СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час общения "Маленькие герои большой войны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Час общения "Маленькие герои большой войны"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бунинская средняя общеобразовательная школа

Урицкого района Орловской области




80-летию снятия блокады города Ленинграда посвящается

  «Маленькие герои большой войны…» 



Общешкольный открытый час общения:













Подготовила:

Демидова Наталья Викторовна,

учитель истории и обществознания

МБОУ Бунинской СОШ,














Пояснительная записка


В преддверии круглых дат великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать нашим детям о том страшном времени. Родители зачастую даже не задумываются над тем, что требуется сохранить те ниточки памяти, которые пока ещё связывают наше поколение с поколением уже ушедших воинов-освободителей.

Все это заставляет искать такие формы и методы воспитания современных детей, которые дадут им не только знания, но и воздействуют на их сознание, покажут им важность сохранения в памяти страниц истории нашей Родины.

Автор: Демидова Наталья Викторовна учитель истории и обществознания МБОУ Бунинской СОШ Урицкого района, орловской области.

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию разработку общешкольного открытого часа общения, посвященного снятию блокады Ленинграда во время ВОВ. Данная разработка поможет классным руководителям и заместителям директора по ВР для осуществления воспитательной работы с учащимися. 

Предварительная работа:  Поиск исторического материала и стихов, иллюстраций, фотографий и фонограмм, разучивание стихов, оформление помещения для проведения часа общения, выставка фотографий, рисунков и образцов продуктов.

Цель: формирование у учащихся знаний о героическом прошлом нашего народа, о нелегкой судьбе в годы войны величайшего города Ленинграда и его маленьких жителей, сражающихся с фашизмом. 

Задачи: 

  • Показать все ужасы войны, незащищенность, трагизм детских жизней с одной стороны и их самоотверженность и героизм с другой.

  • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

  • пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда;

  • расширить и углубить исторические знания о блокаде Ленинграда;

  • развивать познавательные интересы, навык коллективизма через совместную творческую деятельность;

  • формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному
    наследию своего народа;

  • формировать умение слушать окружающих.

  • развивать историческую память, уважение к старшему поколению;

  • воспитать чувство патриотизма, памяти к прошлому своего народа, любви к Отечеству.

Оборудование: Мультимедийная презентация Power Point, рисунки учащихся, фонограммы (мннусовки).


Ход часа общения:

Вступительное слово учителя: слайд 2

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проводим общешкольный открытый час общения, посвященный знаменательной дате: 27 января- день снятия блокады с Ленинграда. Много раз мы рассказывали вам об этих событиях, а сегодня вы узнаете больше о «Маленьких героях большой войны…» Поколение 21 века не совсем понимает, что эти люди сделали для нас, что пережили, чтобы победить. Не знаю, справились ли мы бы с такими тяжёлыми испытаниями, которые перенесли они. Ведь именно ради нас воевали наши прадеды. Если бы не они, кто знает, что бы сейчас было! Я очень хочу, чтобы каждое слово, здесь сказанное, нашло отклик в вашей душе и надолго запомнилось. И мне бы хотелось, чтобы вы прекрасно знали историю своей Родины, научились любить и гордиться ею, никогда не забывали и гордились подвигами, которые совершали люди в годы Великой отечественной войны ради жизни других поколений».


Читает ученица слайд 3

В далеком, тревожном военном году, 
Под гром батарей у страны на виду. 
Стояли со взрослыми рядом 
Мальчишки у стен Ленинграда…

На парте осталась раскрытой тетрадь 
Не выпало им дописать, дочитать, 
Когда навалились на город 
Фугасные бомбы и голод. 

И мы никогда не забудем с тобой, 
Как наши ровесники приняли бой. 
Им было всего лишь двенадцать, 
Но были они ленинградцы! В. Коростылева 


Ведущая 1: Осень 1941 начало блокады. слайд 4

Фоном музыка «Вставай страна огромная»

Разрабатывая план нападения на Советский Союз, немецко-фашистские агрессоры одной из стратегических задач ставили захват Ленинграда.

Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз. В помощь советским воинам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. В оккупированных районах Ленинградской области создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины.

Ведущий 2: слайд 5

В июле 1941 года в тяжелых кровопролитных боях войска Северо-западного и Северного фронтов, моряки Балтийского фронта, задержали врага на дальних подступах к Ленинграду.

На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках – отряды по охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты.

Ведущая 3:

Многие участки строительства находились в непосредственной близости от противника и подвергались артиллерийскому огню. Люди работали по 12 - 14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость.

