СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час общения «Как жить в мире с родителями?»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное занятие, посвященно обсуждению семейных конфликтов. Актуальность:  Семья, являясь важнейшим условием социализации личности, в наши дни нередко перестает выполнять функцию воспитания детей, не дает подросткам чувства защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Результаты соцопросов говорят о том, что только один из трех подростков не конфликтует с родителями. Почти половина малолетних преступников считают, что главной причиной преступлений являются именно конфликты в семье и плохое воспитание детей. Предлагаемое занятие посвящено обсуждению причин и способов выхода из семейных конфликтов. В занятии используются такие приемы, как беседа, незаконченное предложение, проблемная ситуация, групповые формы работы.

Цель:  Расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Просмотр содержимого документа
«Час общения «Как жить в мире с родителями?»»

Час общения в 9 классе «Как жить в мире с родителями?»

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Пословица

Классный час, посвященный обсуждению семейных конфликтов.

Семья, являясь важнейшим условием социализации личности, в наши дни нередко перестает выполнять функцию воспитания детей, не дает подросткам чувства защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Результаты соцопросов говорят о том, что только один из трех подростков не конфликтует с родителями. Почти половина малолетних преступников считают, что главной причиной преступлений являются именно конфликты в семье и плохое воспитание детей. Предлагаемый классный час посвящен обсуждению причин и способов выхода из семейных конфликтов. В сценарии используются такие воспитательные приемы, как беседа, незаконченное предложение, проблемная ситуация, групповые формы работы.

Цель: расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми:









Оформление:

- тема, эпиграф; проектор, шары-ситуации, красные карточки, информационные листы,

- написать список:

Способы выхода из конфликта:

- соревнование (соперничество);

- приспособление;

- компромисс;

- уход;

- сотрудничество.


- написать незаконченные предложения:

Умение владеть собой - это...

Чтобы научиться владеть собой, нужно...

Чтобы найти компромисс, нужно...

План классного часа

I. Проблемная ситуация «На приеме у психолога». (Сценка) Айсана – Маргулан - Леня

II. Интерактивная беседа.

III. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта».

IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я...».

V. Работа в группах Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи».

VI. Игра «Закон бумеранга».

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).











Ход классного часа

  1. Проблемная ситуация «На приёме у психолога»

Сценка: мама- Айсана, сын-Маргулан, психолог -Леня



Тема сегодняшнего классного часа - конфликты детей и родителей. Начать наш разговор я бы хотела с маленькой сценки в кабинете психолога. Сегодня на прием пришла мама с сыном- девятиклассником Маргуланом. Наедине с психологом мама высказала наболевшее.

Мама. Помогите, я не знаю, что делать с сыном. Он нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, компьютер, - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у него - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с одеждой, под кучей футболок можно найти пачку сигарет! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сам не убирает и меня не пускает - это, мол, его «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.


Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошел Маргулан. Вот что он рассказал.


Маргулан. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»

А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай.

Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарным. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут что я уже взрослый.

II. Интерактивная беседа

Вот такие клиенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете:

- хорошо ли все чувствуют себя в семье? (нет)

- можно ли назвать их семью счастливой? (нет)

- Можно сказать, что между сыном и родителями возник конфликт? (да)


А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?

(Дети высказываются.)


Конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?

Примерные ответы детей:

- Трудный возраст сына.

- Невоспитанность, упрямство, плохой характер.

- Успеваемость, учеба.

- Лень, неаккуратность.

- Придирчивость родителей.


Родители считают его ребенком, а он уже взрослый человек

Маргулан конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т, д.


Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет. Что значит, по - вашему, быть взрослым человеком? (клип)



Примерные ответы детей:

- Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.

- Получить паспорт, участвовать в выборах президента.

- Делать, что тебе захочется.

- Делать не то, что хочешь, а то, что, должен.

- Иметь много обязанностей.

- Жить по правилам, выполнять все законы.



Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности.

Какие обязанности выполняют ваши дети? Карточки- вопросы к родителям


Вопросы…. (мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п.)


Если вы хотите что бы ваши дети были взрослыми, они должны взять на себя часть семейных обязанностей.

Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими.

Как видим, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.

III. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта» (информационные листы на каждого участника)

Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него? На экране вы видите 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации (перечисляет, потом комментирует):

а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;

б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;

в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) уход от конфликта (уклонение);

д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны. (2мин)

IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я...»

(Обыгрывание ситуации)

...Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включили музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось...

1.«Сынок, вынеси мусор!»

2.«Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть».

3. «Доченька, вымой посуду»

4. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!»

5. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!»


Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с сыном. Как бы вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? Примерные ответы детей:

- Маргулан выбрал самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает его в эгоиста.

- Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения сына, теряет уважение к себе.

- Лучший способ поведения для них - это найти компромисс Маме нужно немного ослабить давление на сына, а сыну нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.

V. Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи» (работа в группах)

Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор? Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы. На экране записаны три незаконченных предложения. Предложите свои варианты окончаний.



I. Умение владеть собой - это...

- контролировать свое поведение;

- сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно;

- держать себя в руках;

- не позволять себе грубости, хамства;

- не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешенным, корректным.


II. Чтобы научиться владеть собой, нужно...

- работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого;

- не терять своего достоинства;

- научиться уважать других людей;

- научиться видеть свои недостатки;

- быть строгим к себе и снисходительным к другим.


III. Чтобы найти компромисс, нужно...

- найти такое решение, которое устроит всех;

- войти в положение другого человека;

- видеть правоту другого человека;

- отказаться от своего эгоизма;

- не считать себя выше других;

- уважать чужое мнение.


Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.

Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.

VI. Игра «Закон бумеранга»

Говоря о конфликтах, нельзя забывать о том, что все наши поступки влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Добро, которое мы делаем людям, возвращается к нам, делая нас счастливее, так же как и зло, которое мы причиняем другим, возвращается к нам. Можно сказать, что в человеческих отношениях действует закон бумеранга.

Допустим, меня с утра оскорбила своей грубостью продавщица - придя в школу, я выплеснула свое раздражение на учеников - кто-то из них сорвал свою злость на прохожем - этим прохожим оказался муж той самой продавщицы, который от злости и бессилия напился и, придя домой, устроил скандал своей жене. Так бумеранг возвратился к тому, кто его послал.

Но к человеку бумерангом может вернуться и добро - все зависит от содержания послания. Я уверена, что всем вам приходилось сталкиваться с действием бумеранга. Сейчас мы поиграем.

(Звучит музыка.)

Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвращалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

VII. Заключительное слово

Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным писателем.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Какие эмоции остались в конце классного часа?

(на плакате прикрепить свое настроение желтое-отлично, красное-грустное, зеленое-недоволен.)