СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буква М, м. Звуки [м], [м′]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обучения грамоте по теме "Буква М, м. Звуки [м], [м′]".

Просмотр содержимого документа
«Буква М, м. Звуки [м], [м′]»

Буква М, м. Звуки [м], [м′]

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Во-первых, у нас гости – Маша и Медведь. Во - вторых, чтобы урок был интересным мы отправимся в путешествие.

- Обычно в путешествие отправляются на каком-либо транспорте.

Отгадайте загадку, на каком транспорте мы поедем.

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза

И что это? (машина)

- Сегодня водителем будет Медведь. Если мы успеем сегодня проехать все остановки, нам Медведь скажет волшебное слово. А какое узнаете позже.

Первая наша остановка «Повторялка» (показ на доске)

На этой остановке нам нужно повторить уже изученные звуки и буквы. Для этого отгадаем загадки, которые приготовили нам наши гости Маша и Медведь:

Буква первая, друзья,

В алфавите - это ... (А).

- Ребята, а зачем нужна буква А? (чтобы обозначить звук А)


В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если б масса разных слов

Без нее б не обходилась. (буква О)


Иволга иглой играла.

Укололась, плакать стала.

Плачет иволга «И-и».

Плачет только звуком … (И).

- Ребята, какой буквой мы можем обозначить звук И? (Буквой И)


Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произнесу,

То услышу звук я… (У)

- Какой буквой мы обозначаем звук У? (Буквой У)


Что за гласная такая,

Не простая, а двойная,

И поклясться я готов –

Нет ее в начале слов. (Буква Ы)

Ребята, а зачем нужна буква Ы? (чтобы обозначить звук Ы)



«Эвкалипт» и «Экскаватор», «Эра», «Эдик» и «Экватор».

Это разные слова, Буква первая — одна.

Все слова сейчас прочтите,

Букву первую скажите. (Буква «э»)


Зачем нужна буква Э? (чтобы обозначить звук Э)


- Значит, что мы делаем с буквами? (Видим, читаем и пишем)

- А что мы делаем со звуками? (Слышим и произносим)

- Что объединяет все эти буквы? (Нужны для обозначения гласных звуков)


- Сейчас мы с вами справились с заданием на остановке «Повторялка» и отгадали загадки уже об известных нам звуках и буквах. Значит, мы смело можем продолжить путешествие с нашими героями.


Вторая наша остановка – «Познавалка».


- Как зовут девочку, с которой мы сегодня путешествуем? (Маша)

- Выделим первый звук в имени Маша и произнесем его. (Мммм)

- Какой это звук? (согласный)

- Почему? (воздух встречает преграду – губы, не тянется).

- Какой это согласный звук твердый или мягкий? (твердый)

- Как мы его обозначим на схеме? (синим цветом)

- А еще согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Сейчас мы проверим, звук М звонкий или глухой, для этого закроем уши пальчиками. Если услышим голос, значит звук М – звонкий, если не услышим – глухой. - Проверяем. (Звук М – звонкий). На схеме мы будем звонкие звуки обозначать точкой в правом верхнем углу.

- Итак, мы сегодня с каким новым звуком знакомимся? (со звуком М)

- Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий).


- Как зовут зверя, друга Маши и нашего водителя? (Медведь)

- Выделим первый звук в имени Медведь и произнесем его. (Мь Мь)

- Какой это звук? (согласный)

- Почему? (воздух встречает преграду – губы, не тянется).

- Какой это согласный звук твердый или мягкий? (мягкий)

- Как мы его обозначим на схеме? (зеленым цветом)

- Согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Сейчас мы проверим, звук Мь звонкий или глухой, для этого закроем уши пальчиками. Если услышим голос, значит звук М – звонкий, если не услышим – глухой.

- Проверяем. (Звук Мь – звонкий). Обозначим на схеме точкой в правом верхнем углу.

- Итак, с каким вторым звуком мы сегодня знакомимся? (со звуком Мь)

- Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий).


- Кто мне скажет, какова цель нашего сегодняшнего урока? (познакомиться с новыми звуками и узнать, какой буквой их можно обозначить).

- Со звуками мы познакомились на остановке «Познавалка» - это звуки М и Мь.


- Значит, можно ехать к следующей остановке «Игралка».

Наши герои Маша и Медведь предлагают нам поиграть в игру. Если в слове, которое я произнесу, вы услышите твердый звук [м], как в имени Маша, вы хлопнете в ладоши один раз. Если в слове, которое я произнесу, вы услышите мягкий звук [мь], как в имени Медведь, вы топните ногой один раз. Приготовились, начинаем: маска, мел, море, мишура, морс, метла, бегемот, пирамида.

- Итак, сейчас мы с вами учились находить твердый звук [м] и мягкий звук [мь] в словах. С заданием мы справились.


Пора ехать к следующей остановке «Буквенная».

- Кто из вас догадался или уже знает, какой буквой мы можем обозначить на письме новые звуки [м] и [мь]? (Буквой М)

- Скажите, почему две буквы М написаны на доске? (С заглавной буквы мы пишем начало предложений и имена, со строчной – все остальные слова и в середине слов).

- Сейчас мы познакомились с буквой М, которой мы можем обозначить звуки [м] и [мь].

- И с этим заданием Маши и Медведя мы справились на остановке «Буквенная».


- Продолжаем путешествие на машине и приближаемся к остановке «Слоговая». Как вы думаете, какое задание нас здесь ждет? (прочитать слоги с новой буквой)

- Верно! Нам нужно прочитать слоги.

Слоги: МА, МО, МИ, МУ, МЫ, МЭ

- Сейчас мы прочитали с вами слоги, в которых присутствует новая буква М.


- А впереди нас ждет последняя остановка – «Закреплялка». Откроем Азбуки на странице 78 и найдем стихотворение внизу страницы. В этом стихотворении нам нужно найти слова, в которых встречается буква М.

Ну-ка, М, дай руку А,

Ну-ка, МА, дай руку МА.

МА и МА, а вместе МАМА,

Это я пишу сама.

- Мы сейчас, выполняя задание на остановке «Закреплялка» учились находить букву М в тексте стихотворения.


- Итак, с какими новыми звуками мы познакомились сегодня на уроке, благодаря Маше и Медведю? (Со звуками [м] и [мь])

- Какой буквой мы можем обозначить эти звуки? (Буквой М)

- Заселим букву М в домик.

- Мы проехали с героями все остановки, выполнили все задания и Медведь говорит нам волшебное слово – МОЛОДЦЫ!