Казенное дошкольное образовательное учреждение Орловской области
«Мценский детский дом для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста»
План работы по самообразованию социального педагога
Тема: «Система работы служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, кровные семьи и профилактике социального устройства в условиях дошкольного детского дома»
Руководитель Службы
В.В. Ишниязова,
социальный педагог
Мценск, 2019 г.
ЛИЧНАЯ КАРТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Ф.И.О. социального педагога: Ишниязова Виктория Викторовна
Дата рождения: 21 августа 1973 года
Образование: высшее - 18 декабря 2009 года ГОУ высшего профессионального образования «Орловский государственный университет», квалификация СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ, по специальности «Социальная педагогика»
Место работы: КДОУ ОО «Мценский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста»
Курсы повышения квалификации:
«Организация и содержание ранней помощи детям с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДОУ», удостоверение о повышении квалификации № 2275 от 28.10.2016 г.
«Ранняя помощь и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ"», удостоверение о повышении квалификации № 15557-ПК-2017 от 18.10.2017 г.
«Оказание первой помощи пострадавшим», удостоверение о повышении квалификации № 274 от 31.05.2018 г.
«Руководители занятий по гражданской обороне в организации», удостоверение о повышении квалификации № 2 от 01.03.2019 г.
«Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья», удостоверение о повышении квалификации № 1826-ВК от 18.10.2019 г.
Занимаемая должность: | | | социальный педагог | | | |
Дата назначения на должность: | | | 12.02.2007 года | |
Общий стаж трудовой деятельности: | | 21 год | | | | |
В данном учреждении: | | 18 лет | | | | | | | |
Квалификационная категория, дата присвоения: | высшая категория | |
| | | | | | | 28.12.2017 | года |
План работы по самообразованию социального педагога
«Система работы служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан,
кровные семьи и профилактике социального устройства
в условиях детского дома»
Социальный педагог: В.В. Ишниязова
Актуальность
Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией и Семейным Кодексом Российской Федерации. Постоянно принимаются нормативные правовые акты, затрагивающие интересы детей, включая федеральные законы, указы Президента, Постановления Правительства РФ.
Основные подходы к решению проблемы сиротства государством уже определены. Прежде всего, это сохранение кровной семьи ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей, и устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи.
Указ Президента РФ от 28.12.12 №1688 «О первоочередных мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановление Правительства РФ от 14.02.2013 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи», Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» накладывают на наше образовательное учреждение обязанность отдавать приоритет новым формам семейного устройства воспитанников, обеспечивать сохранность родственных связей.
Как показывает практика, существует ряд достаточно серьезных проблем при устройстве детей в семью:
отсутствие психолого-педагогической готовности приемных родителей к реализации функций воспитателя социального сироты. Стремление приемных родителей решать самостоятельно возникающие проблемы, что называется «не выносить сор из избы»;
территориальная отдаленность кандидатов в замещающие родители и замещающих семей, что создает определенные трудности при подготовке к совместному проживанию ребенка (детей) и приемных родителей, при организации педагогического сопровождения семей после передачи ребенка в семью;
проблема бытовой адаптации из–за недостаточно сформированных трудовых навыков, коммуникативных умений, образа семьи и её основных ценностей и функций у детей;
трудности социально-психологической адаптации детей во всех формах замещающей семьи.
Другими словами, практически все семьи нуждаются в оказании квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и др. видов помощи и поддержки в решении конкретных проблем с привлечением соответствующих специалистов.
Организация на базе детского дома службы по устройству детей на воспитание в семью позволяет улучшить качество устройства, уменьшить количество возвратов детей из замещающих семей, тем самым способствует решению целого ряда социальных проблем, связанных с детством и социальным сиротством.
Цель изучения темы - изучение юридических основ передачи детей на воспитание в семьи граждан, кровные семьи и профилактике социального устройства.
Задачи:
повысить собственный уровень знаний, путем изучения литературы по теме, прослушивание тематических вебинаров;
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
формировать и развивать профессиональные компетентности, в области оказания юридической помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и желающим принять в свою семью детей;
снять состояния психического дискомфорта воспитанников детского дома (снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности и доверия);
воспитать у дошкольников позитивное отношение к благополучной семье;
формировать у несовершеннолетних традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях.
Изучение темы предполагает освоение основ передачи детей на воспитание в семьи граждан, кровные семьи и профилактике социального устройства. Позволяет сформировать профессиональные компетенции, необходимые на разных этапах и уровнях подготовки кандидатов в замещающие родители, организации замещающей семьи, возврат в кровную семью.
В основе организации работы по самообразованию лежат следующие принципы:
Ожидаемый результат
знания в области семейного права о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
умение ориентироваться в национальном и международном законодательстве об усыновлении (удочерении) детей;
знания о государственных формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
правила заключения трехстороннего соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот;
правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;
знания и умения в области использования нормативно-правовых документов в работе;
знания и умения в области организации и осуществления наиболее подходящей формы устройства для ребенка, нуждающегося в замещающей семейной заботе;
навыки индивидуального юридического консультирования замещающей и кровной семьи, приемного ребенка;
умение грамотно планировать, организовывать, координировать, анализировать и корректировать работу по подготовке ребенка к воспитанию в замещающей семье;
формы работы со средствами массовой коммуникации по информированию граждан о детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), в том числе через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и региональный банк данных детей, оставшихся без попечения родителей.
В результате самоподготовки должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
способность и готовность к приоритетному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в кровные семьи, в семьи граждан;
способность и готовность к защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан;
способность и готовность оказывать содействие кровным семьями, попавшим в трудную жизненную ситуацию и семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
способность и готовность к защите прав и интересов детей, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
способность и готовность взаимодействовать с кровными родителями, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, замещающими родителями, усыновителями, представителями власти;
способность и готовность к применению на практике знаний в области социальной педагогики.
владение информационной компетентностью – качество действий с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющее проектировать решение педагогических проблем и практических задач, ведение документации на электронных носителях и др.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Сроки | Содержание работы | Результат/форма отчетности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Диагностический (1-й этап) |
1. | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Сентябрь - ноябрь 2019 год | 1.1. Изучение действующего законодательства по данной теме 1.2.Подписка на методическую литературу. 1.3. Изучение литературы 1.4. Изучение информации по данной теме в сети Интернет | Изучение действующего законодательства по теме устройства детей в семью в действующих редакциях с дополнениями и изменениями. Анализ собственных затруднений, затруднений коллег, выявление противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации |
II. Теоретический этап (2-й этап) |
2. | Разработки в целях инновационной деятельности в воспитательном процессе | Сентябрь 2019 год Сентябрь 2019 год Ноябрь 2019 год В течение года Январь –май 2020 год | 2.1. Обновление Положения «СССУД» детского дома на основе действующего 2.2. Составление годового плана «СССУД» на 2019-2020 уч. год 2.3. Составление рабочей программы с учетом содействия семейному устройству 2.4. Составление календарно-тематического планирования 2.5 Разработка конспектов занятий 2.6 Оформление подборки упражнений, дидактических материалов, тестовых заданий, консультаций | Составление и утверждение Положения и годового плана «Службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без по печения родителей, на воспитание в семьи граждан, кровные семьи и профилактике социального устройства» Изучение теоретической составляющей проблемы в процессе самостоятельной работы с источниками Накопление теоретического материала, наличие соответствующей программы, конспектов занятий. |
III. Практический этап (3-й этап) |
3.1 | Мероприятия по обмену опытом | Октябрь 2019 год По плану | 3.1. Курсы повышения квалификации 3.1.2.Посещение занятий | Совершенствование воспитательного процесса в рамках разрабатываемого направления воспитательной работы, коррекция теоретических положений опыта с учетом практики других интернатных учреждений |
3.2 | Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей | В течение года учебного года | Заседания Службы содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью |
3.3 | Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей | В течение 2019-20 уч. года | Приём и заселение детей (оставшихся без попечения родителей и дети, родителей оказавшихся в трудной жизненной ситуации) |
3.4. | Возврат в кровную семью, как приоритетная форма семейного устройства | В течение 2019-20 уч. года | Выявление потенциала и возможностей кровной семьи |
3.5 | Усыновление (удочерение) детей как форма семейного устройства | Сентябрь – октябрь 2019 год | Выступление на МО |
3.6 | Опека и попечительство как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан (безвозмездная и возмездная формы, приемная семья) | Январь 2020 год | Консультация для педагогов |
4. Обобщающий (4-й этап) |
4.1 | Региональное законодательство по формам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также возврату детей в кровные семьи | Май 2020 год | 1. Обзор законодательства 2. Самостоятельное обобщение опыта 3. Подготовка консультации для педагогов про изучаемой теме 4. Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему | Систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, публикации материалов опыта |
Самоанализ работы по самообразованию социального педагога
«Система работы служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан,
кровные семьи и профилактике социального устройства
в условиях детского дома»
Социальный педагог: В.В. Ишниязова
«Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми»
Оскар Уайльд
Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения.
Актуальность темы обуславливается тем, что в настоящее время развитие замещающей семейной заботы в Российской Федерации является важнейшим ориентиром социальной государственной политики. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, ориентирует нас на обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот. Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 Семейного кодекса РФ закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье.
Одной из основных задач деятельности нашего учреждения является организация работы по семейному устройству детей, сокращение сроков пребывания воспитанников в детском доме, профилактика семейного неблагополучия в кровных семьях и успешная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающей семье. Именно это и определило данную тему для самообразования, как социального педагога и руководителя «Службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, кровные семьи и профилактике социального устройства».
