СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час православия "Услышать мудрых пламенное слово"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

14 марта - День православной книги

Просмотр содержимого документа
«Час православия "Услышать мудрых пламенное слово"»




Час православия"Услышать мудрых пламенное слово"

14 марта - День православной книги

14 марта 2010 года в России впервые отмечался День православной книги. Этот праздник, который стал ежегодным, был учреждён Священным Синодом Русской православной Церкви по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Деяния Апостольские» или просто - «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси. Это великое событие для нашей страны произошло по старому стилю 1 марта 1564 года.

В Древней Руси, как и во всей Европе, первым печатным книгам предшествовали книги рукописные. Переписывание в те времена служило единственным способом размножения старинных книг. Монах-переписчик терпеливо и осторожно линовал пергамент, а потом тщательно, выводя букву за буквой, начинал писать. Переписывание книг происходило чрезвычайно медленно, некоторые древние книги писались в течение 2-3 лет.

Шли годы. С ростом русского государства богатели города, увеличивалось число жителей, росло число церквей - в книгах начинал ощущаться недостаток. Именно в это время царь Иван Грозный «повелел устроить в преславном граде Москве дом от своей царской казны, где печатному дел строиться....».

После долгих лет поисков нашлись «некие хитрые мастера печатному делу» — Иван Федоров и Петр Мстиславец. Это были образованные люди, хорошо знавшие книжное дело.

Писатель Юрий Овсянников в книге об Иване Фёдорове «Ради братий своих…» так описывает начало работы первой печатни в Москве:

«Страх не покидал его со вчерашнего дня. Владыко Макарий вчера после всенощной объявил ему, что царь Иван Васильевич самолично желает узнать, как он, Иван Фёдоров, собирается подвижными буквами священные письмена печатать. И надлежит ему, Фёдорову, поутру явиться в государевы покои. Во время разговора с царём Иван Фёдоров подал ему белый лист бумаги, на котором подвижными буквами был отпечатан полный титул государя и царя Ивана Васильевича. Царь откинулся в кресле и долго любовался листом. Потом сказал: «Не в чулане начинать такое дело надо… Святой отец благословил тебя на него, и я без своей милости не оставлю. Печатню настоящую поставим. Здесь, в Кремле. У храма Николы Гостунского…»

Неподалеку от Кремля появилось здание с башней и решетчатыми воротами — Печатный двор, где 19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы своей печатной книги. За его работой с большим интересом наблюдал пришедший в типографию Иван Грозный.

Металлические буквы в строку укладывались одна за другой. Когда набранные строки образовали страницу, их заключили в специальную раму. Петр Мстиславец, соратник первопечатника, взял раму с набором и понес ее к печатному станку. Смазав краской шрифт, он наложил на него лист чистой бумаги и плотно прижал прессом. Потом поднял пресс. Иван Федоров бережно снял бумагу, еще влажную, пахнущую краской, и стал внимательно рассматривать оттиск. Проверил, хорошо ли сверстан текст, нет ли ошибок. На листе четко и ясно прочитывалось: «Деяния апостольские».

Таким и запечатлел русского первопечатника скульптор Сергей Волнухин - высокий лоб, волосы, перехваченные ремешком, серьезный и сосредоточенный взгляд из-под густых бровей. Он изображен во весь рост, с непокрытой головой, в древнерусской одежде. В правой руке держит только что отпечатанный лист книги, а левой поддерживает поставленную на скамью печатную наборную доску. Этот памятник установлен недалеко от того места, где была первая русская типография.

Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец работали над изданием «Апостола» почти год! И вот в первый день весны 1564 года в Москве на Печатном дворе появилась первая печатная книга Древней Руси. Печатники хотели, чтобы она была похожа на старинные рукописные книги. И это им удалось.

Облаченное в тяжелый переплет, набранное четким шрифтом, похожим на полууставной почерк XVI века, с киноварными заглавными буквицами и значками на полях, превосходно оформленное издание, свидетельствовало о высоком художественном мастерстве и безупречном вкусе его создателя.

Особое место в книге занимает фронтиспис, состоящий из рамки, художественно выполненной в виде арки на двух колоннах и помещенного в эту рамку изображения легендарного автора книги - апостола-евангелиста Луки, склонившегося над рукописью. Хороши были заставки: причудливо переплетенные пышные, широколистные травы с плодами в виде кедровых шишек, стручков и виноградных листьев, а под ними - красная вязь и заглавие.

