1. | Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Злость, капризы, ссоры с ленью Пусть останутся за дверью. С улыбкой и старанием Получим много знаний мы. (С. Чижова) Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. Прежде, чем получить новые знания, давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках. | Дети готовятся к уроку | Личностные: способность откликаться на добрые чувства; |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | - Того, кто сегодня на уроке будет помогать нам получать знания, я прошу вас угадать: У него глаза цветные – Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня. (Светофор) | Отгадывают слово | Коммуникативные: проявляют интерес к общению на уроке и предмету |
| | - А вот и наш гость. Сейчас мы с вами отправимся в путь за знаниями, а он будет следить за нашей работой на уроке. Светофору будет очень приятно, если вы вспомните, где и для чего он необходим. | Отвечают | Регулятивные: понимают цель и смысл выполняемых заданий |
| | - Ребята, вы неплохие знатоки, поэтому Светофор обращается к вам за помощью. Дело в том, что на улице Алфавитной, на остановке, стоят два автобуса красный и синий и не знают, каких пассажиров впустить в салон. Помогите определить, какие буквы могут войти в автобус красного цвета. - Кто поможет? - Почему так думаешь? - Какие пассажиры остались на остановке? - Автобус какого цвета для них потребуется? Почему? | А,о,у,ы,и - они гласные Н и С. Для Н – синего Согласный | |
3. | Постановка учебной задачи | - Ребята, посмотрите у нас осталась ещё одна буква, почему мы её никуда не разместили? - Вы знаете, как она называется? - Вы помогли Светофору, а в благодарность он хочет познакомить вас со своей любимой буквой и с новыми звуками, с какими – узнаем, отгадывая загадки: На чужой спине едет, А на своей груз везёт. (Седло) Гладкий, бурый, неуклюжий, Он не любит зимней стужи. До весны в норе глубокой Посреди степи широкой Сладко спит себе зверёк, А зовут его … (Сурок) - С какого звука начинаются слова? - Попробуем произнести этот звук. Знаком нам этот звук? | Мы с ней ещё не знакомились близко | Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы |
| | - На основе наших рассуждений сформулируйте тему урока. - А теперь давайте правильно сформулируем тему урока, закончив предложение: Буква … и звуки, которые она обозначает … Тема сегодняшнего урока Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´]. | Формулируют тему урока | |
| | Давайте вместе определим задачи нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытаетесь продолжить мою мысль. Познакомиться с … (звуком [с], [с'] и буквой, которая их обозначает.) Учиться отличать … звуки [с], [с’] от других звуков; Научиться читать и писать… (слоги, слова с новой буквой.) | Ставят задачи урока | |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | - Ну что же, Светофор следит за нашей работой, и мы переходим к следующему этапу. Улица Рассуждай-ка Чтобы звуком управлять, О нём всё точно надо знать! | | Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам |
| | – Определите, как проходит воздух через горлышко? (При произнесении звука [с], [с'] воздух встречает препятствие. Значит, он (согласный.) | согласный | Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы |
| | – Закройте уши ладошками. Что слышится: голос или шум? При произнесении звука слышится только шум, значит он (глухой.) | глухой | |
| | Давайте сделаем слого-звуковой анализ слов на доске «лес», «лось» (картинки) – Какой сделаем вывод, как произносится звук [с] в первом слове твердо или мягко? | твёрдо | |
| | -А во втором? | мягко | |
| | - Дайте короткую характеристику букве С и звукам [с], [с']. | Отвечают | |
| | (После прослушивания ответов детей включаю видеосюжет о букве С, где дети слышат правильную характеристику). | Смотрят | Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания |
| | Все были правы, когда давали характеристику новой букве? Как вы оцените свои ответы? | Несколько детей поднимают один из цветов Светофора | |
| | -Молодцы, ребята, Светофор обратил внимание на ваши сигналы. - Ребята, к нашим автобусам подъехал ещё один сине-зелёного цвета, что – бы это значило? - Вспомните в чём было различие звуков в словах лес и лось? Так вот, никто не догадался, для каких звуков подъехал сине-зелёный автобус? | Отвечают | |
| | Значит букве Н так же, как букве С нужно сесть в сине-зелёный автобус, потому, что они могут быть, как твердыми, так и мягкими. – Найдите среди букв алфавита новую. Эта буква С, с, которая на письме обозначается как звуки [с], [с'] . – Хором произнесем название буквы и запомним. – На что похожа буква С? Да, вы правильно решили: С похожа на молодой месяц, его ещё называют полумесяц. Полумесяц в небе тёмном Буквой «с» повис над домом. (В. Степанов) «Новоселье» буквы в «Замке букв» (в ленте букв). - Итак, звуки [ с ], [ с´] мы будем обозначать буквой «с». Куда мы поселим новую букву? Из истории буквы «с». | | |
