Тема: Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
Цели:1. Закрепить навыки правописания О и Е после шипящих в разных частях
слова у имён существительных и прилагательных.
2.Показать условия выбора этой орфограммы на конце наречий.
3.Развивать навыки грамотного письма, интерес к изучению русского языка.
Методические приёмы: словарный диктант, конструирование предложений, работа по опорной схеме, самостоятельная работа.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент. Оформление тетрадей.
2.Разминка. Словарная работа. Тема «Спорт».
( Один ученик работает на интерактивной доске, другие учащиеся – на месте выполняют ту же работу).
Б…скетбол, в…лейбол, фу…бол, хо(к,кк)ей, г…мнастика, г…нтели, ба(с,сс)ейн, д…станция, кро(с,сс), трен…р, трен…роваться, спорт…мен, ол…мпиада, ч…мпион, р…корд.
Затем все проверяют работу, выполненную на доске, и исправляют ошибки.
3. -Цель нашего урока - обобщить условия выбора и написания О и Е после шипящих на конце наречий.
Вспомним правило написания букв о и е после шипящих.
На доске записаны примеры:
играть с малыш…м
крепкий ореш…к
парч…вое платье
с хорош…й новостью
Один ученик работает на доске.
Дети вставляют пропущенные буквы и обозначают указанную орфограмму.
-Итак, ещё раз повторим правило по схеме. (Дети повторяют правило ещё раз.)
-Какой можно сделать вывод? (Правило похоже, только есть одно исключение : ЕЩЁ).
-Запишем примеры: хорош… учиться, говорить певуч… .
-Объясните, какие буквы вставим на месте пропуска и почему? (Ученики с места объясняют).
-Какой частью слова являются эти буквы на конце наречий? (Суффиксами, у наречий нет окончаний.)
6.Закрепление материала.
-От данных прилагательных в словосочетаниях образовать наречия., объяснить изучаемую орфограмму:
Защищать (горячий) – защищать… (горячо),
двигаться (неуклюжий) – двигаться …(неуклюже),
говорить ( певучий) –говорить… (певуче)
7.Творческая работа.
Заменить наречия наречиями-синонимами, имеющими после шипящих на конце О или Е: выполнить прекрасно (блестяще), любить сильно (горячо), говорить напевно(певуче), смотреть неодобрительно (осуждающе).
Объяснить: О или Е?
(Учитель диктует словосочетания, ученики записывают , придумывают синонимичные наречия, называют их и объясняют написание)
8. Повторение изученного материала (для сопоставления с новой темой).
-Сегодня мы говорили с вами о правописании О и Е на конце наречий и в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. А сейчас вспомним правило о правописании О и Ё в корнях слов после шипящих. ( В корнях слов после шипящих под ударением пишем Ё, хотя слышим О. Слова-исключения: шов, шорох, крыжовник, капюшон, шомпол, шорты, шок).
9.Самостоятельная работа.
Дети выполняют на листочках работу – вставляют нужную букву на месте пропуска, объясняя орфограмму.
Рычаж…к, камеш…к, ж…лудь, плюш…вый, свеж…, горяч…, ш…рох, волнующ…, чуж…й, зловещ…, ещ…, реч…нка, певуч…, бельч…нок, ч…рный, общ…, блестящ… .
12.Подведение итогов урока. Домашнее задание. Оценки.
-какое правило мы закрепляли сегодня на уроке?
-Домашнее задание будет на все эти правила. Упр. 242. (на повторение всего, о чём говорили на уроке.)
-Оценки.
2