Тема урока: | СРСП. Презентация. Ч.Айтматов как человек и писатель |
Предмет | Русский язык и литература |
ФИО педагога | Кобекова Салтанат Рахманбердиевна |
Дата | |
Группа | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Вид урока | Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП). |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | Ознакомить студентов с жизнью и творчеством Ч.Айтматова. Развивать навыки поиска, анализа информации и подготовки презентации. Сформировать умение работать в группе и эффективно представлять свои идеи. |
Цели урока | поддерживать у учащихся устойчивый интерес к чтению, к культурному наследию человечества, формирование интереса школьников к личности и творчеству |
Предшествующие знания | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Ценности | способность к осмыслению и оценке с позиции гуманизма глобальных проблем человечества, являющихся предметом изображения искусства самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками и нежелание им подражать. |
Ход урока |
Этап урока/время | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы |
Начало урока 8 мин | 1. Организационный момент (5 минут) Приветствие. Объявление темы и целей занятия. Постановка вопроса для размышления: «Почему Чингиз Айтматов стал символом кыргызской литературы?» 2. Введение в тему: Чингиз Айтматов как человек и писатель (10 минут) Рассказывает краткую биографию Ч.Айтматова, подчеркивая важные этапы его жизни (семья, образование, работа, творчество). Упоминает знаковые произведения («Джамиля», «Прощай, Гульсары!», «Плаха», «Белый пароход»). Демонстрирует слайды с фотографиями Айтматова, обложками книг и цитатами. | Задают вопросы для уточнения. | | Электронные устройства для поиска информации. Раздаточные материалы: биография, цитаты, краткие содержания произведений. Учебные пособия по литературе. |
Середина урока 30 мин | 3. Работа в группах: Подготовка презентации (25 минут) Этап 1. Деление на группы: Этап 2. Получение задания: Каждая группа выбирает или получает одну из тем: Жизнь Ч.Айтматова: ключевые события и личные качества. Основные произведения и их темы. Роль Айтматова в развитии кыргызской и мировой литературы. Цитаты и философские идеи писателя. Влияние семьи, культуры и природы на творчество Айтматова. Этап 3. Подготовка презентации: Поиск и отбор информации (использование учебников, интернета, раздаточного материала). Создание структуры презентации: Введение. Основная часть (факты, примеры, анализ). Заключение (выводы). Оформление 3–5 слайдов (по желанию — с иллюстрациями). 4. Представление групповых работ (15 минут) Контролирует регламент и поддерживает обсуждение. Отмечает удачные моменты в работах студентов. 5. Итоги занятия (5 минут) Подводит итоги: Какие черты личности Айтматова вдохновляют? Какие произведения стоит прочитать для лучшего понимания его творчества? Благодарит студентов за работу. | Представляют свои презентации (3–5 минут на каждую группу). Слушают выступления других, записывают интересные идеи. Участвуют в обсуждении: задают вопросы, делятся своим мнением. | | Видео и фильмы: Документальные фильмы о Ч.Айтматове (например, «Айтматов. Великий сын Кыргызстана»). Экранизации произведений («Джамиля», реж. Ирина Поплавская). Сайты: Литературные порталы (например, aitmatov.org). Википедия и другие образовательные ресурсы. Книги: Полные тексты произведений («Джамиля», «Прощай, Гульсары!», «Белый пароход»). Статьи о жизни и творчестве Айтматова. |
Конец урока 7 мин | 6. Домашнее задание: Написать эссе (на выбор): «Чингиз Айтматов: писатель, изменивший мировую литературу». «Образ природы в произведениях Айтматова». Прочитать отрывок из произведения Ч.Айтматова и подготовить его краткий анализ. Подготовить вопрос для обсуждения на следующем занятии. | | | |