В ходе самообразования и изучения материала по данной теме перед собой ставила следующие задачи:
повысить собственный уровень знаний, путем изучения литературы по теме, прослушивание тематических вебинаров;
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
формировать и развивать профессиональные компетентности, в области оказания юридической помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и желающим принять в свою семью детей;
снять состояния психического дискомфорта воспитанников детского дома (снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности и доверия);
воспитать у дошкольников позитивное отношение к благополучной семье;
формировать у несовершеннолетних традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях.
Мною были изучены нормативно-правовые документы с дополнениями и изменениями актуальными на данное время:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 2 декабря 2019 года) (редакция, действующая с 30 марта 2020 года)
Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 6 февраля 2020 года)
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об опеке и попечительстве»
Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (с изменениями на 2 августа 2019 года)
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями на 25 декабря 2018 года)
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" (с изменениями и дополнениями от:17 декабря 2013 г.)
Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 N 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»
Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (ред. от 14.12.2019 г.) "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства"
Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (с изменениями на 21 июля 2014 года)
Постановление Правительства РФ 18.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (с изменениями на 15 ноября 2019 года)
Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» (с изменениями на 19 декабря 2018 года)
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями и дополнениями от 19 декабря 2018 г., 10 февраля 2020 г.)
В процессе работы над темой самообразования «Система работы служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, кровные семьи и профилактике социального устройства в условиях дошкольного детского дома» в рамках действующего законодательства на 2019-2020 год обновлены следующие нормативные документы учреждения:
«Положение о Службе содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, кровные семьи и профилактике социального устройства план мероприятий по пропаганде и развитию семейных форм устройства».
«Положение о защите персональных данных воспитанников КДОУ ОО «Мценский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста» и их родителей (законных представителей)».
«Порядок приема, перевода и отчисления воспитанников КДОУ ОО «Мценский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста».
План работы службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, кровные семьи и профилактике социального устройства план мероприятий по пропаганде и развитию семейных форм устройства на 2019-2020 учебный год.
В рамках темы самообразования в течение 2019-2020 уч. года была мною прочитана литература:
Семья Г.В., Головань А.И., Зуева Н.А., Зайцева Н.Г. Социально-правовые основы усыновления и создания замещающей семьи: в помощь специалистам и замещающим родителям
Сборник нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. - 2010. - N 2. - С. 68 - 70.
Вишнякова А.В. Семейное и наследственное право: учебное пособие / отв. ред. В.М. Хинчук. М.: Контракт, Волтерс Клувер. - 2010. - 384 с.
Козлов С.С., Митчина Л.А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. - 2011.- N 3. - С. 14 - 19.
Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М.: Волтерс Клувер. - 2006. - 256 с.
Пластинина Н.В. Участие органов опеки и попечительства в семейных спорах // СПС КонсультантПлюс. - 2010.
Тарусина Н.Н. Семейное законодательство России и стран ближнего зарубежья об опеке и попечительстве: сравнительная характеристика подходов // Законы России: опыт, анализ, практика.- 2013. -N 4. -С. 50 - 53.
Тарасова А.Е. Новая система опеки и попечительства над несовершеннолетними как элемент современного механизма обеспечения и защиты их прав и законных интересов // Законы России: опыт, анализ, практика. -2013. -N 4. -С. 19 – 24
Выводы
На основании изученного материала пришла к выводу, что основные подходы к решению проблемы сиротства государством уже определены. Прежде всего, это сохранение кровной семьи ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей, и устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи.
Как показывает практика, существует ряд достаточно серьезных проблем при устройстве детей в семью:
не проводится систематическая и профессионально организованная работа по устройству детей;
сведение оценки кандидатов к формальному сбору документов;
отсутствие подготовки семьи к принятию ребёнка на воспитание и подготовки ребёнка к жизни в новой семье;
отсутствие профессионального сопровождения кровной семьи до и после возврата ребенка;
трудности социально-психологической адаптации детей во всех формах замещающей семьи;
оценка эффективности работы не в связи с успешностью развития ребенка, а по статистической отчетности.
Другими словами, практически все семьи нуждаются в оказании квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и др. видов помощи и поддержки в решении конкретных проблем с привлечением соответствующих специалистов.
Социально-педагогическая деятельность, как и любой тип деятельности, определяется целью, субъектом и объектом деятельности, ее функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально-педагогической деятельности с кровной и замещающей семьей является - нормальное воспитание и развитие ребенка в семье. В качестве субъектов деятельности выступают социальный педагог и другие специалисты. Объектом деятельности выступает ребенок в семье.
Воспитание ребёнка в семье непростая задача. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение детей – важное условие, которое может помочь нашим воспитанникам стать благополучными людьми, достойными гражданами.