Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского
- познакомиться со словами с буквой Г.
- развивать познавательный интерес к изучаемому предмету.
- воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку.
Этап урока | Методы, приёмы, формы организации учебно-познавательной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия с указанием времени на конкретный этап урока | УУД | Средства обучения |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I этап Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин) | Метод: беседа Прием: сказочный персонаж – помощник Фронтальная форма. | Проверка готовности, приветствие учащихся - Здравствуйте, дорогие ученики! Сегодня к нам на урок заглянул один мультяшный персонаж, может быть кто-то с ним знаком? - Верно, Геркулес, отважный полубог, сегодня будет с нами весь урок. Ведите себя хорошо, старайтесь и тогда в следующий раз он пригласит к нам своих друзей. - Давайте покажем Геркулесу, что мы готовы к уроку. У всех на парте лежит Азбука, тетрадка и пенал? Тогда можем приступать к уроку. | Приветствие учителя. — Это Геркулес! - Да! | Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Картинка с Геркулесом (игрушка, статуэтка, слайд) |
II этап Актуализация и пробное учебное действие (3 мин.) | Метод: практический Приём: упражнение Фронтальная форма. | - Представляете, пока я готовилась к уроку, Геркулес умудрился потерять какую-то букву из слов. А ведь именно её мы сегодня будем изучать! Давайте все вместе определим потерянную букву, ведь часть слова и картинки о стались на своём месте. _ еоргин, _ранат, _усь. — Значит какую сегодня будем изучать букву? Какие она обозначает звуки? | -Не хватает буквы Гэ! Получатся слова: георгин, гранат и гусь. - Тема урока «Буква Г. Звуки [г], [г’]. | Познавательные: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); с помощью педагогического работника формулировать цель. | Упражнение, картинки и слова. |
III этап Локализация индивидуальных затруднений (2 мин.) | Метод: рассуждение Прием: беседа Фронтальная форма | - Откройте Азбуку на стр. 119. Мы видим 3 рамки с вопросами, давайте постараемся на них ответить. - Сначала дадим характеристику звуку [г]. [г] – согласный или гласный звук, почему? - [г] звонкий звук или глухой? Давайте проверим, пальцами заткнём уши и несколько раз произнесём этот звук. Из чего он состоит из шума или из шума и голоса? | - [г] – согласный (потому, что нельзя протянуть звук). - Звук [г] звонкий (состоит из шума и вибрации). | Коммуникативные: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. | Беседа |
IV этап Целеполагание и построение пути выхода из затруднения (4 мин.) | Метод: практический, беседа. Приём: составление и заполнение таблицы по образцу Индивидуальная форма. | - Давайте попробуем прочитать пары слов: кот и гот, крот и грот, рок и рог. Похожи ли эти слова по произношению, почему как вы думаете? - Звук [к] – глухой согласный, а [г] его звонкая пара. - Давайте откроем наши тетради на первой странице, где находится наша буквенная лента и найдем пустую ячейку над буквой Ка. Там мы напечатаем букву, с которой мы сегодня познакомились, ее звонкую пару. | Ученики читают попарно слова. - [г] и [к] парные звуки по глухости-звонкости. Учащиеся открывают тетради и записывают букву Гэ в нужную ячейку. | Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению. | Буквенная лента, тетради |
V этап Реализация построенного проекта (3 мин.) | Метод практический Приём: устное упражнение на закрепление навыков чтения Фронтальная форма | га | ра | са | ги | ри | си | гу | ру | су | ге | ре | се | го | ро | со | - Геркулес специально для нас принёс из Древней Греции к нам каменную доску со слогами, это его домашняя работа, но вот буквы тут русские, ему не понятные, он просит вас ему помочь, поможем? - Во всех ли слогах [г] звучит одинакового твёрдо? Какой звук означает буква Гэ, кроме [г]? | Ученики читают слога вертикально, горизонтально, в разнобой. - Нет, в слогах ги и ге звук [г’]. | Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты. | Слайд из презентации с таблицей |
Физминутка (менее 1 мин.) | Метод практический Приём: подражание действия учителя Фронтальная форма | Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше. (повторить 2 раза) | (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.) | | Ритмичная музыка. |
