Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [у] и способом его обозначения на письме с помощью букв У, у.
1. Развивать связанную и учебно-научную речь учащихся;
2. Развитие процессов синтеза и анализа;
3. Развитие памяти.
1. Воспитание интереса к книге;
2. Воспитание культуры речи;
Для учителя: учебник «Азбука»; ИКТ, письмо.
Для учащихся: учебник «Азбука»; тетрадь.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Евгеньевна. Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться! Работать как? Старательно. А слушать как? Внимательно. Если хочешь отвечать – Руку не забудь поднять. Если спросят – надо встать, Громко, четко отвечать. | Подготавливают рабочее место. |
Актуализация знаний | (в классе на доске висит письмо) - Ой, ребята, нам кто-то прислал письмо, хотите его прочитать? - «Дорогие, ребята! Приглашаю Вас в гости. Буду ждать 8 октября в кабинете № в Паланской школе №1!» - Кто же нас пригласил? Непонятно! На конверте нет адреса и подписи. Кто же этот незнакомец? Для того, чтобы узнать, кто же этот незваный гость, посмотрите внимательно на экран: Фрагмент из мультфильма «Большой Ух». - Кто это, ребята? - Ребята, расскажите нашему гостю, с какими буквами вы уже познакомились на предыдущих уроках? - Какие звуки обозначают эти буквы? - Докажите, пожалуйста, что это гласные звуки. - Каким цветом эти звуки обозначаются в схемах? - Какая здесь буква лишняя? - Почему на ленте букв буква «И» стоит отдельно от букв А, О, Ы? Какую помощь она оказывает согласным буквам? | - Да. - Большой Ух. - С буквами А, О, И, Ы. - Гласные - Произносятся свободно, нет при произношении преград, поются. - Красным. - И. - Обозначает на письме их мягкость, подсказывает, что согласные звуки, стоящие перед ней, произносятся мягко |
Постановка темы и цели урока | - Ребята, но по дороге к нам в гости Большой Ух заблудился и попал в дремучий лес. Он впервые услышал, как кричит филин. - А вы знаете, как кричит филин? - А как воет волк? - А как кричит кукушка? - Какой звук повторялся всякий раз, когда вы отвечали на мои вопросы? - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Правильно, ребята! | - Ух-ух. - У-у-у. - Ку-ку - У - Мы познакомимся с новым звуком и с буквой, которая обозначает этот звук на письме |
Работа над новым материалом | Артикуляция при произношении звука [у]. - Ребята, Большой Ух так любит играть. Вот и сейчас он предлагает нам поиграть в парах. Посмотрите друг на друга. - Произносите звук «у» громко, тихо. - Когда мы произносим звук «у», каково расположение наших губ; - Как проходит воздух? Нет ли препятствий на пути? - Так какой же это звук? - Охарактеризуйте новый звук. Какой он? - Молодцы, ребята! Большому Уху так понравилось с вами играть, что он предлагает поиграть еще в одну игру с его любимой буквой. Я буду произносить звуки, если вы услышите звук «у», вы хлопаете в ладоши 1 раз. У И А У Я Ы У О У Э Ю Ы У А Ы И У А О И Я У Ы А Э Ю О У У Я О А У 2. Игра «Аукцион». - Ребята, раз Большой Ух сегодня пришел к нам в гости, то давайте подарим ему предметы, в названиях которых звучит звук «у». 1) У кого глаза на рогах, а дом на спине? 2) Неядовитая змея с желтыми пятнами на голове? 3) Вечерняя еда. 6) Суп из рыбы. 7) Начало дня. - Молодцы, ребята. Большому Уху очень пригодятся эти слова. | - Губы вытянуты трубочкой. - Воздух проходит легко. Не встречая преград. - Гласный. - Он гласный, так как не встречает преград при произношении, поется - Улитка. - Удав. - Ужин. - Уха. - Утро. |
Чтение стихотворения стр. 37 | - Кто сможет прочитать нам стихотворение из учебника на с.37. А все остальные двигаем пальчиком и следим глазками. Как незаметно дня летят! И вместо маленьких утят, Отважных желтеньких малюток, Мы видим важных белых уток. Эти утки даже «Кря!» Никому не скажут зря - О ком это предложение? - А сколько слогов в слове «малюток»? Давайте проверим. | - Об утятах. - Малюток. |
| - Ребята, Большой Ух вас спрашивает каких домашних птиц вы еще знаете? - Ой, как много вы знаете, а теперь мы сделаем звуковой анализ слова «курица». - Сколько слогов в слове курица? Проверим. - Какой первый слог? - Это слог слияние или вне слияния? - Откройте тетради, отступите от прошлой работы 4 клеточки вниз и 2 слева, нарисуйте прямоугольник и разделите его на слияние. - Каким цветом вы обозначите звук к? Давайте его произнесем. - А каким цветом мы обозначим звук у? Произнесем его. - Ребята, а какой второй слог? - Это слог слияние или вне слияния? - Нарисуйте прямоугольник и разделите на слияние. - Какими цветами вы закрасили слог ри? Почему? - Найдите третий слог. Какой он? - Это слог слияние или вне слияния? - Нарисуйте прямоугольник и разделите его. Давайте произнесем звук ц. - А звук а? - А теперь поставим ударение в слове курица, позовем его. - Разделим слово на слоги палочками. - Ребята, а как вы думаете, звук у смягчает согласные или нет? - Чтобы проверить, правы вы или нет, прочитаем правило в учебнике. | Ответы учащихся (они должны сказать курица) - 3 слога. - Ку. - Слог слияние. - Синим цветом, потому что это согласный звук. - Красным цветом, это гласный звук. - Ри. - Слияние. - Зеленым и красным. Потому что звук и гласный и он смягчает согласную. - Ца. - Слияние. - Согласный, синим цветом. - Гласный, красным цветом. - Ударение падает на букву у. Ответы учащихся. - Буква У обозначает твердость предшествующего согласного звука. |
| - А теперь давайте посмотрим, как правильно писать печатную букву У. - В тетради отступите от анализа вниз 1 строчку и на следующей пропишите букву У до конца строки. - Ребята, Большой Ух так любит, когда ему читают. Давайте прочитаем на доске: - Молодцы! Наш гость очень доволен вашим чтением. | - Ау, ао, ио, уо, ыу, уа, оа, ои, оу, уы Ау! Уа! У! А-а-а! |
Итог урока. Рефлексия. | - Давайте повторим что мы узнали о букве У для Большого Уха. - С какой новой буквой вы познакомились? - Какой звук обозначается этой буквой? - Смягчает ли согласную буква У? | - С буквой У. - Гласный звук. - Буква У обозначает твердость предшествующего согласного звука. |