Рука большого мастера сказалась и в верстке «Апостола». Безукоризненно прямые линии строк, совершенно одинаковые расстояния между ними, точная подгонка заглавных инициалов к строчным буквам, строго выдержанные крайние линии справа и слева — все это создает впечатление подкупающей гармонии и облегчает чтение книги.

Доказано, что Иван Федоров сам отливал шрифт, поэтому его можно смело назвать первым создателем русского печатного шрифта. Был он также первым наборщиком, первым корректором, художником и гравером. Он был, по собственному определению, «делателем книг».

Печатная книга «Апостол» 1564 года — это непревзойденный шедевр древнерусской печати, высшее достижение полиграфического мастерства XVI века. Академик Д. С. Лихачев пишет, что в этой книге «до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание».

До наших дней в мире сохранилось около 70 экземпляров московского «Апостола» 1564 года. Большая их часть находится в разных городах России, а треть всех известных сейчас - в Москве. Экземпляры этой книги имеются в ряде других стран: Великобритании, США, Киргизии, Чехии, Латвии, Украине.

Книги, которые издавал Иван Фёдоров и его последователи, были в основном духовно-религиозного содержания: Библия, Псалтырь, Жития Святых, Молитвослов, Акафисты, Закон Божий и многие другие. Наверное, не случайно наша страна называлась тогда Святой Русью, ведь оттого, какие книги читали люди, зависело и то, какими они были и какое государство создавали. Давайте же сейчас познакомимся с некоторыми загадочными и таинственными книгами, помогающими жить по-христиански.

Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтырь является самой драгоценной книгой Ветхого завета. Псалтырь — это книга священных молитвенных песнопений на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности или боязни, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песни псалмов она дышит преимущественно».

Царь Давид, составивший наибольшее количество псалмов, первый начал сопровождать составленные им боговдохновенные молитвы игрой на музыкальном инструменте, именуемом «псалтирион», похожем на арфу. Своей поэтической силой, чистотой, изумительной красотой и глубиной религиозного чувства псалмы Давида вдохновляли к подражанию многих последующих составителей псалмов.

Считается, что эти удивительные произведения могут не только поднять дух человека, укрепить его сердце, окрылить душу, но и даже повлиять на судьбу, разрешить неразрешимое, дать совет в самый трудный час, в самом трудном деле. Не удивительно, поэтому исключительно широкое применение Псалтыри при богослужении. Ни одно богослужение, еще с ветхозаветных времен, не обходится без чтения псалмов.

Псалтырь - одно из главных учебных пособий в Древней Руси, по которой учились взрослые и дети. Именно на нем рос и формировался русский православный человек. Он был одним из самых первых библейских текстов, переведенных в древности на славянский язык и первой на Руси «преданной тиснению» книгой стихов.

Читать Псалтырь было интересно. Считалось престижно знать наизусть псалмы из Псалтыря. В Псалтыре так много разнообразных размышлений, рассуждений, обращений к своей душе, много наставлений и слов утешения, что ее популярности никто никогда и не удивлялся. Псалмы из этой книги не раз перелагались знаменитыми поэтами 18 - 19 веков.

Блажен, кто мудрости высокой

Послушен сердцем и умом,

Кто при лампаде одинокой

И при сиянии дневном

Читает книгу ту святую,

Где явен божеский закон:

Он не пойдет в беседу злую,

На путь греха не ступит он.

Ему не нужен пир разврата;

Он лишний гость на том пиру,

Где брат обманывает брата,

Сестра клевещет на сестру;

Ему не нужен праздник шумный,

Куда не входят стыд и честь,

Где суесловят вольнодумно

Хула, злоречие и лесть.

Таков он, муж боголюбивый;

Всегда, во всех его делах

Ему успех, а злочестивый...

Тот не таков; он словно прах!..

«Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит, и спасает их» (Псалом 144:18-19). Эти истины, переданные Духом Святым через псалмопевца сынам человеческим, остаются, непоколебимы и до наших дней. Бесконечно мудрый Бог откликается на любое искреннее движение нашего сердца, на любую нашу мольбу, и у Него есть свой замысел о каждом человеке, приходящем в этот мир.

У матерей святая должность в мире -

Молиться за дарованных детей.

И день и ночь в невидимом эфире

Звучат молитвы наших матерей.

Одна умолкнет, вторит ей другая,

Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.

Но матерей молитвы не смолкают

За дорогого сына или дочь.

Господь молитвам матерей внимает,

Он любит их сильней, чем любим мы.

Мать никогда молиться не устанет

О детях, что еще не спасены.

