Буквы Ы/И после приставок
Открытый урок в 5 классе
Перечислите морфемы…
Окончание, корень, приставка, суффикс, основа слова
Перечислите
способы
образования
Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение основ
Слова обг…реть, дог…рает, заг…р –
(объяснить выбор буквы)
.
ГОР – не под ударением, ГАР – под ударением
Каким способом образовано
слово ПАРОХОД ?
Сложение основ
Каким способом образовано
слово подснежник?
Приставочно-суффиксальным
Измените словосочетания
Играть в футбол – сов.вид
Интересный рассказ - антоним
Идейный мыслитель - антоним
Интересный рассказ - очень
С ы грать, без ы нтересный, без ы дейный, сверх и нтересный
Что заметили?
Буквы Ы и И после приставок
Цели урока
новое правило «Правописание букв Ы/И после приставок».
- Решать орфографические задачи с учётом полученных знаний.
изученное правило
ВПР, ОГЭ
Переведите сказку на научный язык (сформулируйте правило)
Жили-были слова без приставок, корень их начинался с буквы И. Но вот пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твердые: они заканчивались на твердый согласный.
И вот слова игра, интересный, известный, искусный, инициативный вдруг стали не только звучать по-другому, но и писаться по-другому: ро з Ы грыш, без Ы нтересный, без Ы звестный, без Ы скусный, без Ы нициативный. И только Меж- и Сверх- вели себя скромно, не стали слова мучить да переделывать.
Буквы Ы -И в корне после приставок
И
Ы
меж-
ы
Исключение:
Буквы Ы -И в корне после приставок
И
Ы
на гласный
на согласный
сверх-
и
вз и мать !
Вставь пропущенные буквы, графически объясни орфограмму
Под…тожить, с…грать, сверх…нтересный, без…мянный, раз…скивать, без…нтересный, меж…нститутский, пред…дущий, по…грать.
Проверь и оцени соседа
ПодЫтожить, сЫграть, сверхИнтересный, безЫмянный, разЫскивать, безЫнтересный, межИнститутский, предЫдущий, поИграть.
Без ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
Закончите предложение
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- У меня получилось …
- Меня удивило…
- На уроке я работал…
- Своей работой на уроке я…
- Урок для меня показался…
- Мое настроение…
- Материал урока мне был…
Домашнее задание
- Выучить правило с. 139, записать его в тетрадь.
- Задание по выбору:
- 1. Составить карточку (задания) для товарища (15 слов с пропусками по данным орфограммам)
- 2. Упражнение 347.
Нарисуйте на полях карандашом смайлик, отображающий ваше впечатление от урока. Спасибо за урок!