| | - В наше время буква эта называется «эс». Древнее исконное её название – «слово» - то, что можно слышать. От древнего слова «слово» произошло и слово «слава», а от него – «славяне». Это русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы. Славяне – это народ, имеющий славу, славный народ. Слово – реальная сила, которая может изменить мир. Недаром говорят: «Живым словом победить можно». - Ребята, давайте порадуем Светофора знанием дорожных знаков. Что означают следующие знаки? (Показ знаков) - А эти 2 знака (зелёный «и» и зелёный «ы») из страны Звуков и Букв. Помогите Светофору найти ошибочный, чтобы предупредить аварии. Определите, в какой руке я его держу. - Вспомните, какое правило было нарушено. Согласный с «а», «о», «у», «э», «ы» Твёрдо ты произноси! Согласный с «и» Мягко ты произноси! | (В сине-зелёную «гостиную», т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на нижнем этаже, т. к. обозначает глухой согласный звук) | |
| | А сейчас улица Прописи. Мы должны порадовать Светофора правильным, красивым, аккуратным написанием новой буквы в прописи. Откройте стр.16 прописи № 2. Давайте сравним печатную и письменную букву С. - Эта буква представляет собой часть овала и должна быть округлой. (Обучение письму строчной буквы «с» на доске с проговариванием, а затем в прописи» Пальчиковая гимнастика. | Пишут в прописи букву Сс Взаимопроверка в паре с подчёркиванием самых красивых букв. Сигналы светофора, как самооценка. | |
5. | Первичное закрепление | Остановка «Читай-ка» Чтение слогов с новой буквой– Прочитаем сначала слоги – слияния с новой буквой. (СА, СО, СУ, СИ, СЕ) | Читают | Познавательные: выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям; умение выявлять сущность, особенности объектов |
| | Настало время поработать со схемами в группах. На доске схемы и картинки. Соотнесите схемы с картинками. | Вспоминают и обговаривают правила работы в группах. Соотносят схемы и картинки | |
| | Какую работу вы выполняли? - Ты делал сам или тебе помогали? - Ты доволен своей работой? | Отвечают на вопросы для самооценки. | |
| | Игра «Доскажи словечко» | Дети читают начало чистоговорки «Са-са-са…» (несколько раз) | Регулятивные: умение определять успешность |
| | «…в лесу бегает лиса.» «…прилетела к нам оса.» «…кошка любит колбасу.» | «Су-су-су…» | Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии умение работать в парах. |
| | «…мы сменили колесо» (провожу работу над произношением скороговорки) Физминутка Ребята, а у нас физкультминутка, Поднимитесь, наклонитесь, Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | «Со-со-со…» | |
6. | Включение в систему знаний | Улица «Всезнайка» Работа по учебнику стр.46 - Какие слова спрятались в схемах? Игра «Кто больше составит слов из слогов» Работа со словом Ось по словарю. Работа по учебнику стр.44. | Отвечают Составляют рассказ по иллюстрации «Девочки заблудились» | Коммуникативные: умение слушать других. |
| | Обучение письму заглавной буквы «С» стр. (аналогично обучению письму строчной буквы). Работа в прописи № 2 (стр. 17). Письмо заглавной буквы «С». Верхнее и нижнее соединения. Запись предложений. | Пишут Определяют количества слов в предложении. Вспоминают правило правописания заглавной буквы в словах: Помни: пишутся всегда С большой буквы города, Клички, имена, моря … И фамилия твоя. | Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания Познавательные: смысловое восприятие познавательного текста |
| | Гимнастика для глаз с использованием тренажёра - А сейчас вместе с Светофором мы попутешествуем по слоговой таблице (чтение слогов с буквой «с»). Упражнение «Твёрдый – мягкий». Предварительное чтение читающими учениками стихотворения В. Лунина: Солнце село за селом, Спят синицы, сойки спят. Спит в реке усатый сом, Спит и лес, и степь, и сад. Стадо спит, пастух и пёс … Сон в страну свою унёс Всех. (В. Лунин) - Названия каких птиц в этом стихотворении начинаются с буквы «с»? (Сойки, синицы) - Названия каких ещё птиц начинаются с буквы «с»? (Сорока, соловей, скворец, сова, снегирь, свиристель и др.) Показываю картинки с изображением птиц. Если в названии птицы есть новые изученные звуки, дети показывают сигнальную карточку нужного цвета (синяя – твёрдый согласный звук, зелёная – мягкий). | | |
7. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | А сейчас пришло время попрощаться с нашим Светофором. Он очень доволен вашей работой на уроке, но очень просит, чтобы и на улице вы были такими же внимательными, всезнающими и помнящими правила Дорожного движения. – С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? – Чему научились? Сегодня я узнал… Меня удивило… Дома я расскажу…. А сейчас отметьте своё настроение по лесенке. У вас на столе смайлики. Выберите соответствующий вашему настроению и поставьте их на первую ступеньку, если вы ничего не поняли, на вторую ступеньку, если вы всё поняли, и вам было интересно на уроке, на третью ступеньку, если вы хотите узнать ещё о букве С. | Машут до свидания Светофору | Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |