, которые могут обозначать 2 звука. - А О У И Ы - Я Е - Якоря, красная, белая, Яна, язык, мяч. - Потому что в первом слоге буква я обозначает 2 звука [й] и [а]. А в третьем слоге буква я обозначает 1 звук [а]. - Мяч, Таня, земляника, якоря. - Таня, Яна. - Они всегда пишутся большой буквы. - Бе-ла-я, Я-ко-ря, кра-сна-я. - Я-зык, Я-на, Та-ня. - Зима, Ника, ем, земля, Лика, Яна, Нил, ил, мел. | Фронтальная | Наглядный метод обучения: демонстрация. Словесные методы обучения: беседа. | Вербальное средство: речь учителя. Технические средства обучения: технические устройства (проектор, персональный компьютер), дидактические средства обучения (презентация). |
III Постановка цели, задач и темы урока | - Ребята, у наших друзей очень красивые имена: Гена и Галя. - Кокой звук вы слышите первым, когда произносите слово Галя? - Какой звук вы слышите первым, когда произносите Гена? - А какой буквой на письме обозначаются эти звуки? - Какую цель поставим на уроке? - Какие задачи мы перед собой сегодня поставим? - Посмотрите на доску. На доске карточки, давайте поставим их в правильной последовательности. - Все верно. Умницы! Физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | - [г]. - [г’]. - Буквой Г. - Познакомиться со звуками [г], [г’], буквой Г, г. 1.Познакомиться с новыми звуками, буквой. 2. Научиться читать слоги с новой буквой. 3. Научиться читать слова с новой буквой. Выполняют физкультминутку. | Фронтальная | Наглядный метод обучения: демонстрация. Словесные методы обучения: беседа. | Вербальное средство: речь учителя. Визуальное средство обучения: карточки с задачами урока. |
IV Открытие новых знаний | Введение новой буквы - Отгадайте загадку. С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. - Что же это такое… - Точно! Это гриб. На следующие вопросы дети отвечают, подняв руку. - Какой новый звук услышали в слове «грибы»? - Произнесите слово. - Из скольких слогов состоит слово? - Произнесите этот слог. - Что можете о нем сказать? - Назовите первый звук в слове. - Охарактеризуйте этот звук. Вызывает обучающегося к доске. - Молодец! Демонстрирует на слайде картинку с изображением пенька. - Что такое пенек? - А знаете, как можно определить возраст спиленного дерева? - Произнесите слово круги. - Сколько слогов? - Назовите второй слог. - Какой новый звук услышали? - Охарактеризуйте этот звук. Вызывает обучающегося к доске. - Молодец! | - Гриб. - [г]. - Гриб. - Слово грибы состоит из 1 слога. - Гриб. - Этот слог состоит из 4 звуков. - [г]. - Звук [г] – согласный, твердый, звонкий. - Спиленное дерево. - По количеству кругов. - Круги. - Кру-ги. 2 слога. - Ги. - [г’]. - Звук [г’] – согласный, мягкий, звонкий. | Фронтальная | Наглядный метод обучения: демонстрация. Словесные методы обучения: беседа. | Вербальное средство: речь учителя. Технические средства обучения: технические устройства (проектор, персональный компьютер), дидактические средства обучения (презентация). |
IV Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Физкультминутка - Если в слове есть звуки [г] -топаете, если звук [г'] – хлопаете в ладоши. Произносит слова: Глаза Книги Загар Город Гитара Горизонт Виноград Лягушка Градусник Гимн Геолог - Вы прекрасно справились! - Теперь поработаем с учебником. Открываем учебники на странице 119. - Попробуем хором прочитать слоги в азбуке. Потом каждый по цепочке. - На какие группы разделим? -Читаем столбики слов, которые помогут нам хорошо, без ошибок прочитать текст. - Читаем слова, которые всегда пишутся с большой буквы. - Найди слово, которое соответствует схеме. - Ребята, сейчас вы поработаете в паре. Прочитайте шепотом текст на странице 119 и выполните задание. Демонстрирует на слайде задания: 1. Узнайте, сколько предложений в тексте. 2. Придумайте 4 вопроса по содержанию текста и задайте их классу. 3. Составьте схему первого предложения. 4. Озаглавьте текст. | Выполняют упражнения. - Слоги, в которых буква г обозначает твердый звук - [г] и мягкий - [г']. Читают. - Галя, Гена. - Гена. Вспоминают правила работы в паре. Выполняют задание и выступают перед классом. | Фронтальная Парная | Наглядный метод обучения: демонстрация. Словесные методы обучения: беседа, работа с книгой. | Вербальное средство: речь учителя. Технические средства обучения: технические устройства (проектор, персональный компьютер), дидактические средства обучения (презентация). Визуальное средство обучения: учебник «Азбука». |
