Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Большая Чечуйка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Педагогический совет протокол № ____ от ____2021г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ с.Б.Чечуйка»____________ приказ от _______ г. №_______ | | |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Бумажный калейдоскоп»
Направленность: художественная
Срок реализации программы: часов
Возраст детей: 9- 11 лет
Учитель:
Данилина Г.В.
с.Б.Чечуйка, 2021
Структура ДООП
1. | Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы | |
1.1. | Пояснительная записка………………....................... | 3 стр. |
1.2. | Цель и задачи программы…….………….………… | 4стр. |
1.3. | Планируемые результаты………………..………… | 4стр. |
1.4. | Содержание программы………………….………… | 5стр. |
1.5. | Формы аттестации и их периодичность..………… | 6стр. |
2. | Комплекс организационно-педагогических условий | |
2.1. | Методическое обеспечение……………….………… | 7стр. |
2.2. | Условия реализации………………………………… | 7стр. |
2.3. | Календарный учебный график………….………… | 7стр. |
2.4. | Оценочные материалы…………………...………… | 7стр. |
2.5. | Список литературы……………………….………… | 8стр. |
Раздел 1.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Бумажный калейдоскоп » технической направленности разработана в соответствии:
-Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г.№273 «Обобразовании в Российской Федерации»;
-«Порядка организации осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (утв.приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196,с изменениями от30.09.2020 года);
-«Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (утв.письмом Министерства образованияи науки РФот18.11.15№ 09-3242);
-Устава МБОУ «СОШ с.Б.Чечуйка»;
-«Положения о дополнительной общеразвивающей программе МБОУ с.Б.Чечуйка»;
«Правил персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области» (утв. приказом Министерства образования Саратовской области от21.05.2019г.№1077, с изменениями от 14.02.2020 года, от12.08.2020 года );
"Санитарных правил 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 ).
.
Актуальность программы: в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду. Программа полностью посвящена работе с бумагой и предлагает разные техники работы с ней: оригами, торцевание, айрис-фолдинг, фигурное вырезание, аппликация. При работе с бумагой совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Наряду с этим обогащается творческий опыт, формируется воображение. Обучающиеся сосредотачиваются на процессе изготовления поделки для получения желаемого результата, что способствует концентрации внимания. Занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают у обучающихся такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Все это особенно важно для формирования личности ребенка. Разнообразие видов и сортов бумаги дает возможность подбирать материал в соответствии с назначением изделий и требованиями, предъявляемыми к ним. Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность учащемуся проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Учащиеся постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, учащиеся приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Работа с бумагой таит в себе большие воспитательные возможности. У детей воспитывается аккуратность и умение бережно и экономно использовать материал, трудолюбие, эстетический вкус, творческая активность, целенаправленность, прилежание. Дети овладевают культурой и навыками труда. Занятия с ножницами и бумагой развивают чувство цвета, пропорции, глазомер, тренируют руку.
Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация, торцевание, оригами). Создавая свой мир из бумаги, учащийся готовится стать созидателем доброго мира. Ведущая идея программы «Бумажный калейдоскоп» - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого учащегося и его самореализация.
Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь ребенка», т.е. учащийся получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Особое внимание уделяется созданию в группе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с учащимися на основе личностно-ориентированной модели.
Новизна программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества (оригами, киригами, фигурное вырезание, аппликация), изобразительного и цветового решения в создании и художественной обработке готовых изделий.
Срок реализации программы:1 месяц(9 ч.).
Режим занятий: 3 часа в неделю
Форма обучения:очная
Принцип набора учащихся в объединение: свободный, наличие сертификата дополнительного образования.
Состав групп: переменный.
Форма организации деятельности: групповая.
Количество детей в группе:9
Цель программы:
Вовлечь ребёнка в творческую деятельность посредством овладения основами работы с бумагой
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- обучить различным приемам работы с бумагой;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги;
-формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям в области декоративно – прикладного искусства.
- формировать навыки самостоятельной и аккуратной работы с различными материалами.
Воспитательные задачи:
формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;
воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;
прививать культуру труда
Развивающие задачи:
развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;
развивать художественный и эстетический вкус;
развивать аналитическое мышление и самоанализ;
развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;
Отличительные особенности программы:
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:
является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности, а художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения.
Обучение основывается на принципах:
доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
систематичность и последовательность («от простого к сложному»)
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Возраст детей и их психологические особенности:
Средняя возрастная группа (9-11 лет):
группа комплектуется из обучающихся 9-11 лет, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду творчества. В этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.
Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.
Вид детской группы: учебная группа носит профильный характер с постоянным составом. Основные формы работы кружка – индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые занятия.
