Тема: Буква «З». Звуки «З», «ЗЬ».
Цель: Закрепление акустико-артикуляционного образа звука [З,Зь] и зрительного образа буквы З.
Коррекционно-образовательные:
Закрепить умения:
1. правильного, отчетливого произношения поставленных звуков в речи;
2. выделять четвёртый лишний;
3. осуществлять синтез и анализ слов;
4. понятие о твёрдых и мягких согласных.
Учить:
дифференцировать звуки «З», «ЗЬ»
Коррекционно-развивающие:
Развивать:
1. образность речи, логическое мышление, произвольную память и внимание;
2. зрительное, слуховое восприятие;
3. общую, мелкую, артикуляционную моторику;
4. фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные:
1. воспитывать умение сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельность товарища;
2. формировать нравственные качества, как сочувствие, готовность придти на помощь, чувство коллективизма.
Оборудование: картинки транспорта, картинки к игре «Четвёртый лишний», волшебная палочка, кукла, зонт, (две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков), пеналы, «секретик», образ буквы.
Ход од:
Организационный момент.
Игра «Назови лишнее слово»
Автобус, трамвай, самолет, такси
Лодка, корабль, яхта, вертолет
Самолет, вертолет, ракета, электричка
Троллейбус, трамвай, автобус, грузовик.
Игра «Еду, плыву, лечу»
- Сядет тот, кто даст правильный ответ.
- Ваня, ты едешь по дороге на чем? ( Я еду по дороге на такси.)
Ответы детей: по морю - на корабле, катере, яхте; по реке-в лодке, по воздуху - на вертолете, самолете; под землей- в метро на электричке…
- Дети, отгадайте загадки: Едет по дорожке, на макушке рожки
(Троллейбус)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет. Что же это?
(Вертолет)
Это что за богатырь
Вдоль дороги поднял пыль
По асфальту напрямик едет с грузом…(грузовик)
Это что за чудеса
Дует ветер в паруса
Ни паром, ни дирижабль
По волнам плывет…(корабль)
По волнам плывет отважно
Не сбавляя быстрый ход
Лишь гудит машина важно...Что же это?
(Теплоход)
Что за чудо длинный дом?
Пассажиров много в нем
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
В любое время года,
В любую непогоду
Очень часто в час любой
Провезу вас под землей
(Метро)
- Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, мы поговорим о транспорте. Транспорт, который передвигается по земле, дорогам, рельсам - называют наземным Назовите его. (Это автобусы, троллейбусы, трамваи, автомобили, поезда, велосипеды, мотоциклы…)
Транспорт, который передвигается по воде-называют водным.( Дети называют водный транспорт: лодка, катер, корабль, яхта…)
-Назовите воздушный транспорт. Почему его так называют? (Ответы детей). Транспорт бывает пассажирский и грузовой.
II.
Игра "Четвертый лишний" мяч, машина, кукла, коза. слон, медведь, белка, зонт. кофта, шарф, варежки, змея. кошка, собака, корова, ваза. картошка, капуста, морковь, звезда. - Какой звук повторяется во всех этих словах
III. Артикуляция звука «З», «ЗЬ»
Приложите тыльную сторону ладони к горлышку и произнесите звук З-З-З-З
Горло дрожит. Голос так звонко поёт песни, что даже стенки его «домика» горлышка дрожат.
Что происходит с язычком, когда мы произносим этот звук? (упирается в нижние зубки. Губы растянуты в улыбке, воздушная струя холодная, голосок не спит).
IV. Характеристика звука Согласный, звонкий, твёрдый «З», мягкий «ЗЬ»
V. - К нам в гости хотели придти три куклы: Катя, Маша и Зоя. Как вы думаете, какая кукла к нам придет?... Ее имя начинается на звук 3. - Ребята, у куклы Зои недавно был день рождения. И друзья подарили ей......
Загадка: От дождя спасает, а сам намокает. Хотя намокает, но не промокает. (Зонт)
Первый из вас, до кого я дотронусь зонтом, назовет слог с нашим новым звуком и гласным, который я произнесу (30, ЗУ, ЗА), а второй слово с названным звуком (забор, золото, зубы, розы)
"История Зои" Зое подарили....... Логопед показывает детям зонт и ставит около куклы. На улицу Зоя пошла без....... Пошел дождь, и Зоя вернулась домой за своим....... От дождя Зоя укрылась под.... Красивую ленточку Зоя привязала к....... Вот такая история про Зою.
VI. Физ. минутка:
- Логопед открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков.
- Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и т.д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).
- Затем логопед предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.
Мы подпрыгнем столько раз,
сколько бабочек у нас. (По знаку логопеда дети прыгают и считают свои прыжки)
Мы нагнемся столько раз,
сколько зайчиков у нас. (Аналогично?)
Мы присядем столько раз,
сколько зонтиков у нас.
Топнем ножкой столько раз,
сколько яблочек у нас.
Потянулись столько раз,
сколько шариков у нас.
VII.
Звуки «З», «ЗЬ» поднять нужную фишку:
Завод, зонт, узел, звонок, земля, зелёный, берёза, зерно, ваза, коза, зима, золото, роза.
VIII. Анализ буквы «З»
На эту букву посмотри – Она совсем как цифра «три».
Руку ловко изогнули.
Что такое? Посмотри –
Это снова цифра «три»?
Нет, дружок, на этот раз
Будет буква «З» у нас.
IX. «Секретик»
X. Итог.