V Работа по развитию речи | - Откройте 118 страницу в учебнике. Посмотрите на иллюстрацию. - Чем занимаются жители города? - Какое название можно дать этому городу? - Составьте мини-рассказ "Жили-были..." - Мы использовали слова «гриб», «грибочек», «грибной». - Как можно назвать эти слова? Физкультминутка для глаз (рефлексия) Мы устали все чуть - чуть. Предлагаю отдохнуть. Отдыхайте наши уши Тишину мы будем слушать. И глаза мы закрываем, И они пусть отдыхают. В тишине представить море, Свежий ветер на просторе. За волной плывет волна, А в округе тишина. Наши глазки так устали, Мы писали, рисовали, Встанем дружно по порядку, Сделаем для глаз зарядку. Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмурится. Раз, два, три, четыре, пять Можно глазки открывать. Снова до пяти считаем, Снова глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять Открываем их опять. А теперь всем вместе нужно Поморгать глазами дружно. Вправо - влево посмотрите, Вниз и вверх все поглядите. | Поднимают руки. Отвечают на вопросы. - Однокоренные. Выполняют физкультминутку. | Фронтальная | Словесные методы обучения: беседа, работа с книгой. | Вербальное средство: речь учителя. Технические средства обучения: технические устройства (проектор, персональный компьютер), дидактические средства обучения (презентация). Визуальное средство обучения: учебник «Азбука». |
VI Самостоятельная работа | 1. Работа на индивидуальных карточках по уровням (работа с учётом индивидуальных Возможностей детей). Первая группа. Найди и подчеркни слова с буквой г в рассказе «Весна» (стр. 121). Вторая группа. Найди и прочитай предложение, в котором говорится, куда сбегает вода весной? 2. Самопроверка (верные ответы демонстрируются на слайде). 3. Работа в парах Игра «Найди слово в слове» Гроза (роза, рог, гора). Гитара (тара, тигр, тир). 4. Проверка (дети читаю получившиеся слова). | Дети выполняют задание. | Индивидуальная | Наглядный метод обучения: демонстрация. Словесные методы обучения: беседа, работа с книгой. Игровой метод обучения. Методы контроля и самоконтроля в обучении: самоконтроль, контроль. | Вербальное средство: речь учителя. Технические средства обучения: технические устройства (проектор, персональный компьютер), дидактические средства обучения (презентация). Визуальное средство обучения: учебник «Азбука». |
VII Включение в систему знаний и повторение | - Сейчас вы поработаете самостоятельно. Для этого 1 группа откроет страницу 123, прочитает слова и составит с ними предложения. Начинайте выполнять. 2 группа прочитает текст на странице 122 и ответит на вопросы. Можете начать. 1. Самостоятельное чтение по азбуке (шепотом). Первая группа – чтение слов и составление предложений (стр. 123). Вторая группа – чтение текста «Подарки к празднику» (стр.122). Проверка самостоятельного чтения (вслух, по цепочке). 2. Чтение вслух загадок и их отгадывание. | Читают текст, слова; составляют предложения самостоятельно. Потом читают вслух. Читают вслух загадки. Отгадывают их. | Индивидуальная Фронтальная | Словесные методы обучения: работа с книгой. Методы контроля и самоконтроля в обучении. | Визуальное средство обучения: учебник «Азбука». Вербальное средство: речь учителя. |
IIX Рефлексия деятельности | - Наш урок подходит к концу. - С какими звуками и буквами познакомились? -Что нового узнали о букве г? -Достигли ли мы поставленных задач? Что это были за задачи? - Ребята, посмотрите на наш стенд с предложениями, закончите их. Кто хочет начать? - Мне удалось... - Я научился… - Мне было трудно… - Я старался... - Я могу себя похвалить… - Спасибо большое за урок! Вы сегодня прекрасно поработали. Молодцы! | Отвечают на вопросы. Анализируют собственную деятельность. | Фронтальная | Словесные методы обучения: беседа. Методы контроля и самоконтроля в обучении. | Визуальное средство обучения: стенд с предложениями. Вербальное средство: речь учителя |