Урок русского языка в 5-м классе по теме
«Чередование букв а – о в корнях –лаг- -лож- и -раст-ращ-рос-»
Цель: показать условия выбора букв О и А в корнях –лаг- -лож- и -раст-ращ-рос-; развитие умений применять данные орфограммы; прививать культуру письменной речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Знать: в каких случаях происходит чередование а - о в указанных корнях.
Уметь: распознавать слова с чередующимися гласными а - о в корнях -раст-, -ращ-, -рос- и -лаг-, -лож-.
Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация, электронный учебник «Русский язык», 5 класс (Т.А.Ладыженская и др.).
Ход урока:
1. Орг. момент:
Учитель: здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем работу по изучению чередований в словах. На прошлых уроках мы рассмотрели чередование в приставках на з-с. Сегодня мы с вами закрепим умение определять правописание согласных в приставках, а также познакомимся с новой темой – чередование гласных а-о в корнях лаг-лож и раст-ращ-рос.
2. Актуализация знаний:
а) давайте вспомним, отчего зависит правописание приставок, которые заканчиваются на З-С? (ответы учащихся)
б) Выполнение тестовых заданий на интерактивной доске.
3. Целеполагание:
Какой раздел мы изучаем? - Орфография
А что изучает орфография? Систему правил написания слов.
Как мы обычно проверяем безударную гласную в корне слова?
- Всегда ли действует это правило? Нет, есть чередования в корнях.
Вот именно об этих чередованиях пойдет речь на нашем уроке.
4. Работа по новой теме:
Слайд 2: рассмотрим приведенные пары слов? Что особенного вы заметили? Какие это слова? - Однокоренные.
Почему же правописание корня в них различное? - чередование корней.
Попробуйте сделать вывод, какому правилу подчиняется чередование корней лаг-лож? (делаем вывод) Согласуем вывод с правилом. Запись правила в тетрадь.
Словарно-орфографическая работа.
- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.
(тренировочные задания Сл.3, комментированная запись в терадь.
1) Излагать, 2) полагать, 3) слагаемое, 4) предлагать, 5) возлагать, 6) изложение, 7) возложить, 8) полог, 9) переложить, 10) располагать 11) слагат, 12) предполагать,)
Итак, мы рассмотрели чередование гласных а-о в корнях лаг и лож, но эти гласные «любят» меняться и в других корнях. Какие это корни?
(Слайд. 5, наблюдаем за изменениями в корнях раст-ращ-рос в электронном учебнике. П.2., делаем выводы, сравниваем с эл.учебником – П3. )
Запись правила в тетрадь. – Рассмотрим исключения из правил (запись в тетрадь).
Росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик.
Ростовщик (узнаем ЛЗ слова по толковому словарю).
Запомнить: нельзя говорить "ложу книгу на стол", надо говорить "кладу книгу на стол" в настоящем времени; в будущем времени - "положу книгу на стол".
Тренировочные задания (Сл.7): 14) растение, 15) прорасти, 16) отрасль, 17) ростовщик, 18) росток, 19), подросли, 20) прорасти, 21) выращенный, 22) дорасти, 23) растительность, 24) возраст, 25) прирасти.
5. Закрепление изученного:
Творческая работа. Составить небольшой рассказ по рисунку упр.450
6. Рефлексия:
Что нового я узнал на уроке?
Что было интересным?
Что вызвало затруднения?
Домашнее задание сл.9
У каждого из вас, наверняка, есть домашние растения. Либо дома, либо вы выращиваете какие-то цветы в саду. Ведь без растений наш мир будет скучным и тусклым. Ваша задача дома составить рассказ об удивительном растении вашего дома.
выращивать цветы, удивительное растение, цветочный горшок, зеленый росточек, разрослось по подоконнику.
- Выделите корни с чередованием.
Домашнее задание: параграфы 84, 85, упр. 441.
Что нового узнали на уроке?