VI этап Первичное закрепление (3-4 мин.) | Метод: практический; беседа. Приём: интерактивное упражнение Фронтальная форма. | - На доске мы видим много слов и схем. Надо соединить слово с его схемой. - Выберите одно слово и запишите его в тетрадь вместе со схемой. | По очереди ребята выходят к доске и соединяют пары. | Познавательные: выбирать источник получения информации; Коммуникативные: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; | |
VII этап Самостоятельная работа (7 мин.) | Метод практический Приёмы: самооценка Индивидуальная форма | - Сейчас на доске три слова, где есть наша любимая буква Гэ. Каждый должен выбрать своё слово и записать его в тетрадь и самостоятельно нарисовать к нему схему, поделить на слоги и поставить ударение. Трое учеников проделают эту задачу у доски. Сравните вашу схему с той, что на доске, если они совпадают, то на полях можете поставить себе «+». Найдите лишнюю картинку. И объясните почему она лишняя. 1. Пачка сока, флаг, кубики. 2. Гитара, горы, единорог. 3. Чеснок, губы, газета. | Каждый записывает в тетрадь слово и рисует к нему схему. Проверяют свою работу сравнивая с образцом. 1. Сок. В этом слове нет буквы Гэ. 2. Единорог, т. к. Гэ в конце слова. 3. Чеснок. В этом слове нет буквы Гэ. | Регулятивные умение: находить причину неудачи неуспеха корректировать свои действия для разрешения затруднения. Познавательные: определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. | Доска электронная, тетради, Слайды с картинками |
Физминутка (менее 1 мин.) | Метод практический Приём: подражание действия учителя Фронтальная форма | «Глазкам нужно отдохнуть.» «Нужно глубоко вздохнуть.» «Глаза по кругу побегут.» «Много-много раз моргнут» «Глазкам стало хорошо.» «Увидят мои глазки все!» | (Ребята закрывают глаза) (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) (Частое моргание глазами) (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) | | Пример учителя |
VIII этап Включение в систему знаний и повторение (5 мин.) | Словесный метод. Приём: беседа, диалог Коллективная форма. | - Геркулес решил устроить у нас соревнования, не такие как Олимпийские игры, но похожие. Сейчас мы делимся на три команды, каждая команда должна придумать 3 и более слов, где будет буква Гэ. Первая команда ищет слова с буквой Гэ в начале, вторая команда в середине и третья в конце слова. - Если вам сложно придумать такие слова, можно подглядеть на доску, там много картинок с предметами или существами в названии которых есть наша буква Гэ, но будьте внимательны, буква Гэ там в разных позициях. | Вначале слова: гриб, гном, градусник, гром, губы, глаз, гора, гонки, гвоздь, голубь, гитара, горох. В середине слова: виноград, снегирь, снегурочка, ягода, пегас, огород, иголка, лягушка, огонь, огурец, загадка. В конце: снег, слог, бог, сапог, луг, рог, радуга, нога, попугай, книга, флаг, бульдог. | Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. | Слайд с картинками. |
IX этап Рефлексия учебной деятельности (2 мин.) | Метод: беседа Приём: беседа Фронтальная форма. | - Геркулесу уж пора обратно к своим друзьям, но он хочет сказать несколько слов вам на прощание. Геркулес: «Дорогие учащиеся 1 класса, мне очень понравился ваш урок, столько всего нового я узнал вместе с вами. Теперь я знаю, как писать букву Гэ, какие звуки она означает, где может находиться в слове, а уж сколько новых слов я узнал. Спасибо вам большое, я обязательно расскажу своим друзьям из других мультфильмов о вас, и они ещё придут к вам в гости.» - Давайте вспомним про какую букву мы сегодня говорили? Какие звуки она означает? Звонкая это буква или глухая? Есть ли у неё пара по глухости-звонкости? | Составляют рассказ, включают понятия, которые были пройдены на учебном занятии. Оценивают свою работу на уроке. Вспоминают весь материал, что узнали на уроке. | Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); | Письмо от Геркулеса |
Резерв | Практический метод. Приём: интерактивное упражнение Фронтальная форма | Нужно выбрать какое слово подходит по схему. Поднимите руку те кто считает верной первую схему, теперь те кто вторую, и последнюю. | - Рога правильная схема в центре. - Вилка правильная схема в слева. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. | Распечатанные схемы. |