ГБОУ ЛНР «Нагольно-Тарасовский учебно-воспитательный комплекс
им. В.Ф. Субботина»
Час общения
«Выдающиеся деятели науки и техники»
(для учащихся начальной школы)
Подготовила:
учитель начальных классов
Феденко Е.Ю.
2025 г.
Цель: расширить кругозор учащихся путём популяризации знаний о великих открытиях и изобретениях российских учёных; воспитывать интерес к науке и познанию новых знаний.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
(Эпиграф) А.С. Пушкина
«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг!»
- Мы смотрим кино, летаем на самолётах, звоним по телефону на другой конец света. Когда-то всё это было лишь мечтой. Мы не мыслим комфортной жизни без научных достижений. Сегодняшний час общения посвящён науке, открывающей нам бесконечный мир загадок и новых открытий. И говорить мы будем именно о достижениях российских учёных, так как 8 января в России День науки и техники.
2. Сообщение темы и цели общения.
Тема нашего мероприятия «Выдающиеся деятели науки и техники»
- Что такое наука? Для чего она нужна? Где её применяют? Как используют?
- О каких российских ученых и научных открытиях вы знаете? А можно ли открыть что-то научное без знаний?
На эти вопросы мы и будем сегодня отвечать в ходе нашей беседы. Вы познакомитесь с великими русскими изобретателями и учёными.
3. Работа по теме.
1) Словарная работа.
- В толковом словаре С.И. Ожёгова написано:
1. НАУКА – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний (Естественные, гуманитарные науки)
2. НАУКА – это то, что поучает, даёт опыт, урок.
3. УЧЁНЫЙ – наученный чему-нибудь, выделяется своей учёностью, специалист в какой-нибудь отрасли науки.
2). Изобретения, изменившие жизнь человечества.
- Ребята, Смирнов Иван расскажет вам об изобретениях, которые изменили жизнь человечества.
- Люди рано, еще в далёкой древности, открыли полезные свойства огня – его способности согревать и освещать, изменять к лучшему животную и растительную пищу.
- Бумага была изобретена в Китае.
- Порох также китайское изобретение. Постепенно огнестрельное оружие, пушки, вытеснило лук и стрелы.
- Телефон и телеграф следует отнести к одному из важнейших изобретений в истории цивилизации, потому что вместе с ним человеческий разум одержал величайшую победу над расстоянием.
- Электрическая лампочка совершила настоящую революцию. Свет, которым мы пользуемся ежедневно, результат многолетней работы изобретателей.
- Автомобиль сократил расстояние и увеличил скорость передвижения в несколько раз. К сожалению, это изобретение принесло планете много экологических проблем, которые предстоит решить людям.
- Антибиотики – одно из замечательнейших изобретений 20 века в области медицины. Антибиотики сохранили человечеству миллионы жизней.
3) «Славна русская наука их именами»
Русские люди внесли значимый вклад в мировую копилку изобретений и открытий, причем во всех сферах жизни человека. Они подарили мировой науке множество изобретений и сделали немало интересных открытий в различных её сферах.
И сегодня мы познакомимся с выдающимися учеными и изобретателями России, а также с их изобретениями.
Ломоносов Михаил Васильевич. Учёный и изобретатель оставил огромный след во многих областях человеческой деятельности – литература, физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия. Его научные интересы отличались поразительной
разносторонностью. Для своих исследований ученый придумал ряд приборов, заложил основы наук о стекле, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, дал определение
физической химии. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.
Менделеев Дмитрий Иванович - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Дмитрий Иванович Менделеев сделал много открытий в области химии, но главное его открытие - периодическая система химических элементов.
Ползунов Иван Иванович. Всё, что изобретал этот талантливый самородок из российской глубинки, имело одну цель – облегчить труд людей. Любознательный, усердный, жадный до знаний, самостоятельно, изучивший книги по металлургии и минералогии, этот инженер – энтузиаст, вошел в историю как создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового двигателя
Кулибин Иван Петрович. Вклад этого механика –самоучки в мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства, недаром его именем называют всех талантливых мастеров-самоучек. Он является основоположником
отечественной технологии производства оптического стекла, создателем новых мостовых конструкций, изобретателем прожектора, самоходной машины и других уникальных устройств.
Циолковский Константин Эдуардович -«отец русской космонавтики», скромный калужский учитель-самоучка, разработавший теорию межпланетных полетов, благодаря которой человек смог проникнуть в космос.
Королев Сергей Павлович. Этот великий ученый был едва ли не самым засекреченным человеком в СССР. Авиация была его настоящей страстью. Ему хотелось летать выше, быстрее и дальше, чем кто-либо до него. Первые пилотируемые космические корабли, аппаратура для полета человека в космос, для выхода из корабля в свободное пространство, искусственные спутники Земли, первые межпланетные разведчики «Зонд» — этапные события развития советской космонавтики, которые спланировал и осуществил этот изобретатель.