Всему есть время, но пока мы живы,

Должны молиться, к Богу вопиять.

В молитве скрыта неземная сила,

Молитва должна постоянно сопутствовать человеку. Утром и вечером, днем и ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами. Но есть также молитвословия, которые еще в древности были составлены святыми, их нужно читать, чтобы учиться молитве. Эти молитвословия содержит «Православный молитвослов».

Старец Божий, старец кроткий,

В лаптях, с палкою простой,

На руке иссохшей четки,

Взор, горящий добротой.

Сколько дивного смиренья

В страстотерпческих чертах,

Дивный дар богомоленья

Лег улыбкой на устах

Тяжким подвигом согбенный

Он идет, гонец небес,

Прозорливый, вдохновенный

Полный благостных чудес.

Благодатной силой веет

На молящих от Него.

Гордый разум цепенеет

Перед святостью Его.

В своей обретенной высоте Святые – это связующая нить между Богом и людьми, наши заступники и ходатаи перед Ним. Люди всегда стремились приблизиться к Святым, донести до них свою молитву, а еще… тщательно беречь память о праведниках. С этой целью Церковь создала жизнеописания Святых – так называемые жития - биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.

Жития — это подлинное литературное сокровище. Его создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать.

Эти рассказы были построены таким образом, чтобы читателю было понятно, почему историческое лицо было названо Святым. Обязательно давались сведения из истории, географии, иногда экономики того места, где жил Святой. Поэтому житие является еще и ценным источником для историков, из которого они могут почерпнуть различную информацию о минувших днях.

В Древней Руси жанр житийной литературы появился в одно время с христианством и получил широкое распространение с началом создания центров письменности и грамотности. Отдельные рассказы о Святых объединялись в специальные сборники, к которым относились с большим трепетом и благоговением. Жития святых, изложенные в календарном порядке празднования их памяти назывались Минеи-Четьи, краткие жития святых - Синаксарии, а сборники повествований о подвижниках какой-либо обители Патерики. Эти книги были излюбленным чтением наших предков. Даже миряне списывали или заказывали для себя житийные сборники.

Среди множества особо любимых и чтимых нашим народом святых, были те, о ком рассказал Ветхий и Новый Завет, те, кто прославился после распространения христианства, и те, кто «просиял в русской земле»: Борис и Глеб, Феодосий Печорский и Александр Невский, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский… Из историй добродетельных жизней, героических деяний и мужественных смертей таких людей христиане черпают веру и вдохновение, рассказы о них читаются с большим интересом, ценятся и распространяются среди верующих.

О, книга книг! Кто не изведал,

В своей изменчивой судьбе,

Как ты целишь того, кто предал

Свой утомленный дух — тебе!

В чреде видений неизменных,

Как совершенна и чиста —

Твоих страниц проникновенных

Младенческая простота!

Не меркнут образы святые,

Однажды вызваны тобой:

Пред Евой — искушенье Змия,

С голубкой возвращенной — Ной!

И кто, житейское отбросив,

Не плакал, в детстве, прочитав,

Как братьев обнимал Иосиф

На высоте честей и слав!

Кто проникал, не пламенея,

Веков таинственную даль,

Познав сиянье Моисея,

С горы несущего скрижаль!

Библия - самая удивительная из всех существующих в мире книг. Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором столько бы писали и говорили, как о Библии. Внимание к ней столь велико потому, что Библия — это история души человека во все исторические времена. Библия- наиболее читаемая и самая издаваемая книга в мире.

Какой поэт, какой художник

К тебе не приходил, любя

Еврей, христианин, безбожник,

Все, все учились у тебя!

И сколько мыслей гениальных

С тобой невидимо слиты:

Сквозь блеск твоих страниц кристальных

Нам светят гениев мечты.

Ты вечно новый, век за веком,

За годом год, за мигом миг,

Встаешь — алтарь пред человеком,

О Библия! О книга книг!

Ты — правда тайны сокровенной,

Ты — откровенье, ты — завет,

Всевышним данный всей вселенной

Для прошлых и грядущих лет!

Что такое православная книга в наше время? «Православная книга - это издания, рассказывающие о православной вере, помогающие понять Священное Писание, богослужение, приобщиться к православной традиции».

Православные писатели доносят до нас евангельское слово в доступной и понятной форме. Добро и зло, любовь и прощение, милосердие и забота о ближних - вот что составляет содержание этих книг.

«Книга - великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит - зависит наше будущее».