СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы О-А в корне с чередованием -кас- -кос-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буквы О-А в корне с чередованием -кас- -кос-»

Открытый урок по русскому языку для 5 класса по теме "Чередование гласных о-а в корне КАС- КОС"

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2. Авторы:М.Т.Баранов, т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Москва:«Просвещение»,2015г.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные: создать условия, способствующие приобретению знаний по теме «Буквы О – А в корне -кас—кос- и применению их в учебных ситуациях.

Планируемые результаты.

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку

Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание..

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Методы обучения, используемые  на уроке:

· словесные, наглядные, практические;

· методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

· методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

· информационные методы – работа с опорной схемой.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.  Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне. 

Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.

Технологии обучения: проблемно-диалогическая.



Добрый день, ребята! Добрый день, наши гости! Мне хочется, чтобы радостное и творческое настроение не покидало вас в течение всего урока.

Надеюсь на приятную и интересную работу с вами.

1.

-Ребята! Какую тему мы изучаем? (Орфограммы в глаголах)

-Для чего мы изучаем орфограммы?

-Действительно, мы все хотим быть грамотными людьми, следовать орфографическим нормам русского языка. Итак, вперёд. Вспомним, что мы с вами изучали ранее, и подготовимся раскрыть ещё одну тайну страны Орфографии. А помощниками вам будут внимание и смекалка.



2. На партах у вас лежат листки с заданиями (заранее вписать имя). Найдите, пожалуйста, задание 1. В нём записаны пословицы народов разных стран. Из них вы должны выписать в тетрадь слова с пропущенными буквами, объяснить орфограммы, сделать обозначения. Читаем вслух пословицу, записываем слово и объясняем орфограмму.



Чему не г…реть, того не зажечь.

Не беречь пор…сли- не видать и деревца.

И камень лёжа мхом обр…стает.

Человек предпол…гает, а Бог располагает.

Лучше на родине кости сл…жить, чем на чужбине славу добыть.

Не поможешь р…сткам, вытягивая их из земли.

-Ребята, надеюсь, вы догадались, что объединяет выписанные нами слова? (во всех словах есть корни с чередующимися гласными)



3. Молодцы. Действительно, речь идёт об орфограммах в корнях. Корень- очень важная морфема. Мне хотелось бы в качестве эпиграфа урока взять слова Марии Александровны Рыбниковой: « Найти корень слова- значит найти его внутренний, затаённый смысл- то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Посмотрите, пожалуйста, в задание 2. Нет ли в этих пословицах какого- нибудь нового корня, в котором бы мы зажгли сегодня огонёк. Прочитайте две пословицы.

Если лень прикоснётся, то лентяй за работу не берётся.

Только тот не ошибается, кто ни к чему не прикасается.



-Какие слова выделены?

-Какой новый корень мы видим? Есть в нём чередование? (гласные меняются)

-А что здесь обозначает корень кас-кос? (прикасаться-дотрагиваться)

-Достаточно наших знаний, чтобы объяснить эту орфограмму?

-Что у нас возникло?(проблема)

-И вы, как всегда, должны её решить.

-Сформулируйте тему урока. (Буквы о-а в корне кас-кос) ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ.

-Сформулируйте цель урока. (мы должны выяснить условия выбора букв о-а в корне кас-кос)

-Как мы это можем выяснить?



4. Начнём работу по реализации поставленной цели. На листах задание 3. Вы видите слова с новой орфограммой. Сейчас вы будете решать поставленную проблему.

-Как вы думаете, что для этого можно будет сделать со словами? (определить морфемный состав)

-Итак, прямо в листочках делаем необходимые обозначения, сравниваем, приходим к выводу. Можно посоветоваться с соседом по парте.



коснёмся

касание

прикосновение

прикасаются

коснёшься

касаешься



-Кто готов?

-Какие открытия вы сделали?

-Все согласны с этими выводами? У кого другие предположения? (если за корнем следует согласная, то пишется о)



-Пожалуйста, чётко сформулируйте правило о написании букв о-а в корне кас- кос.

-Сверим наши выводы с правилом в учебнике, стр. 146. Учебники пока не закрываем.

5.

-Теперь мы должны научиться применять правило.

В листах у вас задание 4. Впишите в карточку недостающие слова. Прочитайте.



Чтобы выбрать гласную___ или ___в корнях _____ -_______, нужно посмотреть, есть ли _____________________________. Если­­­­­­­­­­­ _______________, то в корне пишем гласную___. Если ______________, то в корне пишем гласную____.

