СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час общения на тему "Конфликт и пути его решения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Час общения по теме: «Конфликт и пути его решения»

Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся.

Задачи:

Образовательные:

Ознакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;

Учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;

Формировать представления о различных вариантах человеческого общения;

Развивающие:

Воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

Формировать социально одобряемые формы поведения;

На конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;

Место мероприятия: мероприятие по программе духовно- нравственного образования

Используемое оборудование: ПК, интерактивная доска, монитор.

Материалы:

Метод «Светофор»: стикеры зеленого, желтого и розового цвета на каждого учащегося. Листы цветной бумаги, магниты.

Упражнение "Приветствие"

Участники рассчитываются на 1-й 2-й, образуют внутренний и внешний круг. Каждый участник внутреннего круга стоит в паре с участником внешнего круга - положение "карусель". Внутренний крут неподвижен. По команде ведущего пары приветствуют друг друга, затем представители внешнего круга переходят к соседу слева и т.д.

Ведущий объявляет, что сейчас все будут здороваться друг с другом, но не совсем привычными способами. Ведущий хлопает в ладоши и кричит: "Как деловые люди рукопожатием!" Все пожимают друг другу руки. Затем ведущий хлопает в ладоши и выкрикивает: "Правыми коленями!!" Все касаются коленом колена и здороваются и т.д.

  • правыми локтями,
  • затылками,
  • спинами,
  • как африканские слоны, громко топая ногами,
  • без помощи слов и рук, а только взглядом (например, подмигиванием),
  • старым русским обычаем - трехкратным поцелуем (сопровождаем фразой: "Ба! Какие люди")

Ведущий.  Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

- Вам понравилась такая игра?

Уч-ся после выполнения задания расстроены.

- Почему?

- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)

- Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)

- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

- Можно было избежать конфликта? (можно)

- Как? (ответы уч-ся) 

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема классного часа: «Конфликты и способы их решения» (Слайд )

Очень плохо, если день у вас начинается с конфликта: испорченно настроение, теряется мысль, смятение, беспомощность.

-Хотели бы вы научиться избегать конфликты?

- Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо». По кругу.

Игра «Хорошо – плохо»

Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.

Ведущий: Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?

(Ответы детей)

Ведущий: Правильно, в любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания .А теперь давайте подумаем, что же такое конфликты?

Прошу обсудить это в группах и дать ответ. (ребята пишут на листах и крепят ответы на доске). (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушения семьи, потеря работы, тюрьма).

-Какой  заряд – позитивный  или негативный – носят эти слова ? (Ответы детей)

- Зачитаю из толкового словаря «Конфликт-столкновение, серьёзное разногласие, спор». Слайд 2

- Готовясь к сегодняшнему занятию , мы провели анкетирование , чтобы определить конфликтность нашего класса и  ваше отношение к конфликтам.

    Анализ результатов интерактивного  опроса : Слайд 3.

 Учитель : Можем ли мы считать , что тема нашего занятия актуальная и своевременная? Нужно ли учащимся нашего класса серьезно относиться к проблеме конфликтов и знать как их разрешать? Для чего?

 4. Обсуждение сказки  «Мудрец и слон» Михайлова Саша

 «Мудрец и слон»

Давным-давно в маленьком городке жили шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как?

«Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его»

«хорошая идея, сказали другие, тогда мы узнаем, какой он - слон»

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.

«Слон похож на веер!»- закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.

«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал хвост слона.

«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.

«Нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил, так ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал хобот слона. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».

«Нет на веревку!»- «Змею!» - «Стену!» - «Вы ошибаетесь!»- «Я прав!» шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

 1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?

(Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие.

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.)

 2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

 3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?

( Наличие другой стороны.)

 

 4. Разновидности конфликтов. Слайд

Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

В чём же вред таких конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

    Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать  конфликты.

Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Слайд Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.

Слайд. Ситуация. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы:

Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.  

У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?

Примерные фразы:

Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может попросишь у родителей такую.

Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Микросценки:

1. Папа ругает дочь за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.

2. Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.

 

Гусевой Е.А. на основе мониторинга.

 

Заключительное слово учителя.

- Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (записаны на доске):

 Слайд. Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным.

Надеюсь, что  в вашей жизни будет как можно  меньше конфликтов , и вы всегда с честью выйдете из любой спорной ситуации.

Рефлексия. Учащиеся наклеивают карточки на доску, группируют по цвету:

Зеленый- позитивно,

желтый- нейтрально,

розовый- негативно.

Получается цветная картина, отражающая оценку мероприятия.

В кругу все взялись за руки и хором сказали "спасибо всем" и "спасибо мне" за участие в тренинге.