Буква М, м. Звуки [м], [м′]
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Во-первых, у нас гости – Маша и Медведь. Во - вторых, чтобы урок был интересным мы отправимся в путешествие.
- Обычно в путешествие отправляются на каком-либо транспорте.
Отгадайте загадку, на каком транспорте мы поедем.
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (машина)
- Сегодня водителем будет Медведь. Если мы успеем сегодня проехать все остановки, нам Медведь скажет волшебное слово. А какое узнаете позже.
Первая наша остановка «Повторялка» (показ на доске)
На этой остановке нам нужно повторить уже изученные звуки и буквы. Для этого отгадаем загадки, которые приготовили нам наши гости Маша и Медведь:
Буква первая, друзья,
В алфавите - это ... (А).
- Ребята, а зачем нужна буква А? (чтобы обозначить звук А)
В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если б масса разных слов
Без нее б не обходилась. (буква О)
Иволга иглой играла.
Укололась, плакать стала.
Плачет иволга «И-и».
Плачет только звуком … (И).
- Ребята, какой буквой мы можем обозначить звук И? (Буквой И)
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу звук я… (У)
- Какой буквой мы обозначаем звук У? (Буквой У)
Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов –
Нет ее в начале слов. (Буква Ы)
Ребята, а зачем нужна буква Ы? (чтобы обозначить звук Ы)
«Эвкалипт» и «Экскаватор», «Эра», «Эдик» и «Экватор».
Это разные слова, Буква первая — одна.
Все слова сейчас прочтите,
Букву первую скажите. (Буква «э»)
Зачем нужна буква Э? (чтобы обозначить звук Э)
- Значит, что мы делаем с буквами? (Видим, читаем и пишем)
- А что мы делаем со звуками? (Слышим и произносим)
- Что объединяет все эти буквы? (Нужны для обозначения гласных звуков)
- Сейчас мы с вами справились с заданием на остановке «Повторялка» и отгадали загадки уже об известных нам звуках и буквах. Значит, мы смело можем продолжить путешествие с нашими героями.
Вторая наша остановка – «Познавалка».
- Как зовут девочку, с которой мы сегодня путешествуем? (Маша)
- Выделим первый звук в имени Маша и произнесем его. (Мммм)
- Какой это звук? (согласный)
- Почему? (воздух встречает преграду – губы, не тянется).
- Какой это согласный звук твердый или мягкий? (твердый)
- Как мы его обозначим на схеме? (синим цветом)
- А еще согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Сейчас мы проверим, звук М звонкий или глухой, для этого закроем уши пальчиками. Если услышим голос, значит звук М – звонкий, если не услышим – глухой. - Проверяем. (Звук М – звонкий). На схеме мы будем звонкие звуки обозначать точкой в правом верхнем углу.
- Итак, мы сегодня с каким новым звуком знакомимся? (со звуком М)
- Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий).
- Как зовут зверя, друга Маши и нашего водителя? (Медведь)
- Выделим первый звук в имени Медведь и произнесем его. (Мь Мь)
- Какой это звук? (согласный)
- Почему? (воздух встречает преграду – губы, не тянется).
- Какой это согласный звук твердый или мягкий? (мягкий)
- Как мы его обозначим на схеме? (зеленым цветом)
- Согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Сейчас мы проверим, звук Мь звонкий или глухой, для этого закроем уши пальчиками. Если услышим голос, значит звук М – звонкий, если не услышим – глухой.
- Проверяем. (Звук Мь – звонкий). Обозначим на схеме точкой в правом верхнем углу.
- Итак, с каким вторым звуком мы сегодня знакомимся? (со звуком Мь)
- Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий).
- Кто мне скажет, какова цель нашего сегодняшнего урока? (познакомиться с новыми звуками и узнать, какой буквой их можно обозначить).
- Со звуками мы познакомились на остановке «Познавалка» - это звуки М и Мь.
- Значит, можно ехать к следующей остановке «Игралка».
Наши герои Маша и Медведь предлагают нам поиграть в игру. Если в слове, которое я произнесу, вы услышите твердый звук [м], как в имени Маша, вы хлопнете в ладоши один раз. Если в слове, которое я произнесу, вы услышите мягкий звук [мь], как в имени Медведь, вы топните ногой один раз. Приготовились, начинаем: маска, мел, море, мишура, морс, метла, бегемот, пирамида.
- Итак, сейчас мы с вами учились находить твердый звук [м] и мягкий звук [мь] в словах. С заданием мы справились.
Пора ехать к следующей остановке «Буквенная».
- Кто из вас догадался или уже знает, какой буквой мы можем обозначить на письме новые звуки [м] и [мь]? (Буквой М)
- Скажите, почему две буквы М написаны на доске? (С заглавной буквы мы пишем начало предложений и имена, со строчной – все остальные слова и в середине слов).
- Сейчас мы познакомились с буквой М, которой мы можем обозначить звуки [м] и [мь].
- И с этим заданием Маши и Медведя мы справились на остановке «Буквенная».
- Продолжаем путешествие на машине и приближаемся к остановке «Слоговая». Как вы думаете, какое задание нас здесь ждет? (прочитать слоги с новой буквой)
- Верно! Нам нужно прочитать слоги.
Слоги: МА, МО, МИ, МУ, МЫ, МЭ
- Сейчас мы прочитали с вами слоги, в которых присутствует новая буква М.
- А впереди нас ждет последняя остановка – «Закреплялка». Откроем Азбуки на странице 78 и найдем стихотворение внизу страницы. В этом стихотворении нам нужно найти слова, в которых встречается буква М.
Ну-ка, М, дай руку А,
Ну-ка, МА, дай руку МА.
МА и МА, а вместе МАМА,
Это я пишу сама.
- Мы сейчас, выполняя задание на остановке «Закреплялка» учились находить букву М в тексте стихотворения.
- Итак, с какими новыми звуками мы познакомились сегодня на уроке, благодаря Маше и Медведю? (Со звуками [м] и [мь])
- Какой буквой мы можем обозначить эти звуки? (Буквой М)
- Заселим букву М в домик.
- Мы проехали с героями все остановки, выполнили все задания и Медведь говорит нам волшебное слово – МОЛОДЦЫ!