СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы И-Ы после Ц (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развивает у пятиклассников умение работать по инструкции, идя от практики к теории, самостоятельно определяя условия выбора букв И-Ы после Ц.

Просмотр содержимого документа
«Буквы И-Ы после Ц (5 класс)»

Р/Я 5 кл. Урок № 89

Тема: Буквы И-Ы после Ц.

Цели:

  • Познакомить учащихся с орфограммой «Буквы И-Ы после Ц»; формировать умение опознавать орфограмму в различных морфемах, безошибочно писать слова с данной орфограммой.

  • Развивать умение ставить учебную цель, определять пути ее достижения, прогнозировать условия написания И-Ы после Ц; производить оценку работы групп; пошагово выполнять учебные действия, опираясь на подробную инструкцию учителя; самостоятельно выводить правило; понимать логику построения исследования; работать в группе: устанавливать рабочие отношения, осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь, готовить и представлять монологическое высказывание (защита выводов).

  • Способствовать развитию понимания необходимости производимых действий, умения вести равноправный диалог с одноклассниками и учителем.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие, запись даты).

  2. Целеполагание.

        1. Произнесите слова вслух и определите, какой звук слышится после твердого Ц? запишите эти слова в тетрадь. Какие буквы вставили после Ц? Почему?

  • Ц…рк, (с) улиц…, ц…плёнок, акац…я.

        1. Сформулируйте тему урока.

        2. Какой вопрос будет главным на уроке? – когда после Ц пишется И, когда – Ы? от чего зависит выбор И-Ы после Ц?

Приемы

Действия

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

Проблемная ситуация

Предлагает выполнить задания, задает вопросы, подводит к выводу

Анализируют слова, делают вывод, формулируют тему и главный вопрос урока

П: устанавливать причинно-следственные связи при анализе слов, делать выводы

Р: формулировать тему и цель урока


  1. Основной этап урока.

  1. Объяснение работы по схеме «ФИШБОУН».

  2. Работа в группах по инструкции.

Группа 1

  1. Запишите в тетрадь слова:

  • Цирк, цифра, циркуль.

  1. Выделите морфему, в которой находится буква Ц и следующая за нею гласная.

  2. Подчеркните Ц одной чертой, гласную – двумя.

  3. Сделайте вывод, ответив на вопрос:

  • При каком условии после Ц пишется буква И?

5. Предложите схему, которая отражала бы это условие в данной орфограмме.

6. Занесите полученную схему в «ПРИЧИНЫ», а примеры слов в «АРГУМЕНТЫ» в «ФИШБОН» на доске.

7. Произведите такую же работу со словами: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц.

8. Сделайте вывод, ответив на вопрос:

  • Как можно объяснить, что в данных словах пишется после Ц – Ы?


Группа 2

  1. Запишите в тетрадь слова:

  • Акция, акация, секция.

  1. Подчеркните Ц одной чертой, И – двумя.

  2. Произнесите эти слова вслух и ответьте на вопрос:

  • Какое звукосочетание объединяет эти слова?

  • Сформулируйте условие, при котором после Ц пишется И.

4. Предложите схему, которая отражала бы это условие в данной орфограмме.

5. Занесите полученную схему в «ПРИЧИНЫ», а примеры слов в «АРГУМЕНТЫ» в «ФИШБОН» на доске.

Группа 3

  1. Запишите в тетрадь слова:

  • С улицы, птицы, синицы.

2. Подчеркните Ц одной чертой, И – двумя.

3. Выделите морфему, в которой находится буква Ц и следующая за нею гласная.

  1. Сделайте вывод, ответив на вопрос:

  • При каком условии после Ц пишется буква Ы?

5. Предложите схему, которая отражала бы это условие в данной орфограмме.

6. Занесите полученную схему в «ПРИЧИНЫ», а примеры слов в «АРГУМЕНТЫ» в «ФИШБОН» на доске.

Группа 4

  1. Запишите в тетрадь слова:

  • Сестрицын, круглолицый.

2. Подчеркните Ц одной чертой, Ы – двумя.

3. Выделите морфемы, в которой находится буква Ц и следующая за нею гласная.

  1. Сделайте вывод, ответив на вопрос:

  • При каких условиях после Ц пишется буква Ы?

5. Предложите схему, которая отражала бы это условие в данной орфограмме.

6. Занесите полученную схему в «ПРИЧИНЫ», а примеры слов в «АРГУМЕНТЫ» в «ФИШБОН» на доске.


  1. Защита работ. Самооценка работы в группе.

Приемы

Действия

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

Работа по инструкции

Предлагает выполнить задания по инструкции, следит за работой детей, при необходимости помогает, консультирует, наблюдает

Формируются в 4 группы. Читают задание, работают по инструкции, делают выводы, создают схемы, заносят свои схемы в общую «ФИШБОУН» на доске

П: устанавливать причинно-следственные связи при анализе слов, делать выводы, создавать схемы

К: работать в группе: сотрудничать, помогать друг другу.

Р: производить самооценку работы в группе.


  1. Записать слова, объяснить орфограммы.

  • Цинга, куцый, овцы, акция, цыплята, циркуль, секция, цыган, синицын, у гостиницы, циновка, белолицый, панцирь, нарцисс, сигнализация, у ящерицы, у проказницы, храбрецы, умницы, падчерицын, дикция.

  1. Подумайте, действует ли в словах ц...лина и оц..нить орфограмма «Буквы И-Ы после Ц». Докажите свою точку зрения.

Приемы

Действия

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

Работа с графическим обозначением орфограммы. Проблемная ситуация

Предлагает выполнить задания, диктует слова

Записывают слова, анализируют их правописание, графически обозначают орфограмму. Решают проблемную ситуацию: высказывают свои позиции, обосновывают их.

П: устанавливать причинно-следственные связи при анализе слов, делать выводы, графически выделять орфограммы

К: отстаивать свои мнения.

  1. Домашнее задание: п. 43, № 429.

  2. Рефлексия (по материалу папки).