И на равне со взрослыми работали ребята. Это не пустые слова. Вот выдержка из автобиографии пионера 7 класса 237 школы Юрия Булатова:

Ученик 7 класса (поношенная одежда, в руках лопата) :

«… был набор на окопы. Я поехал добровольно. Под Петергофом рыли противотанковые рвы. Рыть приходилось тяжело, солнце пекло, за водой надо было ходить далеко. Спать приходилось кое-где. Я спал две ночи в бане, а остальные в сене под открытым небом»

Ведущий 4: слайд 6

Ценой больших потерь в начале сентября гитлеровцам удалось подойти непосредственно к городу. Кольцо блокады сомкнулось вокруг города 8 сентября 1941 года. Овладеть городом с ходу не удалось. Опасаясь больших потерь при штурме, Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

Начались постоянные бомбежки и артобстрелы.

Ведущая 1: слайд 7

Но город не сдался. Наступили 900 тяжелых, голодных дней и ночей. Мужество и стойкость советских воинов женщин стариков и детей слились в едином стремлении – отстоять родной город. Их сплочённость являлась важнейшим условием непобедимости Ленинграда.

В особенно трагическом положении оказалось мирное население. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения оказались в кольце окружения. Детей в осаждённом городе было около 400 тысяч. От младенцев до подростков. И хуже всего было маленьким детям! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ... Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Ведущий 2:

Подростки - маленькие герои большой войны. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это сложно поверить. Многим маленьким ленинградцам, сердцем заслонившим Ленинград, уже не суждено было стать взрослыми.

В первые месяцы войны две девочки, десятилетние Лида Положенская и Тамара Немыгина, занимавшиеся в балетном кружке, стали шефами боевого корабля "Строгий". Он стоял на Неве. Каждое воскресенье в одно и то же время, не обращая внимания на бомбёжку, обстрелы, они совершали долгий путь на другой берег реки. Сигнальщик на мостике, едва завидев "балерин", приветствовал их флажками, матросы выбегали навстречу. Раздавалась команда: "Овчаренко, накормить шефов!". Потом в кают-компании шёл концерт.

Ведущая 3: слайд 8

Когда вражеская авиация, в сентябре 1941 г., стала засыпать город зажигательными бомбами, то были сформировали команды противовоздушной обороны. За время блокады враг обрушил на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросил 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб.

Наравне со взрослыми в этих командах дежурили школьники. Их называли «часовыми ленинградских крыш». По сигналу воздушной тревоги они занимали свои посты на крышах и чердаках зданий. Дежурные на чердаках хватали зажигательные бомбы железными щипцами и бросали с крыш зданий, или тушили в ящиках с песком.

Ведущий 4:

Их было очень много мальчишек и девчонок. А я хочу рассказать о пятнадцатилетнем Михаиле Тихомирове. Он возглавил противопожарное звено.

Однажды, когда после отбоя воздушной тревоги Миша доложил: «Пожар погашен!», ребята увидели, что волосы товарища словно припудрены известью. А потом поняли, что это не известь, а седина…

Сохранился дневник Миши. Читая его строки, невольно проживаешь с ним это тяжёлое время, оказывалась рядом с Михаилом в школе и на крыше во время дежурства: Но особенно поражают эти:

Инсценирование (ученик у буржуйки пишет, греет руки проговаривая строки дневника):

«…Ленинград 8 декабря 1941 г.

Ленинград в кольце блокады; часто бомбардировался, обстреливался из орудий. Топлива не хватает, школа, например, отапливаться не будет. Учимся в бомбоубежище, собачий холод. Едим 2 раза в день: утром и вечером… Трудно будет выдержать этот месяц, но надо крепиться и надеяться…»

Через несколько месяцев Миша погиб при обстреле города…

Ведущая 1 слайд 9

21 октября 1941 года молодежная газета «Смена» опубликовала наказ Ленинградского обкома «К пионерам и школьникам Ленинграда» с призывом быть активными участниками обороны Ленинграда.

Делами ответили юные ленинградцы на этот призыв. Они вместе со взрослыми проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками.

Ведущий 2:

Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. Просто представьте - школьники собрали за одну лишь неделю более миллиона бутылок.

Существование в осаждённом городе немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределить силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев.

