Час истории ; «Ислам - религия Аллаха» Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы готовы совершить увлекательное путешествие на аравийский полуостров?Сегодня мы с вами узнаем о возникновении ислама.Итак, мы начинаем… Ученик: Ислам - религия Аллаха, Она для праведных рабов.
И эта ветвь для правоверных В себя включает пять столпов.
Главнейший столп – единобожье: Что нет богов, Аллах един,
Что Магомед – пророк, раб Божий, Никто с Аллахом не сравним.
Вторым столпом идёт молитва, Молится надо в день пять раз.
В ней поклоняешься ты Богу, И все зовут её Намаз.
А третий столп – пост в Рамадане. Держать ты должен уразу: Не есть с восхода до заката
И душу очищать свою.
Четвертый столп – закят для бедных. Имея лишний капитал
Отдай нуждающимся долю денег. Вернётся всё, что ты раздал.
Последний столп – паломничество в Мекку. Кааба – дом Аллаха там стоит.
Прощаются проступки человека, Кто Хадж раз в жизни совершит. Учитель; История возникновения ислама
Местом возникновения ислама является западная часть аравийского полуострова, а датой принято считать 7 век нашей эры. Издревле эту местность населяли кочевые племена арабов. Именно здесь и появился пророк Мухаммед, жизнь которого и по сей день остается загадочной и обросшая множеством легенд.Считается, что Мухаммед родился в городе Мекка и в молодые годы был пастухом. В 610 году в возрасте 40 лет он объявил себя пророком и начал проповеди в родном городе. Так произошло возникновение ислама – новой монотеистической религии. Мухаммед призывал верить в единого бога – Аллаха, призывая все родственные народы принять эту веру. Но власть восприняла его враждебно и тогда пророк со своими учениками бежал из Мекки в Медину, где создал мусульманскую общину и в течении 8 лет вел борьбу против Мекки. К 630 году Мекка была захвачена и объявлена центром ислама, который получил распространение по всему Аравийскому полуострову.
Ислам - одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам.Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом, более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.
Я не без причины выбрала тему - ислам. На её выбор повлияли некоторые, немаловажные причины.
Раньше ислам был, чем-то таинственным, далёким, загадочным и даже запретным. Сейчас, когда я изучила лишь только малую часть этой культуры и религии, я поняла много вещей, которые стали для меня открытием. Я могу с уверенностью сказать, что изучения ислама на меня духовно повлияло и сейчас я понимаю вещи, которые раньше мне казались непостижимыми.
Нам часто в этом мире не хватает терпения и понимания. Мы часто судим людей по их национальностям и религиозным убеждениям, так и не узнавая истинно человека. Неужели мы вправе кого-то судить? Неужели мы лучше, чем другие? Не суди, да судим, не будешь!Я всегда стараюсь следовать этой заповеди, хотя это очень трудно и не всегда удаётся.
Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, - это, прежде всего «пять столпов ислама»:
- словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад - раб Его и Посланник Бога»;
- ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день;
- очистительная милостыня в пользу нуждающихся;
- пост в месяц рамадан (см. Рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;
- паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне - Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует, прежде всего, единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий. После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник - ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама.
Второй по значимости мусульманский праздник - ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан.
В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева», что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что «ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал», или в известном девизе современных Братьев мусульман: «Ислам есть религия и государство»).
Всемирно известно творчество Омар Хайяма (1040-1123), ученого, философа и бессмертного поэта, создавшего незабываемые рубаи. Каждое четверостишие Хайяма – это маленькая поэма с философским подтекстом:
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под лунной.
Мне известно, что мне ничего неизвестно! –
Вот последняя, правда, открытая мной.

Кочевые арабы — бедуины (что значит «степняки») передвигались со своими стадами по степям, покрытым жёсткой травой и колючим кустарником. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верблюд, способный питаться колючими, жёсткими растениями, был неразлучным спутником бедуина. Бедуин питался его молоком и мясом, одевался в ткани из верблюжьей шерсти, укрывался от палящего зноя и холодного зимнего ветра в палатке из верблюжьего войлока. Из кожи верблюда делали обувь, сёдла, сбрую. При переходе на новые места верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество.
Мораль и право. Считалось, что все законы и правила поведения мусульман изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новые законы, а лишь исполнять волю Аллаха, переданную Мухаммедом и записанную в Коране. На основе Корана юристы разработали правила поведения — шариат («правильный путь»). Судили мусульман знатоки Корана, духовные судьи — кади. Мусульманская мораль, как и христианская, предписывает верующему: не убивай, Страница из Ко- не кради, не лги, люби ближнего, уважай
В
VIII веке успехам арабских завоевателей способствовала как их сильная воинская организация, так и раздробленность, политическая слабость многих богатых соседей. Постепенно всё африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским. В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров. Только жители северной, горной части Испании и части Португалии не были покорены. Затем арабская конница перешла через Пиренейские горы и напала на королевство франков; но, как вы знаете, там арабы были отброшены на юг.На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии, потому здесь их власть была непрочной. В борьбе заСреднюю Азию арабы столкнулись с Китаем и нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию и утвердились там.Так в течение VII и VIII веков образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Это была лоскутная империя, состоявшая из многих народов и стран, силой удерживавшихся в подчинении.
В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании — Кордовский эмират (с X века — Кордовский халифат).К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоёвана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. Они захватили Багдад. Правитель турок-сельджуков получил от халифа титул султана.
Завоевания арабов в VII-VIII веках:



Западная Европа Византия Азия
{слайд 8}
Правление Аббасидов. В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники - эмиры - за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами. Сначала принявшие ислам освобождались от подушного налога, что подталкивало многих жителей завоеванных стран к переходу в новую веру. Затем эта льгота была отменена. Мусульмане составили большинство населения Сирии, Египта и значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Индонезии. Позже ислам утвердился в Средней Азии, у ряда народов Северного и Восточного Кавказа и Поволжья. Вскоре после прихода к власти Аббасидов халиф основал на месте небольшого селения на реке Тигр новую столицу - Багдад. Место для столицы было выбрано удачно: в плодородной, густо заселенной долине Междуречья пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана. Государство арабов при Аббасидах называли Багдадский халифат.
{слайд 9}
Халиф Харун ар-Рашид. Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809). Современник Карла Великого, он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстает справедливым государем. Чтобы узнать нужды подданных, он, переодетый, ходит ночами по Багдаду в сопровождении везйра (советника) и телохранителя. На самом деле Харун ар-Рашид был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом. В столицу халиф наведывался, чтобы наказаниями добиться от жителей уплаты недоимок по налогам. Завидуя богатству и влиянию своего визира из знатного иранского рода, он приказал его казнить, а богатства, дворцы и имения забрал в казну. Харун пытался еще более расширить владения халифата. Он воевал с Византией и опустошил ее владения в Малой Азии, но серьезных успехов в этой войне не добился.
{слайд 10}
Распад халифата. Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой, ездить верхом только на мулах. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивало силы халифата.Чтобы успешно подавлять народные восстания, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок - жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов. Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями. В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифа осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. Правитель турок-сельджуков был коронован халифом и получил от него титул султана.