Час общения 1-А класс
Учитель: Сидоренко И.Н.
Дата:
Тема: «Правовая азбука».
Цель: Знакомство с Международными правовыми документами: декларацией и конвенцией по правам ребёнка, со статьями из декларации, с правами и обязанностями гражданина.
Задачи:
1.Формировать правовую культуру учащихся, нравственные понятия, положительное отношение к законам и их выполнению.
2.Способствовать развитию умения самостоятельно мыслить и принимать решения в жизненных ситуациях, быть ответственным за свои поступки.
3.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Оборудование: карточки с заданиями; статьи из декларации прав человека; музыкальные диски, иллюстрации сказок, рисунки детей.
Ход занятия:
I. Духовно-эстетический.
«Дети определяют будущее, потому
что они уже живут будущим».
Упражнение «Улыбка»
II. Установочно – мотивационный.
1. Целеполагание:
-В какой стране мы живём?
-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения.
-У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.
- На территории нашей республики живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз.
-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, были приняты важные законы: «Конституция ЛНР» и «Декларация прав человека». - Они дают человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись.
III. Содержательно –поисковый.
1.Игра «Я это Я».
Послушайте меня внимательно, не задавайте никаких вопросов и сделайте следующее: возьмите листочек и фломастер и нарисуйте смайлик. Наклейте их на один лист. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества. Рисунки, которые вы подготовили, лишь подтверждение тому. Все вы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Существуют международные документы, в которых прописаны права ребенка. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с ними – это Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка.
Вы думаешь, только папа и мама за тебя в ответе и должны о тебе заботиться? Нет! Более 100 правительств разных стран должны помогать тебе и спасать всех от всяких бедствий. "Конвенция о правах ребёнка» - это документ о правах ребенка состоит из 54 статей.
20 ноября 2017 года исполнилось 28 лет Конвенции о правах ребёнка!
Календарь правовых дат:
21 век - Век ребёнка
1 июня - Международный день защиты детей.
30 августа – День Конституции РК.
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
Во всех странах мира есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:
– Дети, оставшиеся без попечения родителей
– Безнадзорные и бездомные дети
– Дети-инвалиды
– Дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они преодолеть самостоятельно не могут. Им всем нужна помощь.
IV. Адаптивно – преобразующий.
1. Кого считать ребёнком? Ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста. С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает правами. Дети имеют такие же права, как и взрослые.
Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.
2. Работа в парах: «Твои права». Сбор ассоциаций к слову «право»…
защита,жизнь,развитие,помощь,общество, уважение,закон
- А какие права есть у школьника? И есть ли вообще у него права? Какие права имеют дети? обсудите в группе. Право на учебу. Право на каникулы. Право на занятия в кружках и секциях .Право на общение друг с другом.Право на помощь в учебе.
- Где бы ты ни жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать. Многие из них вы знаете, а подробнее познакомиться со статьями
«Конвенции о правах ребенка» нам помогут стихотворения и сказки.
3.Физкультминутка
V. Оценочно – смысловой.
1.Знакомство с правами:
-Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.
-Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.
Найди такое благо, без которого может обойтись человек.
труд
жизнь
прислуга
отдых
-А что самое важное среди остальных благ?
-Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела»
-Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече?
- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. Лепесток
-А зачем человеку труд?
-Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
Нет священней слова: "Труд!"
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все - наследие трудов!...
-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться.
-Кем вы хотите стать.
-Что приносит счастье – труд или безделье?
-Найди концовку пословиц среди записей на доске:
«Труд кормит, ...а лень - портит».
Старание и труд ...к счастью ведут
«Хочешь есть калачи, …не лежи на печи»
-Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд. лепесток
- А для чего человеку отдых?
- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не работы и устаём.
-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.
-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ
-Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК
-Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА
-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ
-Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.
-Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.
-Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. лепесток
-Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные.
-А обладают ли этими правами дети?
(Прикрепляется изображение ребёнка в центр цветка.)
2.Анализ ситуаций:
-Перед вами разные сказки, но в них нарушается одно и то же право. Какое?