-Всё правильно?

-Так и будете рассуждать, применяя правило. На доске- опорная схема. (вывесить)

6. -Какова теперь наша цель? (закрепить материал, научиться безошибочно писать слова с корнем кас- кос)

Списываем грамотно слова из таблички в тетрадь, объясняем, делаем обозначения. Образец на доске покажет________________(с листом идёт).

-Всё верно? Запомните обозначения.

-Дальше на месте объясняем… проговариваем…



7. Физкультминутка. (Катя или сама)

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.



8. Продолжаем работу. Учимся находить слова с орфограммами, объяснять.

Выборочный диктант. Я читаю предложения. Вы находите слова с орфограммой, записываете их в 2 столбика на доске, объясняете.

1. Солнце к…снулось края степи. 
2. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья. 
3. Солнечные лучи к…саются деревьев.
4. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки. 
5. Мы к…снулись в беседе трудного вопроса. 
6. Это вас не к…сается. (не объясн.)



9. -Ребята! Как вы думаете, корень кас- кос однозначный или многозначный? Где мы можем это узнать? ( надо найти слово с корнем в толковом словаре С. И. Ожегова) Не будем сегодня его открывать, т. к. все значения даются в учебнике, упр. № 581.

-Прочитайте задание к упр. 581.

-Корень однозначный или многозначный?

- Какие же значения он имеет?

-Какое значение у корня в предл….(2)? (читаю предл.! )

-Какое значение у корня в предл….(6)?

-Какое значение у корня в предл….(8)?



10. Упр . 581 будет вашим домашним заданием. Спишите в дневник из рабочего листа: упр. 581, п. 72. Не забудьте обозначить орфограммы в упр.. Значение слов определите устно. Задание по составлению предложений по желанию на дополнительную оценку. Принести сигнальные карточки о-а. Найти в Интернете правило в стихах.



11. Продолжаем работу.

Задание 5. Поиграем в игру «Третий лишний». Прочитайте первую группу слов… Спишите, вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. ( Разница в лексическом значении корня, косой- не прямой, проверяемая безуд. гл.) Напомню вам, что такие корни называются омонимичными.



Если будем успевать. Прочитайте вторую группу слов в словосоч.. Найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. (коса- причёска. коса- орудие труда)



К…снитесь, к…сой, к…савшиеся.

Русая к…са, острая к..са, неосторожное прик..сновение.



-Какой вывод сделаем из этого упражнения? (При выборе гласной в корне необходимо учитывать лексическое значение корня.)



12.

Задание 6. В нём записано предложение, в котором пропущены слова. Это должны быть слова с корнем кас- кос . Прочитайте про себя предложение, подумайте, какие слова можно вставить сюда.

-Ваши варианты? (Первый- глагол в прош. времени, второй- однокоренное сущ.)



Доброе солнышко __________________ к травам и цветам и от этого

________________ закипела жизнь в маленьких стебельках.



-Впишите недостающие слова в лист, обозначьте орфограмму. Проверьте себя. (Слова на доске сзади открываю)

-Дайте характеристику предложения, объясните знаки, если они нужны. (Характеристика)

-Составьте схему. На доске…

-Найдите в предл. олицетворение. (метафору)

-Назовите устно морфологические признаки глагола «прикоснулось».

-Разберите его по составу (морфемный разбор) прямо в предложении. К доске…



13.

–Всё ли вам понятно? Тогда небольшой словарный диктант. Вы пишете самостоятельно.



Касаться, коснуться, касание, прикасаться, касательная (линия), соприкосновение, соприкасаешься, прикоснёшься.



-Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга. Нормы оценок:

«5»- нет ош.

«4»- 1-2ош.

«3»- 3 ош.



14.

-Подведём итоги. Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

-Какие новые знания вы приобрели?

-Что вызвало затруднения? (если успеваем )

-Ребята, спасибо вам за сотрудничество! Вам осталось оценить свою деятельность на уроке, насколько вы были успешными, насколько у вас все получалось. Поставьте, пожалуйста, плюсы или минусы в таблицу в конце ваших листов.



На уроке мне было интересно

 

Я чувствовал (а) себя комфортно

 

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

 

Я был(а) успешен (успешна)




Оценки за урок… Всем остальным я выставлю оценки при проверке тетрадей.

Сдайте, пожалуйста, тетради.