Русский язык «Части речи» повторение, закрепление.
Абусева Алия Габдулловна, учитель начальных классов.
Цель: обобщить знания по теме «Части речи»
Задачи урока:
повторить и закрепить умение распознавать части речи;
отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи;
развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание;
воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, умение работать в группе.
Ход урока
Организационный момент
-Настроение каково? -Во! -Все такого мнения? - Все без исключения.
2. Самоопределение к деятельности.
На экране: «Красна птица перьем, а человек — ученьем»
Как вы понимаете эти слова? (Обсуждение)
3.Актуализация знаний. На экране слова:
П..льто, вн..мательный, б..тинки, за..ц, б..жать, ар..матный, см..треть.
- Вставьте пропущенные буквы. На какие группы можно разделить эти слова? (части речи)
- Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Какие цели поставим?
- Помогать нам сегодня на уроке будет «маршрутный лист» ( у каждого ученика на столе)
4. Открыли тетради, записали число, классная работа (орфографически произнесли)
Минутка чистописания. Х х
ха хв хи
хоккей
5. Слово хоккей – какая часть речи? (сущ.) Что такое существительное? (работа в паре с соседом по плечу, начинает ученик нечетного номера, потом меняетесь)
В маршрутном листе в задании №1 даны словосочетания. Найдите в них существительное, определите их число. На выполнение этого задания у вас 2 минуты.
Идти в школу, красивые деревья, интересная книга, прыгнуть в речку, маленькие девочки.
6. Маршрутный лист, задание №2. Предложение: Внимательный Павел заметил ошибку. (написать в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу) Задайте от подлежащего вопрос к второстепенному члену предложения. Какое словосочетание получили? Зависимое слово какой частью речи является? (прилагательное) Что такое прилагательное? (работа в паре, начинает ученик четного номера)
7. Структура «Собери идеи» (взяли листочки)
Напишите как можно больше прилагательных к слову «мама». Какая она?
Озвучивание слов.
8. Маршрутный лист, задание №3.
Прочитайте слова: машина, носорог, плавать, школьник. Какое лишнее? Почему?
Что такое глагол? (работа в паре, начинает тот, у кого светлее волосы)
Работа по учебнику, упр.101. (выписать глаголы)
9. Маршрутный лист, задание №4.
Из, на, под, с, от, в – что это? (предлоги) Что такое предлог? Вставьте в словосочетания предлоги.
Лежало … столе, стоять … дома, прийти … театр, уехать … города.
10. «Мысли на столе» (каждый пишет по 4 слова: сущ, прил, гл, предлог; называйте слово, чтобы оно не повторилось). Сложить 4х4.
«Крестики-нолики» Выберите себе строчку (по горизонт, вертикали, диагонали), остальным не называйте. Составьте из этих 4 слов предложение. Сообщите это предложение своей группе. Начинаете с 1 номера по кругу. И выбираете наиболее интересное предложение. (Прослушать)
11. Маршрутный лист, задание №5.
Задания по уровням
1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
лес - … , … .
12. Рефлексия
– Что мы сегодня делали на уроке? Достигли поставленных целей?
Оцените себя смайликом в маршрутном листе. Закрасьте его.
-Спасибо за урок! Вы все отлично поработали.
13. Запись д.з. упр.102
Маршрутный лист урока
Идти в школу, красивые деревья, интересная книга, прыгнуть в речку, маленькие девочки.
Внимательный Павел заметил ошибку.
Машина, носорог, плавать, школьник.
Лежало … столе, стоять … дома, прийти … театр, уехать … города.
1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
лес - … , … .
