СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буква Г. Звуки [г], [г’]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обучения граммоте по стандартам нового ФГОС НОО 2021г.

Просмотр содержимого документа
«Буква Г. Звуки [г], [г’]»

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского









Технологическая карта урока

в 1 классе

по Азбуке






студента 3 курса 8ПНКд31ш-20 группы

Захаровой Софьи Сергеевны





Дата проведения:

Подпись методиста ____________ /

Подпись учителя ______________/

Оценка______________









Москва, 2022 г

Тема урока: «Буква Г. Звуки [г], [г’].

УМК: «Школа России»

Класс: 1 класс, 1 часть

Тип урока: ОНЗ (урок открытия новых знаний)

Цель урока: создать условия для знакомства с буквой Г и звуками, которые она обозначает.

Задачи урока:

Образовательные:

- научить слышать и различать звуки [г], [г’] в словах;

- научить читать слоги-слияния с буквой г;

- познакомиться со словами с буквой Г.

Развивающие:

- развивать фонематический слух, речь, внимание и память учащихся;

- расширить словарный запас учащихся;

- развивать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • освоить первоначальные представления о научной картине мира;

  • формировать умение выражать готовность к преодолению трудностей в освоении практических навыков чтения;

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

  • содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;

  • понимать выделенные учителем действия в учебном материале;

  • оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные:

  • учиться слушать и слышать учителя, одноклассников;

  • совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.

Познавательные:

  • содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике;

  • построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • выполнять действия по алгоритму.

  • Предметные:

обучающиеся должны знать:

  • Какие звуки обознаются буквой Г;

  • Случаи смягчения звучания звука [г];

  • Характеристику звука [г];

обучающиеся должны уметь:

  • выделять звук [г], [г’] из слов;

  • создавать фонетические схемы слов с звуками [г], [г’];

  • наблюдать за произношением нового звука в словах;

  • распознавать его, характеризовать, обозначать буквой.


Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

для учителя: интерактивная доска, учебник «Азбука» 1 класс, предметные картинки с изображением слов, цветные схемы.

для ученика: учебник, рабочие тетради, цветные карандаши, ручки.



Информационные источники:

http://www.school.edu.ru/

http://www.n-shkola.ru/

Этап урока

Методы, приёмы, формы организации учебно-познавательной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия с указанием времени на конкретный этап урока

УУД

Средства обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин)

Метод: беседа


Прием: сказочный персонаж – помощник


Фронтальная форма.

Проверка готовности, приветствие учащихся

- Здравствуйте, дорогие ученики! Сегодня к нам на урок заглянул один мультяшный персонаж, может быть кто-то с ним знаком?

- Верно, Геркулес, отважный полубог, сегодня будет с нами весь урок. Ведите себя хорошо, старайтесь и тогда в следующий раз он пригласит к нам своих друзей.

- Давайте покажем Геркулесу, что мы готовы к уроку. У всех на парте лежит Азбука, тетрадка и пенал? Тогда можем приступать к уроку.

Приветствие учителя.


— Это Геркулес!









- Да!

Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Картинка с Геркулесом (игрушка, статуэтка, слайд)

II этап Актуализация и пробное учебное действие (3 мин.)

Метод: практический


Приём: упражнение


Фронтальная форма.



- Представляете, пока я готовилась к уроку, Геркулес умудрился потерять какую-то букву из слов. А ведь именно её мы сегодня будем изучать! Давайте все вместе определим потерянную букву, ведь часть слова и картинки

о стались на своём месте.

_ еоргин, _ранат, _усь.

— Значит какую сегодня будем изучать букву? Какие она обозначает звуки?

-Не хватает буквы Гэ! Получатся слова: георгин, гранат и гусь.











- Тема урока «Буква Г. Звуки [г], [г’].

Познавательные: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); с помощью педагогического работника формулировать цель.

Упражнение, картинки и слова.

III этап Локализация индивидуальных затруднений (2 мин.)

Метод: рассуждение


Прием: беседа


Фронтальная форма

- Откройте Азбуку на стр. 119. Мы видим 3 рамки с вопросами, давайте постараемся на них ответить.

- Сначала дадим характеристику звуку [г]. [г] – согласный или гласный звук, почему?

- [г] звонкий звук или глухой? Давайте проверим, пальцами заткнём уши и несколько раз произнесём этот звук. Из чего он состоит из шума или из шума и голоса?





- [г] – согласный (потому, что нельзя протянуть звук).


- Звук [г] звонкий (состоит из шума и вибрации).

Коммуникативные: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

Беседа

IV этап Целеполагание и построение пути выхода из затруднения (4 мин.)

Метод: практический, беседа.


Приём: составление и заполнение таблицы по образцу



Индивидуальная форма.

- Давайте попробуем прочитать пары слов: кот и гот, крот и грот, рок и рог.

Похожи ли эти слова по произношению, почему как вы думаете?

- Звук [к] – глухой согласный, а [г] его звонкая пара.

- Давайте откроем наши тетради на первой странице, где находится наша буквенная лента и найдем пустую ячейку над буквой Ка. Там мы напечатаем букву, с которой мы сегодня познакомились, ее звонкую пару.

Ученики читают попарно слова.

- [г] и [к] парные звуки по глухости-звонкости.