Особенности набора детей: набор в кружок свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей, наполняемость группы – 9 человек, которая комплектуются из одновозрастных детей или погодков, где занимаются одновременно мальчики и девочки.
Количество обучающихся по годам обучения: остается неизменным, за исключением случаев, когда дети прерывают работу в кружке.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
Обучающиеся должны знать:
-свойства и возможности бумаги и картона как материалов для
художественного творчества;
-основные приемы работы с бумагой: складывание, сгибание,
вырезание, гофрирование, склеивание;
-различные техники работ из бумаги (аппликация, оригами, киригами фигурное вырезание, плетение);
- правила ТБ в кружке.
Обучающиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
-выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, разрезать на полоски определённого формата.
-располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа.
-работать нужными инструментами и приспособлениями (ножницами, клеем, кисточкой);
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
-учащиеся смогут развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера, творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
-стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе:
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
-вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
-текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;
-рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений;
-итоговый - проводится после завершения всей учебной программы.
Результативность:
Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических и исследовательских работ определенного уровня сложности по темам программы.
Учебные результаты:
Текущие результаты обучения отслеживаются по следующим направлениям:
Усвоение теоретической части программы;
Усвоение практической части программы;
Исследовательская работа.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
-приобретение практических навыков;
-активная жизненная позиция детей;
-способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
-направленность личности в профессиональном выборе;
-сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
Формы отслеживания результатов: Ведущими методами, используемыми на занятиях, являются: беседа, рассказ, пример, презентация, демонстрация, иллюстрация.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе |
Теор-ких | Прак-ких |
I. | Введение в образовательную программу | 1 | 1 | - |
1.1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
II. | Материал-бумага. Аппликация из бумаги. | 2 | | |
2.1 | Накладная аппликация. | 1 | | 1 |
2.2 | Симметричное вырезание. «Деревья в лесу». | 1 | | 1 |
III. | Айрис-фолдинг | 3 | | 3 |
3.1. | Открытка «Яблоко». | 1 | | 1 |
3.2. | Открытка «Кленовый лист». | 1 | | 1 |
3.3. | «Тюльпан». | 1 | | 1 |
IV. | Оригами. | 3 | | 3 |
4.1. | Базовая форма в оригами. «Рыба». | 1 | | 1 |
4.2. | «Птица». | 1 | | 1 |
4.3. | Коллективная работа «Теремок». | 1 | | 1 |
| Итого часов: | 9 | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение в образовательную программу
Теория: Знакомство с программой кружка, её целями и возможностями. Понятие о принципах работы с бумагой и инструментами. Правила и приемы организации рабочего места для работы с бумагой. Инструменты и приспособления, применяемые при работе с бумагой и клеем (ножницы, линейка, угольник, шаблоны, трафареты, салфетки для снятия лишнего клея). Техника безопасности при работе с инструментами. Общее представление о назначении бумаги.
Материал-бумага.
История бумаги. Технология изготовления бумаги. Виды бумаги и ее свойства: пластичность, упругость, прочность. Знакомство с основными правилами работы с бумагой при выполнении изделий в разной технике исполнения. Основные приёмы обработки бумаги и подготовки её к работе.
Разрезание бумаги по прямолинейной разметке. Приёмы наклеивания деталей. Задачи на плоскостное конструирование. Разметка деталей по шаблону. Разметка прямых линий по линейке и сгибанием. Использование разных способов выкраивания бумаги для создания разных образов. Выполнение творческих работ в виде плоской, симметричной и модульной аппликации.
Айрис-фолдинг
Из истории айрис-фолдинг. Основные этапы применения техники айрис– фолдинга. Чтение схем.
Создание шаблона и работа с ним в стиле радужного складывания. Выполнение открытки в этой технике.
Оригами
Знакомство с оригами. Термины, принятые в оригами. Условные обозначения на схемах. Приемы чтения схем оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы». Базовые формы «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Катамаран», «Рыба», «Бутон», «Птица», «Блинчик». Плоские оригамные изделия.
Складывание простых форм из бумаги. Чтение схем, демонстрирующих процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями. Фигурки людей и животных. Коллективная работа «Теремок», выполнение работ с применением базовых форм.
Методическое обеспечение программы:
Занятия проводятся в разных формах: теоретическое (знакомство с новым материалом), практическое (закрепляющее), а так же применяются интерактивные формы занятий (игровые, исследовательские).
Выбирая форму ведения занятий, учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности.