Из воспоминаний Игоря Владимировича Александрова:

Инсценирование (ученик)

«Самой трудной и опасной работой была заготовка дров. Топливо в Ленинград возили по Ладожскому озеру только на заводы. Сначала жгли книги, мебель и что найдётся. Против нашего дома был огромный дом занимающий квартал. В этот дом попали бомбы, он горел, как факел целую неделю, но там много осталось несгоревшей древесины. Взять её было трудно, т.к. люди были истощены и опасно из-за того, что в любой момент могли обрушиться перекрытия и лестницы. Мы с мамой каждый день ходили туда за дровами. Она отбивала топором недогоревшие: перила, рамы, подоконники, сбрасывала их вниз, а я, что мог, таскал через улицу домой. Так мы заготовили дрова на зиму».

Ведущая 3:

Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору теплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки, носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с теплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.

Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги. Дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов, выступали перед ними с концертами.

Ведущий 4: слайд 10

Чтобы причинить ленинградцам как можно больше горя, варвары не щадили и детские учреждения. Они полностью разбомбили 22 школы и повредили 393, безжалостно уничтожали детские сады, ясли, больницы. Но, несмотря ни на что, и ясли, и детские сады, и школы работали! Для юных ленинградцев по решению исполкома Ленгорсовета учебный год начался 27 октября и около 60 тыс. учащихся с 1-го по 6-й классы приступили к занятиям, а с 3 ноября за парты сели более 30 тыс. учеников 7-10-х классов.

Ведущая 1:

Опасен и тяжёл был путь в школу и возвращение из неё. На улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и брести приходилось в цепенящей стуже, через снежные заносы. Занятия проводились 3 раза в неделю по 3 урока в день. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Все учебные классы располагались в северном крыле зданий, поскольку оно было наименее опасным при артиллерийских обстрелах. Заданий на дом не получали. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. У классной доски было холодно и темно. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода, но продолжали учиться!

В случае воздушной тревоги занятия прекращались, и все переходили в бомбоубежище, где продолжались занятия.

Из коллективного дневника учеников 7-го класса 148-й школы:

Инсценирование "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Мы жмёмся к раскрытой дверке печурки, ежимся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "

Ведущий 2: слайд 11

Вот строчки из сочинения школьницы блокадных лет Вали Соловьевой.

Инсценирование: «Мы, дети Ленинграда, должны были окончить учебный год несмотря ни на что: ни на бомбёжки, ни на обстрелы, ни на голод, ни на холод. Родина поставила перед нами эту задачу, и мы должны были её выполнить.»

Все эти нечеловеческие лишения и тяготы переносили дети. Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками». 

Лучше и правильнее всего об этом сказал писатель Александр Фадеев: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». И я с ним полностью согласна!

Ведущая 3: слайд 12

Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города становилось все меньше и меньше. Хлеб выдавался только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека.

Ученица 10 класса  

О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке, 
бедный ленинградский ломтик хлеба – 
он почти не весит на руке...  ( О. Бергольц)

Как же можно наесться таким маленьким кусочком хлеба. А ведь в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, была пищевая целлюлоза, хлопковый жмых (до войны использовался в топках пароходов), обойная пыль, вытряски из мешков, кукурузная мука и коревая мука (от слова корка). Это намокшая и высушенная мука, ставшая коркой, а потом измельчённая вновь. Коревая мука, давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе. На вкус хлеб был горьковато-травянистый.

Ведущий 4:

И всё же блокадная пайка хлеба та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью! За этими короткими строками скрываются трагические события и мгновения жизней ленинградцев. Вот только несколько примеров:

Валентина Кузьминична Грабовская:

Инсценирование: «Горожане быстро съели все свои запасы в домах. Варили похлебку из плиток столярного клея... В городе исчезли все кошки и собаки... Родные уходили на работу, а я оставалась одна в пустой квартире и лежала на кровати. Уходя, взрослые оставляли мне кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Иногда за ним приходили крысы, я называла их "кисками". Голодная, я ползала под столом, сил не было, не могла ходить, и пыталась найти хоть крошечку хлеба. Моя мама в войну работала водителем грузовика; собирала и привозила с полей траву-лебеду, крапиву, и мы варили похлебку. С тех пор я берегу каждую крошку, я не знаю, что такое выбросить хлеб».

Воспоминания Эльзы Котельниковой:

Инсценирование : «Только позже, уже после войны, мама призналась, что не могла смотреть в наши ввалившиеся глаза, и приглушив совесть, выловила однажды в подвале такого же голодного кота. И чтоб никто не видел, – тут же его и освежевала. Я помню, что еще долгие годы после войны мама приносила домой несчастных бездомных кошек, раненых собак, разных бесхвостых пернатых, которых мы вылечивали и выкармливали. Потом настолько привыкали, что было жалко с ними расставаться, хотя дома бывало не пройти – не проехать, да и кормежки порой на всех подопечных не хватало. Но мы, детвора, – были счастливы. У каждого из нас были свои любимцы, которых мы любили и выхаживали. А для мамы, теперь я понимаю, это было очищением, благодарностью нашим братьям меньшим за спасение многих человеческих жизней от голодной смерти в те страшные годы».