Можайский Александр Федорович. Этот талантливый русский изобретатель, первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека. Кроме успехов наших учёных в самолётостроении, следует отметить и их успехи в постройке вертолётов.
Борис Николаевич Юрьев придумал, как сделать основной узел вертолёта. Благодаря этому стало возможна постройка современного аппарата. Вертолёт стал более устойчив, появилась возможность его безопасного управления лётчиками.
Русский военный Котельников Глеб Евгеньевич предложил использовать компактно складывающийся парашют. Шёлковый купол при помощи строп крепился на плечевых обхватах подвесной системы. Немного позже появился ранец для парашюта.
- А вы знаете, кто изобрёл 1-й паровоз в России? Паровоз появился на Нижне-Тагильском заводе в 1834 г. благодаря механику Ефиму Алексеевичу Черепанову и его сыну Мирону Ефимовичу Черепанову.
- Ещё один чудо аппарат возник в России в 1895 г. Вы знаете, что это за странный ящик и кто его изобрёл? Агрегат мог передавать сообщения при помощи радиоволн на большие расстояния. Появление на свет радио осуществилось благодаря русскому профессору и изобретателю – Александру Степановичу Попову.
- А теперь ещё один чёрный ящик. Подсказка. Мы включаем его каждый день. Смотрим по нему мультики, кино и передачи. (Телевизор). Телевизор изобрели именно наши учёные. Борис Львоич Розинг заявил всему миру о возможности передачи изображения на расстояние с помощью электрических сигналов.
4). Великие загадки - стимул для новых открытий.
- Миру нужны гении! Перед современной наукой стоит ещё множество величайших загадок. Это проблемы, которые волнуют все человечество.
Великие загадки подталкивали ученых к поиску решений. Откуда берутся гении? Может быть те, кто вершит науку, действительно рождаются такими? Ведь и в наше время есть множество открытий, которые совершают не только взрослые, но и дети. Если вам интересно, то вы можете, используя сеть Интернет, познакомится с этими открытиями.
Логические задания.
- А теперь вопросы, для тех, кто умеет мыслить, проверим ваши способности к открытиям.
Вы зашли в темную кухню, где есть свеча, газовая плита и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку.)
Электровоз идет на север со скоростью 80 км в час, ветер западный, скорость ветра 20 км в час. В каком направлении идет дым? (У электровоза дыма не бывает.)
Шел человек в город, по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город? (4)
Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо его знакомых. Сколько человек шло в город? (1)
Лежат три яблока, два вы забрали. Сколько у вас яблок? (2)
Мы убедились, что среди вас много ребят, способных к науке и способных к открытиям.
Викторина «Узнай предмет»
- Мы окружены вещами, которыми все время пользуемся, даже не задумываясь, откуда они взялись, кто их придумал, и как они изменили нашу жизнь к лучшему.
1) Голландцы создали агрегат, предназначенный для того, чтобы облегчить труд мастеров, работающих с парусами для морских судов. Усовершенствование этой конструкции стало возможным с изобретением иглы, на остром конце которой было отверстие. О каком изобретении идет речь? (Швейная машина)
2) Первое подобное устройство появилось в США в 19 веке. Оно ничем не напоминало нынешние образцы: управлялось рукояткой, которая вращала лопасти, расположенные
внутри емкости. В него закладивали вещи. Первые конструкции делали полностью из дерева. Затем их стали делать из металла. (Стиральная машина)
3) Впервые этот предмет появился в Китае. Главные функции в нем выполнял лед. Вначале подобные предметы делались из бронзы и меди и состояли из основного и внутреннего резервуаров. Затем стали изготавливаться из древесины. По мере таяния льда, вода вытекала наружу через маленькие отверстия на дне резервуара. Сначала эти предметы использовались только в императорском дворе и в домах аристократов, постепенно внедряясь в быт простых людей. О каком изобретении идет речь? (Холодильник)
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Сегодня вы познакомились с некоторыми великими русскими деятелями. Узнали об их вкладе в развитие науки и техники. Окунулись в интересный мир. Помните, что каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. При этом совершенно не важно, кем вы станете, и где вы будете трудиться. Главное получить необходимые знания.
- Ребята, у вас на парте лежат яблоки. Нарисуйте на них эмоции, которые остались у вас после нашего занятия.
Напутствие
- Ребята, помните! Добивается успехов тот, кто стремится к чему-то большему.
Делайте больше, чем можете. Пытайтесь узнать и понять окружающий мир. Побольше читайте, интересуйтесь, узнавайте, овладевайте и усовершенствуйте те знания, которые дают вам учителя.