В течение всего курса обучения, обучаемые выполняют ряд практических работ, с постепенно усложняющимися способами обработки и технологиями изготовления и декорирования изделий. Педагог систематически контролирует степень усвоения программного материала и приобретения трудовых навыков и умений. Для развития творческого мышления педагог создает проблемные ситуации, с целью поиска обучаемыми различных вариантов решения проблемы, так же можно использовать элементы проектной деятельности при создании декоративно-прикладных объектов. Наряду с этим педагог развивает навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Одной из его форм является коллективное обсуждение работ воспитанников. Лучшие работы детей могут демонстрироваться на тематических выставках, которые являются средством информации о деятельности коллектива.
Основные методы организации и реализации учебно-воспитательного процесса:
-метод убеждения
-метод упражнений
-метод стимулирования
Методический:
ознакомление с методической литературой, новыми педагогическими теориями и технологиями;
наличие рабочей учебной программы.
Дидактический:
наличие наглядного материала;
наличие демонстрационного материала;
литература по методике преподавания.
Материально-техническоеобеспечение:
Кабинет для занятий кружка
Предметы ручного труда: картон, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, вата и др.
Канцелярские принадлежности;
Предметы художественного творчества: краски, кисти, карандаши, бумага.
Литература, использованная педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М: Просвещение, - 2004.- 208: ил. 2. Богатова И. Оригами. Цветочные композиции. – М: Мартин, - 2011 – 176: ил. 3. Гаврилова А. Фигурное вырезание из бумаги. – Ростов –на – Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, - 2012. – 192: ил. 4. Дадашова З. Р. Волшебная бумага. – Ростов – на – Дону: Феникс, - 2013. – 95: ил. 5. Дадашова З.Р. Резные открытки. – Тверь: ООО «ИПК Парето – Принт», - 2013. – 35: ил. 6. Долженко Г.И. Поделки из бумаги. – Ярославь: Академия развития, - 2011. – 32: ил 7. Жукова И. забавные самоделки в технике модульного оригами. - М: ЭКСМО, - 2013. – 66: ил. 8. Зайцева А. Искусство квиллинга: магия бумажных лент. - М: Эксмо, 2009, 64: ил. 9. Курочкина Л., Щур Т., Ургард А. Забавные фигурки делаем из гофрокартона. – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, - 2012. - 96: ил. 810 Лыкова И.А. Неужели из бумаги: азбука аппликации. – ООО «Карапуз – Дидактика», - 2007. – 45: ил 10. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – АСТ –Пресс, - 2011. – 104: ил. 11. Третьякова М. декоративные цветы из гофробумаги. – Донецк: «Издательство СКИФ» - 2014.- 53: ил. 12. Интернет сайты по декоративно – прикладному творчеству: http://stranamasterov.ru; http://kartonkino.ru; http://podelki-bumagi.ru; http://origamik
Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной программе:
Афонькин С. Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. – М.: ОНИКС, 2004.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1998.
Бич Рик, Большая иллюстрированная энциклопедия оригами. – М.: Эксмо, 2004.
Владимирова С.Е., Оригами и кусудамы. – M.: Рипол классик, 2012.
Выгонов В.В. Технология оригами. 1-4 классы. ФГОС. – М.: Экзамен, 2013.
Выгонов В.В. Технология изделий из разных материалов. 1-4 классы. ФГОС. – М.: Экзамен, 2013.
Гайденко Е.А., Чудеса из бумаги: оригами. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Граунд-Торпе Хайди, Поделки и сувениры из природных материалов. – М.: Мой Мир ГмбХ & Ко. КГ, 2006.
Давыдова Г.Н., Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
Докучаева Н.Н., Мастерим бумажный мир. Строим город. – СПб.: Диамант, Валери СПб, 1997.
Ильина Н.К., Оригами. Необычные модели для развития фантазии. – М.: Рипол классик, 2012
Каминская Е.А., Скрапбукинг. Искусство оформления фотографий и Фотоальбомов. – М.: РИПОЛ классик, 2012.
Киото Э., Игрушки из бумаги. – СПб.: Кристал, 1997.
Коротеев И., Оригами. Полная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2011.
Короткова Н.В., Книга лучших поделок. – М.: Росмэн, 2006.
Кунихико Касахара, Тоши Такахама, Оригами для знатоков. – ALSIO, 1987.
Прушковская.М., Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. – М.: Мой Мир ГмбХ & Ко. КГ, 2006.
Румянцева Е.А.,Аппликация. Простые поделки. – М.: Айрис – пресс, 2008
Сержантова Т.Б., 366 моделей оригами. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Соколова С.В., Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2009.
Соколова С.В., Школа оригами. Аппликации и мозаика. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2009.
Тищенко Елена. Плетение из газет. От простого к сложному. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
Уолтер Х. Узоры из бумажных лент. – М.: Ниола-Пресс, 2008.
Чарутти Патриция Наве. Декупаж. Практическое руководство. – М.: Ниола-Пресс, 2007 - 160 с.
4