СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буллинг - как догадаться и что делать? Информация для родителей.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые педагоги-психологи! Делюсь своим выступлением. Данный материал подойдет для родительских собраний. 

Просмотр содержимого документа
«Буллинг - как догадаться и что делать? Информация для родителей.»

К.В.Белогривцева, педагог-психолог

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Жердевская средняя

общеобразовательная школа»,

г. Жердевка

Email: [email protected]



Буллинг - как догадаться и что делать?
Информация для родителей.

Наверное, каждый из нас имел опыт столкновения со школьной травлей. Кто-то побывал жертвой, кто-то активно участвовал, кто-то оказался свидетелем. Это были не лучшие моменты нашего детства, связные с чувством страха, стыда, бессилия и возможно мы очень старались о них забыть. Но когда мы выросли и стали родителями и профессионалами тема школьной травли снова встает перед нами, когда нужно защитить от неё наших детей и учеников. И в этот момент мы обнаруживаем как это не просто…

Игорь Семенович Кон (советский психолог, социолог) дал такое определение: «буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе». Буллинг — это повторяющиеся в течение длительного времени агрессивные действия одних детей по отношению к другим. При этом буллинг (в отличие от конфликта) - это осознаваемое действие (а не эмоциональная вспышка), то есть агрессор достаточно осознанно причиняет вред жертве. В современных теориях буллинг рассматривается как социальное явление в детской группе («болезнь группы»), проявление которой зависит от всех участников группы. Травля действительно буквально способна отравить ребенку детство, сделать школьные годы вовсе не чудесными, а ужасными. Это негативное явление! И его не должно быть в школе!

Чем буллинг отличается от конфликта?

1. Неравенство сил;
2. У травли нет конкретного предмета (из-за чего возникла ситуация). Есть только поводы. Поводом может стать все, что угодно. Любой может стать жертвой травли;
3. Повторяемость эпизодов травли, переход в хроническую форму (изо дня в день) т.е. систематические действия, вот главное отличие буллинга от конфликта.

Виды буллинга:

А. Психологическое (моральное) насилие подразделяется на:

1. вербальный  буллинг

  • насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, придирки,  оскорбления, обзывательства, дразнилки.


2. социальное исключение

  • бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.д.);

3. кибербуллинг

Очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео, фотографий, оскорбительных текстов в общий доступ, мемов. Кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 12-15 лет.


Б. Физическое насилие:

  • избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и  др.

1 место— словесная травля;

2 место — бойкот;

3 место— физическая расправа;

4 место— распространение слухов и сплетен;

5 место— воровство.


Какие последствия для жертвы травли могут быть?

Во-первых - это трудности в учебе, т.к. невозможно сосредоточиться из-за постоянного стресса;

Во-вторых - это постоянные пропуски занятий, так как идти в школу страшно и находиться там мучительно;

В третьих - устойчиво заниженная самооценка. Ребенок не верит в свои силы, искажает образ себя как «ущербного». Это может дойти даже до депрессивных расстройств, которые могут превратиться в суицидальные мысли. Суицидальные мысли отмечается у жертв травли в 5 раз чаще, чем у остальных школьников.


Что происходит с ребенком которого травят в школе?

Давайте попробуем это представить. Вообразите на минуту, что ваша жизнь в рабочем коллективе проходит так: Утром вы приходите на работу в свою школу, в кабинете вы видите своих коллег, но с вами никто не здоровается. При виде вас все демонстративно отворачиваются или отодвигаются. Вы проходите мимо, слышав сзади шепот или насмешки. После рабочего дня вы приходите на совещание или педагогический совет, садитесь, тут же все сидящее рядом демонстративно отсаживаются подальше и так каждый день... Однажды вы срываетесь и кричите, вас вызывают к директору, за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ, что нужно уметь ладить с коллегами. Ваше самочувствие?


Как долго вы можете выдержать это? Как скоро у вас появятся последствия, которые я перечислила - это нежелание идти на работу, не уверенность в себе, депрессивное состояние. А вы ведь взрослый человек, у которого есть свой дом, друзья, опыт успехов. Вы можете потребовать объяснений, можете написать жалобу, наконец, вы можете просто уволиться. А ребенок? Он гораздо более беззащитен. Защищать его обязаны взрослые.


Тревожное поведение

Будьте внимательны к ребенку, и вы сможете заметить тревожные изменения в его поведении:

— ребенок приходит домой с синяками, ссадинами, в порванной одежде и не может дать этому внятного объяснения;

— вы слышите от ребенка или от других людей о том, что его обижают, высмеивают, у него есть обидное прозвище;

— у ребенка регулярно отбирают деньги, книги или личные вещи, портят или прячут их;

— ребенок никогда не принимает участия в совместных играх или оказывается последним, кого пригласили в игру или команду;

— у ребенка нет постоянных друзей, он рассказывает о том, что чувствует себя одиноко или некомфортно в классе;

— вы наблюдаете сами или вам рассказывают, что ваш ребенок старается держаться поближе к взрослым вместо того, чтобы общаться со сверстниками;

— ребенок боится отвечать у доски перед классом;

— ребенок часто ищет поводы, чтобы не идти школу;

— у ребенка резко снизилась успеваемость;

— у ребенка появились физические признаки стресса: потеря аппетита, сложности засыпания, ночные кошмары, головные боли и пр.

Это явные сигналы психологического дискомфорта, и они требуют вашего внимания. Старайтесь замечать состояние ребенка, интересоваться его причинами, поддерживать, когда ребенку нужна ваша помощь.