Ведущая 1: слайд 13

Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они, наверняка, капризничая отказывались в мирное время.

Вот записка Вали Чепко, которую она назвала «меню после голодовки, если я останусь жива». 1-е блюда: суп картофельный, овсяный. 2-ое. каши: овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре. И тоскливая подпись: «Об этом я и не мечтаю»! Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой для девочки. Валя умерла от голода в 1942 году.

Ученик: Птицы смерти в зените стоят,

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живет еще, он все слышит.

Как на влажном балтийском дне 

Сыновья его стонут во сне.

Как из недр его вопли: « Хлеба!»

До седьмого доходят неба.

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон - смерть!  ( Анна Ахматова)

В ту первую страшную блокадную зиму в городе каждый день от голода умирали 2-3 тысячи человек.

Ведущий 2: слайд14

Несмотря на блокаду, дети всё же оставались детьми. У них было особое опалённое войной блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Им хотелось играть.

Но игры их были особенными. Ведь бегать, прыгать, играть в мяч они не могли, так как были сильно истощены. Сердце замирает на секунду и несётся вскачь - маленькие ленинградцы играли в «Чай», «Завтрак», «Обед», «Ужин». Они из бумаги, старых кусков обоев, газет вырезали имитацию продуктов и угощали друг друга.

Дети рисовали. Но что это были за рисунки! Вот только 2 примера:

Игорь К. 4 года.

Инсценирование (ученик 1 кл):«Это наши часы. Они показывают,  когда мне можно будет еще кусочек съесть».

Увидев рисунок Саши Т., доктор отметила, что у знаменитого художника Казимира Малевича тоже есть картина «Черный Квадрат». Помолчав, мальчик ответил: «Значит, и Малевичу тоже было  худо».

Ведущая 3: слайд15

Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но, тем не менее, для них делалось всё, что возможно. Взрослые люди со всей страны решили устроить детям Ленинграда праздник - Новый год. В городе были устроены праздничные ёлки – в школах и детских садах. Особой важности грузы везли 31 декабря по «дороге жизни». В город везли мандарины. Детям героического Ленинграда. Каждый ребёнок блокадного Ленинграда получил новогодний подарок. Это была маленькая победа Великого города!!! Для них были организованы новогодние ёлки с подарками и сытным обедом. Вот как вспоминает об этом очевидица тех событий:

Инсценирование (ученица )«Сегодня, 6 января, была ёлка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: всё думала об обеде. Обед был замечательный. Мы ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. На обед дали суп – лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта ёлка надолго останется в памяти».

Ведущий 4:

Совсем недавно и мы с удовольствием получали новогодние подарки, а вот что было у ленинградцев, и они были им безумно рады, просто вдумайтесь – конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина.

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Ведущая 1: слайд16

Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.

Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: “Не уйду, пока не выполню норму!”

Ведущий 2:

Вот ещё один пример из книги «Ленинградские ребята»:

Жили 2 друга хулигана, которых не очень любили в доме, и было за что: выбитые стекла, поврежденные двери, запачканные стены. Мальчики бегали по крыше пятиэтажного дома, как по панели, и ошеломленным жителям казалось, что они вот-вот рухнут на землю. Старшему из них было тринадцать лет, и прозвище его было “Крокодил”. Младшему было одиннадцать, и дразнили его так: “Мячик”. Пришла война. И соседи поняли, что ребята работают. От Крокодила до Мячика, или, говоря точнее, от Коли Кузнецова до Миши Зайцева, ребята с той же силой увлечения, которой отличались их игры, стали служить делу — серьезному, настоящему делу. Быстрые исполнительные связисты, неутомимые носильщики, — это они снабжала чердаки песком и водой. А когда начались массовые обстрелы, их пытались отправить в бомбоубежище, но мальчишки на это отвечали…

Инсценирование: «Нас потом спросят: что вы делали? А мы, скажем, прятались. Весь народ поднялся, а мы, значит, не народ? Мы тоже народ. Мы тоже ленинградцы!».

С тех пор в доме их стали уважать. Это настоящие дети Ленинграда, плоть oт плоти, кровь от крови своих отцов и старших братьев. Я понимаю, что только так, а ни как иначе они смогли пережить блокаду и победить.