-Какое из этих прав нарушалось в сказке «Золушка»?
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
-Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка».
-О каких же ещё правах в ней говорится?
Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.
-Каждый ребёнок имеет право на имя. лепесток
-Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.
Прадеды
Кем был твой прадед на Руси –
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
- Узнайте происхождение вашей фамилии и значение имени.
3. Игра:
- Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети?
-Отстаивая свои права, не забывай, что у других людей тоже есть такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
Малыш, что остался один в целом свете,
Нормально не сможет жить и расти.
Взрослые, те что за детство в ответе,
Ребёнку семью помогите найти.
-Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. лепесток
-А должны ли дети заботиться о родителях?
-Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.
-Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!
VI. Системно – обобщающий.
Работа в группах
Задания для каждой группы с иллюстрацией к сказке.
1гр. Каким правом воспользовалась лягушка-путешественница:
право на свободное передвижение;
право на неприкосновенность жилища;
право на образование;
право на труд;
2 гр. Какое право нарушено в сказке «Лиса и заяц»:
право на жизнь;
право на неприкосновенность жилища;
право на справедливый суд;
- право на труд;
3 гр. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
право на жизнь;
право на неприкосновенность жилища;
право на образование;
право жить с родителями и воспитываться в семье
4 гр. Какое право нарушил Медведь в сказке «Машенька и медведь»?
право на неприкосновенность жилища;
право владеть имуществом.
никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии
право выражать своё мнение;
VII. Контрольно – рефлексивный.
1.Сценка:
«Про Петю».
В комнате собралась семья: бабушка вяжет, мама пишет. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (родители хватаются за голову).
-Правильно ли поступал Петя?
-Какие ошибки он совершил?
-Петя хорошо выучил права, но не знает об обязанностях.
2.Физминутка:
-Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы…
- моем посуду
- застилаем постель,
- стираем
- гуляем с собакой,
- поливаем цветы,
- выносим мусор,
- проветриваем комнату,
- ходим в магазин за хлебом.
-чистим картошку
-вытираем пыль
-Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом.
-Каждый из вас должен знать свою родословную и хранить и беречь память о своих прародителях. Потому что это…. корни и сила человека!
Заходите в первый класс,
Не шагайте мимо.
Здесь всему научат вас,
Что необходимо.
-Дети имеют право на обучение. лепесток
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.
-А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания?
-Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться.
-Народная мудрость гласит:
Больше узнаешь -…. сильнее станешь.
Кто любит науки, ….тот не знает скуки.
(Дети находят концовку пословиц среди записей на доске)
-Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться?
-Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.
-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.
3.Сценка
«Кот и лодыри»
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
-Какое право есть у лодырей и нет у кота?
- Можно ли совсем не учиться?
-Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!
-Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….
-О каком праве пойдёт речь?
(О праве на медицинскую помощь.)
-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. лепесток
-Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?
-Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.
-А вы обязаны заботиться о своём здоровье?
-Что надо для этого делать?
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
СПОРТ
ПИТАНИЕ
РЕЖИМ ДНЯ
-Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.
-Вы узнали сказку?
-Что сделал волк с домами поросят?
-Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность. лепесток
- Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё?
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого. (Заюшкина избушка)
10.Работа с выставкой книг:
-Дети также имеют право на охрану и защиту… лепесток
..от похищения
-В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг.
…от жестокого обращения
В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг.
..от эксплуатации и неволи
-В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг.
VIII. Духовно – эстетический.
Игра «Разрешается – запрещается»
(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это… (разрешается).
Если кто того не знает:
Мать с ребенком разлучает.
Это… (запрещается).
Слушать мнение ребенка…. (разрешается).
Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться
Это –…. (разрешается).
Если трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа…. (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это….. (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго…. (запрещается)
12.Подведение итогов:
-Посмотрите, какой чудесный цветок получился.
-Перечислите свои права по символам на лепестках.
-Можно ли нарушать чужие права?
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
-Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.
-Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях!
-О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.)
12