Что делать, когда вашего ребенка травят в школе?

Что если вы не ошиблись в своих худших опасениях, и ваш ребенок действительно стал объектом травли? Вы расстроены, рассержены, растеряны. Вам не хочется верить в это, либо наоборот — вы стремитесь немедленно позвонить классному руководителю, администрации школы, родителям обидчиков. Однако первый и главный человек, кому сейчас нужно ваше внимание, кто напуган сильнее вас, — это ваш ребенок!


План № 1 Всегда начинайте с этого плана.

0. Успокойтесь. Лишние эмоции - плохой помощник в решении проблем.

1. Поговорите с ребенком. Постарайтесь как можно больше узнать о ситуации. Будьте настойчивы, но в то же время бережны и деликатны. Дайте ребенку понять: что бы ни происходило, вы будете на его стороне.

2. Поговорите с классным руководителем и школьным психологом. Очень важно заручиться поддержкой педагогов. Опишите проблему так, как о ней рассказал вам ваш ребенок. Квалифицируйте происходящее как буллинг. Сообщите о своей обеспокоенности и о том, что необходимо принять меры.

3. Совместно с педагогом и психологом составьте план конкретных действий по разрешению ситуации. Не стесняйтесь быть настойчивыми, добиваться от классного руководителя и психолога конкретных действий, гарантий по их выполнению. Дело касается благополучия вашего ребенка.

4. Следите за реализацией запланированного. Регулярно встречайтесь с классным руководителем и психологом для обсуждения ситуации и возможной корректировки плана.

5. Рассказать о собственном опыте переживания похожих ситуаций (если они случались в жизни)

6. Обратитесь за психологической помощью.



ПЛАН № 2: запасной

Переходите к этому плану, только если 1 план не дает результатов: педагоги бездействуют, отрицают проблему, либо считают, что ваш ребенок «сам виноват». Последовательно выполните следующие шаги. Прежде чем перейти к следующему шагу, убедитесь в отсутствии эффекта от предыдущего.

Шаг 1. На имя директора школы напишите заявление, в нем подробно опишите ситуацию и попросите администрацию принять меры. В Федеральном законе об образовании есть статья об обеспечении безопасной образовательной среды для всех обучающихся. Она обязательна к исполнению всеми образовательными организациями.

Шаг 2. Если администрация школы никак не реагирует, нет иного выхода, если никто не помогает… Подумайте о том, стоит ли продолжать добиваться правды в этой школе и/или в этом классе. Помните, что травля – это не проблема агрессора и жертвы, это дисфункция класса. Возможно, лучшим решением будет перейти в другой класс или сменить школу. Обсудите с ребенком эту возможность. В ряде случаев такое решение бывает оптимальным.


Что делать если ваш ребенок агрессор?

- Оцените свои знания.

- Вы в состоянии разрешить ситуацию самостоятельно, или вам нужна помощь? При необходимости найдите кого-нибудь, кто может вам помочь (например, психолога в школе). Не стыдно признаться, что вы боитесь или не знаете, как подойти к вопросу. Гораздо хуже не обращать внимания на ситуацию.

- Контролируйте свои эмоции. Это может показаться сложным, ведь вы стали человеком, на которого обрушились обвинения, но постарайтесь не выплескивать свои эмоции на ребенка. Будьте конструктивными. Не впадайте в агрессию, не обвиняйте жертву травли или других детей, не отрицайте тот факт, что ваш ребенок может сделать что-то плохое.

- Не отвергайте ребенка. Не забывайте о положительных поступках и чертах характера ребенка. Что бы ребенок ни сделал, он нуждается во взрослом, который способен отделить поступок от личности, проявить любовь, поддержать.

- Помогите ребенку верно оценить ситуацию. Поговорите о том, каково это - быть жертвой издевательств. Попросите ребенка представить, как бы он чувствовал себя, если бы с ним обращались подобным образом.

- Приведите примеры из своей жизни. Расскажите о своих чувствах в этой ситуации.

- Поищите с ребенком конструктивные способы «быть замеченным» другими. Это могут быть спорт, различные виды творчества, помощь другим людям (волонтерство), участие в интересных школьных проектах и т. п.


Уважаемые родители, будьте достойным примером!

Не позволяйте окружающим плохо с собой обращаться.

Конструктивно отстаивайте свои границы, указывайте на неподобающее к вам отношение,

или несправедливость по отношению к вам.

На вашем примере ребенок научится уважать себя и поймет, что защищать себя – это правильно.






Список литературы:



1. А.А.Реан, М.А.Новикова, И.А.Коновалов, Д.В.Молчанова Руководство для родителей про буллинг: Что делать, если ваш ребенок вовлечен? Под редакцией академика РАО А.А. Реана, Москва 2019

2. А.А.Реан, М.А. Новикова, И.А. Коновалов, Д.В. Молчанова для школьной администрации, учителей и психологов Руководство по противодействию и профилактике буллинга под редакцией академика РАО А.А. Реана Лаборатория профилактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание» , Москва 2019

3. А.Бизяев, Н.Емельянова, М.Черемных «Не боится тот, кто знает. Травля, и что с ней делать». Антибуллинговая служба АНО ДПО «Институт социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР» при поддержке Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае, Тираж 1000 экз. Заказ № 792, 2022 г.

4. Л.В.Петрановская «Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов» под редакцией Марии Рупасовой