Ведущая 3: слайд17

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 15249 мальчишек и девчонок получили её.

В январе 1943г. блокада была прорвана советскими войсками, к концу февраля враг был отброшен от Ленинграда. Он понес огромные потери. Многие дети блокады так и не увидели победного салюта. Их детство оборвала война. И лежат они вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискарёвском кладбище и в братских захоронениях других кладбищ города.

В конце января 1944 года величественный город, площади и улицы которого овеяны дыханием революции, политы потом и кровью героических защитников, был полностью освобождён от вражеской блокады!

Фонограмма салюта слайд18

Ученик: 27 января 1944 года.

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало...

Казалось, что все небо грохотало...

Приветствуя великое начало 

Весны, уже не знающей преград!

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых, прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди.

Заключительное слово учителя слайд19

В мировой истории нет подвига, равного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы.

Вечная им память! Почтим минутой молчания всех погибших во время блокады.

Минута Молчания слайд 20

Знание истории своей Родины, её прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям. Без прошлого нет настоящего, а без настоящего не будет будущего. Те, кто пережил блокаду, были такими же, как ты и я. Просто во имя Родины они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад и остаться людьми.

Вам детям 21 века нужно очень постараться осознать, что они пережили, и бережно сохранить эти знания в памяти, отдавая дань вечного уважения и благодарности за их подвиг. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Хочу закончить словами Александра Фадеева. Мне кажется, что правильнее просто не скажешь: "Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили ни один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке". 

Составление синквейна слайд 21

Давайте попробуем выразить свои мысли и чувства от часа общения через составление синквейна. Вам раздали бланки. На них памятка, которая поможет вспомнить правила составления синквейна (См. Приложение 2).

Синквейн «Блокада ленинграда»

Памятка по составлению синквейнов:

1 строка: 1 слово (существительное; предмет, о котором пойдет речь);

2 строка: 2 слова (прилагательные; признаки, характеризующие предмет);

3 строка: 3 слова (глаголы; действия, относящиеся к описываемому предмету);

4 строка: 4-5 слов (предложение, выражающее ваше отношение к описываемому предмету);

5 строка: 1 слово (суть темы, главная мысль)


Заголовок:……………………………………………………………… Автор: ……………………………………………………………………

1 строка: …………………………………………………………………………..

2 строка: …………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

3 строка: …………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………

4 строка: …………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

5 строка: ……………………………………………………………………………

Слайд 22

Ведущая 1 Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Ведущий 2 Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Ведущая 3 Нам наше прошлое свято и дорого.

Гордость победами - горечь утрат...

Ведущий 4 Вечная память защитникам города,

Вечная слава защитникам города,

Вечная слава тебе, Ленинград!

















IV. Список литературы

1. Ленинград в блокаде. Д. Павлов.

2. С огнём и кровью пополам. И. Лисочкин.

3. Герои и судьбы. Виноградов И.В. «Лениздат 1988г.»

4. Альбом -“Ленинград,блокада,подвиг”.Над альбомом работали: Юлий Гальперин,Игорь Лисочкин,Вера Архарова,Анатолий Михайлов,и другие. Л.,1984 г. 11. 5. «Рисуют дети блокады» Альбом Авторы Эльмира Голубева, Александр Крестинский изд. «Аврора» 1994 г.

6. Сайт «Эхо блокады Ленинграда» https://bigpicture.ru/?p=248506

7. «Ленинградские ребята. 900 дней”,сост.Н.Г.Михайловский, Евгений Шварц,Л..1957г.

8. «Ленинград в дни блокады» Дневник. А. Фадеева. Москва 1944 г.

9. Андреев А. Дети города – героя: сборник/ А.Андреев.- Л.: Ленинздат,1974.- 286с.

10. Левшов В.Е. Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, русских документах/ В. Е. Левшов. – СПб.: Лик, 2006.

11.Колпакова Д. Был город – фронт, была блокада/ Д. Колпакова, В.Суслов. – Л.: Детская литература,1984. - 188 с.

12. «Опаленные блокадой». Автор - Марионилла Максимовна Кольцова Центр развития культур. инициатив : Немтинова, 2005.

13. Людмила Пожидаева Рисунки из серии "Дети блокады"

https://yandex.ru/images/search?text=Людмила%20Пожидаева%20Рисунки%20из%20серии%20"Дети%20блокады"&stype=image&lr=10&source=wiz

14. Картины Дима Бучкин блокадный Ленинград

https://yandex.ru/images/search?text=Картины%20Дима%20Бучкин%20блокадный%20Ленинград&lr=10






















12