СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах имен прилагательных (на 2 урока). 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах имен прилагательных (на 2 урока). 5 класс (новый ФГОС)»

Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных

Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных

№ 18. После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква  о , без ударения - буква  е .  Свежего, чужой.

18. После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква  о , без ударения - буква  е .

Свежего, чужой.

Запишите, объясните выбор гласной после шипящих в окончаниях прилагательных  С чуж..го голоса, свеж..го хлеба, хорош..го настроения, от больш..го ума, горяч..го чая, могуч..го телосложения, колюч..го взгляда, дремуч..го леса.

Запишите, объясните выбор гласной после шипящих в окончаниях прилагательных

С чуж..го голоса, свеж..го хлеба, хорош..го настроения, от больш..го ума, горяч..го чая, могуч..го телосложения, колюч..го взгляда, дремуч..го леса.

Запишите, объясните правописание гласных после шипящих. Определите части речи  Плеч..м, ключ..м, чуж..й, печ..м, товарищ..м, ш..пот, свеж..го, плющ..м, больш..го, ш..рох, стереж..т, прич..ска, тяж..лый, колюч..го, подош..л, луч..м.

Запишите, объясните правописание гласных после шипящих. Определите части речи

Плеч..м, ключ..м, чуж..й, печ..м, товарищ..м, ш..пот, свеж..го, плющ..м, больш..го, ш..рох, стереж..т, прич..ска, тяж..лый, колюч..го, подош..л, луч..м.

Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя орфограммы  1) Учительница ставила перед ним чашку чаю с молоком и клала больш..й ломоть ржаного хлеба. 2) Когда сели обедать и на столе по..вились а(п, пп)етитные ломти горяч..го хлеба, Малыш ск..зал Тётенька я мамке горяч..го хлебца отн..су! Можно? 3) В школе Малышу было хорош.. . 4) Малыш отворачивался от колюч..го ветра. 5) При этих во..поминаниях Малыш з..туманивался, и его яс..ные глаза ст..новились печальны, как у больш..го. 

Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя орфограммы

1) Учительница ставила перед ним чашку чаю с молоком и клала больш..й ломоть ржаного хлеба. 2) Когда сели обедать и на столе по..вились а(п, пп)етитные ломти горяч..го хлеба, Малыш ск..зал Тётенька я мамке горяч..го хлебца отн..су! Можно? 3) В школе Малышу было хорош.. . 4) Малыш отворачивался от колюч..го ветра. 5) При этих во..поминаниях Малыш з..туманивался, и его яс..ные глаза ст..новились печальны, как у больш..го. 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Запишите пословицы, объясните правописание слов с орфограммой. Подчеркнуть основы предложений.  1) Два мелких ореха один больш..й раздавят. 2) Скучно Афонюшке на чуж..й сторонушке. 3) Куй железо, пока горяч.. . 4) К больш..му терпенью придёт и уменье. 5) Хорош..го друга нелегко найти. 6) Своя печаль чуж..й радости дороже.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Запишите пословицы, объясните правописание слов с орфограммой. Подчеркнуть основы предложений.

1) Два мелких ореха один больш..й раздавят. 2) Скучно Афонюшке на чуж..й сторонушке. 3) Куй железо, пока горяч.. . 4) К больш..му терпенью придёт и уменье. 5) Хорош..го друга нелегко найти. 6) Своя печаль чуж..й радости дороже.

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

 В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и  ц  под ударением пишется буква  о , без ударения - буква  е .

В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и  ц  под ударением пишется буква  о , без ударения - буква  е .

Замените данные словосочетания словосочетаниями «прил. + сущ.»  Медвежонок из плюша, воротник из песца, косынка из кумача, платье из ситца, пуля из свинца, заросли камыша, клык моржа, бумага с глянцем, запах ландыша.

Замените данные словосочетания словосочетаниями «прил. + сущ.»

Медвежонок из плюша, воротник из песца, косынка из кумача, платье из ситца, пуля из свинца, заросли камыша, клык моржа, бумага с глянцем, запах ландыша.

Сгруппируйте слова по признаку: а) о после шипящих и ц, б) е после шипящих и ц.   Еж..вый, лиц..вой, кулач..к, пищ..вой, свеж..го, ключ..вой, перед товарищ..м, пунц..вый, каблуч..к, хорош..го, под плащ..м, чуж..й 1 , пальц..в, со свеч..й, борц..в, за врач..м, под крыш..й, с мяч..м, над крыльц..м, больш..й, дрожж..вой, кольц..вой, образц..вый, бирж..вой, деш..вый, медвеж..нок, руч..нка.

Сгруппируйте слова по признаку: а) о после шипящих и ц, б) е после шипящих и ц. 

Еж..вый, лиц..вой, кулач..к, пищ..вой, свеж..го, ключ..вой, перед товарищ..м, пунц..вый, каблуч..к, хорош..го, под плащ..м, чуж..й 1 , пальц..в, со свеч..й, борц..в, за врач..м, под крыш..й, с мяч..м, над крыльц..м, больш..й, дрожж..вой, кольц..вой, образц..вый, бирж..вой, деш..вый, медвеж..нок, руч..нка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!