«Заглянуть во взрослый мир. Увидеть себя взрослым»
Цель: Развивать представление подростков осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни и жизни страны.
Задачи:
Сформировать у подростков социально активную позицию.
Создать положительную мотивацию подростков при выборе профессиональной деятельности.
Формировать ответственность и чувство долга как норму общественного поведения гражданина; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.
Воспитывать любовь к семье, малой Родине, Отчизне, их истории, культуре, традициям.
Возраст участников: 14 – 18 лет.
Форма занятия: "video self-teach" (самообучение через видео-рассуждения с мощной рефлексивной составляющей).
Ход занятия.
1. Ведущий. Добрый день ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня всех интересует, какая молодежь? Молодежь это – Вы. И я хочу предложить вам ответить на ряд вопросов. Анкеты, которые предлагаются вам к заполнению – анонимны, поэтому вы можете свободно выражать свои мысли и чувства.
2. Заполнение анкет. (Около 5 мин.)
3. Видеодидактическое воздействие. Демонстрация фильма на заданную тему.
Ведущий. 2009 год был годом молодежи. Хочу представить вашему вниманию ролик, который создали молодые ребята о самих себе – молодежи. Он сделан в клиповом варианте, поэтому старайтесь успевать читать текст.
4. Рефлексия. После просмотра участникам предлагается поразмышлять над увиденным в фильме и ответить на вопросы: «Какие чувства вызывает сюжет, почему?»; «Заставляет ли фильм о чем-то задуматься?"; "Меняется ли их отношение к проблемам, объектам, людям, отраженным в фильме? И если меняется, то, каким образом?"; «Как бы вы поступили (ответили, подумали) на месте героев фильма?» и т.п.
Как ты относишься к России в прошлом? Как ты относишься к России современной? О чем ты мечтаешь?
Рассуждения детей.
Ведущий. Участники рассаживаются в круг и ведущий «загадочным голосом» рассказывает такую примерно притчу: «Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года...», или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет...». Далее ведущий спрашивает у группы: «Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?».
Рассуждения детей.
(Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека»)1.
Человек живет в обществе и своим поведением в процессе жизни взаимодействует с другими людьми. Своими поступками мы волей-неволей влияем на жизнь людей встречающихся на нашем пути. А вот каковы последствия этого влияния зависит от тех морально-нравственных ценностей, которые усвоил человек.
Патриотами не рождаются, патриотами становятся. Прошлые поколения тоже не рождались патриотами, он то как они проявляли себя в сложившихся ситуациях, говорит о высоко развитом духе патриотизма (война, научные открытия, полет в космос, и т. д.).
Не демонстрационно быть добропорядочным, успешным человеком, а стараться стать толерантной личностью с развитыми морально-нравственными ценностями.
Хватит смотреть как завоевывают Россию. Строят у нас свои заводы, используют, как рынок сбыта, но не качественной продукции, а залежавшегося товара. Иностранцы у нас занимают руководящие посты, даже тренера иностранцы, а наши граждане зарубежом работают в основном обслуживающим персоналом.
Что мы с вами могли бы сделать для повышения уровня патриотизма (к России, к малой Родине, к школе, к семье) своих сверстников и младшего поколения. (Проект; стенгазета о знаменитых людях страны, города, школы, класса; стенгазета о каких-либо профессиях)
5. На пятом этапе происходит повторная фиксация состояния социальной компетентности. Участникам предлагается вновь просмотреть свои анкеты и через запятую, а возможно и другим цветом, дополнить или изменить данные в ходе II-ого этапа ответы.
Хочется поблагодарить вас за активную, совместную работу. В заключении хотелось спросить вас: Как бы вы сформулировали тему нашей с вами сегодняшней встречи? Рассуждения детей.