Учащиеся открывают тетради и записывают букву Гэ в нужную ячейку.

Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению.

Буквенная лента, тетради

V этап Реализация построенного проекта (3 мин.)

Метод практический


Приём: устное упражнение на закрепление навыков чтения


Фронтальная форма

га

ра

са

ги

ри

си

гу

ру

су

ге

ре

се

го

ро

со

- Геркулес специально для нас принёс из Древней Греции к нам каменную доску со слогами, это его домашняя работа, но вот буквы тут русские, ему не понятные, он просит вас ему помочь, поможем?

- Во всех ли слогах [г] звучит одинакового твёрдо? Какой звук означает буква Гэ, кроме [г]?

Ученики читают слога вертикально, горизонтально, в разнобой.




- Нет, в слогах ги и ге звук [г’].

Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты.

Слайд из презентации с таблицей

Физминутка (менее 1 мин.)

Метод практический


Приём: подражание действия учителя


Фронтальная форма

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.


(повторить 2 раза)

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)


Ритмичная музыка.

VI этап

Первичное закрепление (3-4 мин.)


Метод: практический; беседа.


Приём: интерактивное упражнение


Фронтальная форма.


- На доске мы видим много слов и схем. Надо соединить слово с его схемой.

- Выберите одно слово и запишите его в тетрадь вместе со схемой.


По очереди ребята выходят к доске и соединяют пары.

Познавательные: выбирать источник получения информации;

Коммуникативные: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;


VII этап

Самостоятельная работа (7 мин.)

Метод практический


Приёмы: самооценка



Индивидуальная форма


- Сейчас на доске три слова, где есть наша любимая буква Гэ. Каждый должен выбрать своё слово и записать его в тетрадь и самостоятельно нарисовать к нему схему, поделить на слоги и поставить ударение. Трое учеников проделают эту задачу у доски.

Сравните вашу схему с той, что на доске, если они совпадают, то на полях можете поставить себе «+».



Найдите лишнюю картинку. И объясните почему она лишняя.

1. Пачка сока, флаг, кубики.

2. Гитара, горы, единорог.

3. Чеснок, губы, газета.

Каждый записывает в тетрадь слово и рисует к нему схему.







Проверяют свою работу сравнивая с образцом.




1. Сок. В этом слове нет буквы Гэ.

2. Единорог, т. к. Гэ в конце слова.

3. Чеснок. В этом слове нет буквы Гэ.




Регулятивные умение: находить причину неудачи неуспеха корректировать свои действия для разрешения затруднения. Познавательные: определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии.

Доска электронная, тетради,












Слайды с картинками

Физминутка (менее 1 мин.)

Метод практический


Приём: подражание действия учителя


Фронтальная форма

«Глазкам нужно отдохнуть.»

«Нужно глубоко вздохнуть.»

«Глаза по кругу побегут.»

«Много-много раз моргнут»

«Глазкам стало хорошо.»

«Увидят мои глазки все!»


(Ребята закрывают глаза)

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

(Частое моргание глазами)

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)


Пример учителя

VIII этап Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)

Словесный метод.


Приём: беседа, диалог


Коллективная форма.

- Геркулес решил устроить у нас соревнования, не такие как Олимпийские игры, но похожие. Сейчас мы делимся на три команды, каждая команда должна придумать 3 и более слов, где будет буква Гэ. Первая команда ищет слова с буквой Гэ в начале, вторая команда в середине и третья в конце слова.

- Если вам сложно придумать такие слова, можно подглядеть на доску, там много картинок с предметами или существами в названии которых есть наша буква Гэ, но будьте внимательны, буква Гэ там в разных позициях.

Вначале слова: гриб, гном, градусник, гром, губы, глаз, гора, гонки, гвоздь, голубь, гитара, горох.


В середине слова: виноград, снегирь, снегурочка, ягода, пегас, огород, иголка, лягушка, огонь, огурец, загадка.


В конце: снег, слог, бог, сапог, луг, рог, радуга, нога, попугай, книга, флаг, бульдог.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Слайд с картинками.

IX этап

Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)

Метод: беседа


Приём: беседа



Фронтальная форма.

- Геркулесу уж пора обратно к своим друзьям, но он хочет сказать несколько слов вам на прощание.

Геркулес: «Дорогие учащиеся 1 класса, мне очень понравился ваш урок, столько всего нового я узнал вместе с вами. Теперь я знаю, как писать букву Гэ, какие звуки она означает, где может находиться в слове, а уж сколько новых слов я узнал. Спасибо вам большое, я обязательно расскажу своим друзьям из других мультфильмов о вас, и они ещё придут к вам в гости.»

- Давайте вспомним про какую букву мы сегодня говорили? Какие звуки она означает? Звонкая это буква или глухая? Есть ли у неё пара по глухости-звонкости?

Составляют рассказ, включают понятия, которые были пройдены на учебном занятии. Оценивают свою работу на уроке. Вспоминают весь материал, что узнали на уроке.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

Письмо от Геркулеса

Резерв

Практический метод.


Приём: интерактивное упражнение

Фронтальная форма

Нужно выбрать какое слово подходит по схему. Поднимите руку те кто считает верной первую схему, теперь те кто вторую, и последнюю.


- Рога правильная схема в центре.

- Вилка правильная схема в слева.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

Распечатанные схемы.