Бумагопластика как средство коррекции агрессивного поведения подростков
Актуальность исследования
В последнее время особенно остро встала проблема агрессивного поведения подростков, ведь агрессивность, приобретённая в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. В наше современное время почти в каждой возрастной группе, встречаются не один, а несколько детей с признаками агрессивного поведения. Эти дети нападают на детей, обзывают и бьют их, намеренно употребляют грубые выражения, одним словом, становятся «грозой» всего коллектива, источником огорчения воспитателей. Такого ребёнка трудно принять, а ещё трудней понять почему он такой ершистый, драчливый и грубый.
Многие исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве сохраняется в течении жизни человека. Этому способствуют множество факторов: отношение в семье, телевизионные программы, фильмы и мультфильмы, а также компьютерные игры, которые влияют на степень агрессивности ребёнка.
В подростковом возрасте все эмоциональные процессы ребёнка становятся более не уравновешенными и не управляемыми. Он не способен контролировать внешнее проявление своих эмоций, а проявление чрезмерной агрессивности свидетельствует о некоторых отклонениях, которые при отсутствии работы с таким подростком могут закрепиться и проявляться в дальнейшем. Методов и техник коррекции агрессивного поведения подростков на сегодняшний день множество. Каждое направление коррекционной работы включает в себя творчество, сказки, танцы и другие виды искусств. Мы рассмотрим сегодня такую технику как бумагопластика.
Но дети должны не просто вырезать и лепить, но и уметь находить необычное в обычном, уметь обыграть сделанное своими руками или сотворить такое, какое никто и никогда не видел. А для этого необходимо обогащать жизненный опыт ребенка при помощи дополнительной литературы: сказок, мифов, приобщать детей к народному творчеству. От такой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, так как она сравнима с праздником. Потребность общества в личности нового типа - творчески активно и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать. Главная цель образовательной области - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает: 1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации. Для этого учащиеся должны быть способны: - определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве; - находить и использовать необходимую информацию; - выдвигать идеи решения возникающих задач; - планировать, организовывать и выполнять работу; - оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции. 2. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора. 3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей. 4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности. 5. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям .
У детей развиваются навыки, необходимые для творческого самовыражения, которые могут пригодиться в разных областях человеческой деятельности. При выполнении заданий строится своеобразный алгоритм деятельности, при которой ребенок, часто даже без помощи педагога, фиксирует внимание на каждом этапе работы, стремясь осознать всю используемую знаковую систему. Бумагопластика неограниченна в своих возможностях. Занятия этим видом деятельности в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Подросток знакомится с бумагой как материалом раньше, чем с другим любым. Ему дается возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Воплощая свои замыслы, дети проявляют такие способности, как творческие, конструктивные, изобразительные, оформительские, организаторские. Занятия бумагопластикой, развивают активность, творческую инициативу, художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, целостного видения формы, побуждают к творчеству и самостоятельности. Вместе с тем у детей формируется умение и желание решать проблемы. Ребёнок развивается, если способен преодолевать трудности. Занятия бумагопластикой способствуют развитию не только определенных технологических навыков, но и таких качеств как пространственное воображение, художественно-образное мышление, конструктивно изобретательное мышление, а также творческого развития личности. Формирование творческих способностей - это необходимое условие всестороннего развития личности .
Преимущества бумагопластики перед другими формами психотерапевтической работы:
практически каждый человек (независимо от своего возраста) может заниматься бумагопластикой, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
бумагопластика является средством преимущественно невербального общения, это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний; изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, что особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
продукты бумагопластики являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
бумагопластика является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
бумагопластика в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
бумагопластика основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.
Бумагопластика в учреждениях образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Это особенно актуально при работе с подростками и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда он не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
Очень эффективны упражнения с элементами бумагопластики при коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем, им очень сложно вербализовать происходящее с ними. Так же для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепции, которую можно корректировать, используя богатый ресурс бумагопластики. Использование этих технологий в коррекционно-развивающей работе приводит не только к эмоциональному развитию или изменению моделей поведения ребят, но и улучшает их школьную успеваемость.
Специфика коррекционно-развивающей работы с подростками заключается в том, что развитие познавательных процессов очень часто опережает личностное развитие. Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Характерны: резкая смена настроений, повышенная возбудимость, импульсивность, велик диапазон полярных чувств. Использование бумагопластики позволит расширить круг интересов подростка, поможет развить самосознание и получить новый опыт общения со сверстниками, что приведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний.