Быть на земле человеком.
Подготовка к письменному сочинению-характеристике героя сказки «Мальчик-звезда» О. Уайльда.
Цели: Развивающие: развитие речевой деятельности, памяти; эмоционально-образного и аналитического мышления.
Воспитательные: привитие интереса к книге, чтению; осознание того, что истинная красота человека невозможна без доброты, любви к людям, без ответственности за свои поступки; создание условий для познания себя и своего характера.
Учить устно и письменно выражать свои мысли, характеризовать художественный образ; развивать навыки составления простого плана повествования; построения собственного текста, цитирования и аргументации своей точки зрения.
Формировать любовь к матери, умение различать добро и зло, видеть прекрасное в художественном произведении и в жизни.
обучение навыкам анализа художественного произведения; раскрытие идейно-образного содержание сказки; поиски ответа на вопрос: в чём, по мысли автора, заключается подлинная красота человека; выявление нравственных уроков произведения.
Тип урока: урок развития речи.
Методы и методические приемы: подготовка творческой работе на литературную тему и на основе жизненных впечатлений.
Душа человека в его делах.
Г.Ибсен
Организация класса. Выяснение эмоциональной готовности учащихся к уроку.
II. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
На прошедшем уроке мы с вами погрузились в сказочный мир, созданный О.
Уайльдом. Вместе с Мальчиком-звездой прошли тернистый путь к истинной
Красоте.
Думаю, что сказка заставила вас задуматься над многими важными
вопросами, а именно: над в опросами добра и зла, внешней и внутренней красоты, преодоления себялюбия, жестокости и превосходства, утверждение силы материнской любви, доброты и справедливости, человечности и милосердия. Писатель большое внимание уделяет изменению внутреннего мира своего героя, его душевному перерождению. Только милосердие возвращает красоту Мальчику-звезде, который смог побороть в себе эгоизм и жестокость.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
ІІІ. Объявление темы и цели урока.
Какие эпизоды сказки невозможно обойти, характеризуя Мальчика-
звезду?
Всегда ли он вам нравится?
Совпадает ли внешняя красота героя с его поступками?
Какой из поступков Мальчика-звезды, на ваш взгляд, самый позорный?
Как был наказан герой?
Что ему помогло вернуть ему красоту?
Как вы понимаете выражение Г.Ибсена: «Душа человека – в его делах?»
IV. Как писать сочинение? | Памятка для обучающегося:
Выбирай не легкую тему, а ту, которая тебе близка и понятна.
Продумай тему, идею произведения и вывод, к которому ты придешь.
Продумай и запиши на черновике план произведения.
Следи за тем, чтобы твоя работа не превратилась в хаотичный
бессистемный набор мыслей.
Введение и заключительная часть должны быть логически связаны с главной мыслью и темой произведения.
Цитаты используй в меру и уместно.
Строго соблюдай план.
Не бойся выражать собственное мнение!
Работа над характеристикой литературного героя.
Кто такой литературный герой? Его место в произведении.
(Герой литературного произведения – действующее лицо литературного произведения, раскрытое широко и всесторонне, которому принадлежит важная роль в развитии сюжета).
- Почему Уайльд называет героя Мальчиком-звездой?
(Уайльд хотел показать, что его герой красив и привлекателен, как звезда, которая красива, ярко мерцает. Однако душа персонажа черства и безразлична к человеческому горю, как звезда, холодная и очень далекая, она хоть и светит, но не греет).
Работа над понятием о литературном портрете.
Литературный портрет – словесное изображение внешности героя: его лица, фигуры, манеры держаться, говорить. В портрете отражается характер героя, внутренний мир, авторская оценка.
Портрет. Найдите в тексте описание внешнего вида главного героя
до волшебного превращения. («Жители села только удивлялись его красоте,
потому что все они были смуглолицы и черноволосые, а этот имел лицо белое и нежное, как вырезанное из слоновой кости, и золотые кудри – как
лепестки нарцисса, и губы – как лепестки красной розы, и глаза – как
фиалки, глядя в чистую воду ручья. И он строен, словно
цветок в поле, где не ступала нога косаря»).
Назовите художественные средства, которые использует автор, определите их роль в сказке.
Один из приёмов, которые использует автор, чтобы подчеркнуть красоту мальчика - сравнение с цветами.
- Как вы думаете, почему?
Сравнения помогают понять духовную сущность героя.
Черты лица Мальчика-звезды безупречны, но внушают упоминание о
неодушевленном предмете (статуэтку из слоновой кости).
Знакомство с легендами о происхождении нарцисса, розы и фиалки.
О происхождении цветка нарцисса существует древнегреческий миф.
У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, молодой человек отверг ее страсть. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит». Увидев в воде собственное отражение, юноша влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде.
Одна греческая легенда рассказывает нам о том, как появилась роза - ее создала богиня Хлорис. Однажды богиня обнаружила мертвую нимфу - и решила попробовать оживить ее. Правда, оживить не удалось, и тогда Хлорис взяла у Афродиты привлекательности, у Диониса - пьянящего аромата, у граций - радость и яркий колер, у прочих божеств все остальное, что так притягивает нас в розах. Так появился самый прекрасный цветок, правящий среди всех остальных - роза. С давних времен и по сегодняшний день роза всегда считалась и остается непревзойденной царицей цветов, воплощением красоты и величия, символом совершенства.
По одной из древнегреческих легенд, фиалки уронила на землю дочь Зевса Персефона, когда ее похитил Плутон - владыка царства мертвых. Цветоводы, очарованные красотой цветка, отмечают его капризный нрав.
- Почему именно с нарциссом, розой и фиалкой сравнивается внешность героя?
(Сравнение с лепестками цветов подчеркивает нежность и яркость волос, губ,глаз, (нарцисс, роза, фиалка). Однако нарцисс символизирует
самовлюбленность (по древнегреческой легенде о Нарциссе);
роза–красивая, но колючая; фиалка – нежная, но привередливая).
Главные черты характера.
Как раскрываются эти черты характера в поступках героя, его поведении, в
отношении к другим героям?
(Свысока относился к детям лесоруба. Презирал своих сверстников, стал называть их слугами. Бросал камни и гнал с улицы нуждающихся, издевался над животными.
Любил себя, восхищался собственной красотой. Напоминает Нарцисса.)
Поразмышляйте, чем Мальчик-звезда отличается от других
жителей села. Приведите примеры позорных поступков героя.
(Воспитывался с детьми дровосека, играл с ними, становился красивее, но
любил только себя, душу имел черную, потому что смотрел свысока, обижал, называл слугами, бросал камни в нищих, издевался над зверями и птицами,
грубил дровосеку.)
А каково было сердце у Мальчика-звезды? У Мальчика-звезды было каменное сердце.
Как вы понимаете эпитет «каменное сердце»? (Жестокое, неумолимое,
твердое, безразличное).
Сформулируйте основную мысль сказки О. Уайльда.
Обратимся к эпиграфу - высказыванию Г.Ибсен: « Душа человека в его делах»
- Как вы его понимаете? Сравните вашу формулировку основной мысли сказки с этим высказыванием.
- В чем они совпадают, чем отличаются?
Что такое подлинная красота человека?
(Человек, конечно, может быть внешне очень красивым, но это не главное. Главное, каков его внутренний мир. Доброта, порядочность, вежливость, ум, милосердие – вот критерии истинной красоты).
Докажите, что внешняя красота Мальчика-звезды не соответствует внутренней красоте. (Он рос надменным, жестоким, самовлюбленным, эгоистическим).
Назовите самый страшный поступок Мальчика-звезды, его самый тяжкий грех.
Каков язык персонажа.
Авторское отношение к герою.
Какой вывод можно сделать?
(Истинная красота невозможна без доброты, сострадания, любви к людям, без глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки).
Какие выводы вы сделали для себя на уроке?
(Самое главное - доброта, а не внешний вид.
Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.
Добро всегда побеждает зло.
Человек должен быть красив не только внешне, но и внутренне).
V. Коллективное составление плана характеристики героя.
1. Мое знакомство со сказкой.
2. Место Мальчика-звезды в рассказе.
3. Внешний вид героя.
4. Черты характера (поступки).
5. Отношения с другими персонажами произведения.
6. Мое отношение к герою.
7. Над чем заставила меня задуматься эта сказка?
VI. Устный рассказ по плану.
VII. Работа над сочинением в черновиках.
VIII. Домашнее задание: Написать сочинение-характеристику литературного героя по сказке А. Уайльда «Мальчик-звезда».
.