СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Частица как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Частица как часть речи»

частица как часть речи

Цели: дать понятие частицы; учить отличать частицу от других частей речи; показать сходство и различие частиц с предлогами и союзами; повторить различные виды разборов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа над лексическим значением слов.

– Сейчас вы познакомитесь с еще одним небольшим по объему произведением уже полюбившегося автора Ф. Нестерова. Это тоже небольшое произведение – этюд. Сколько значений имеет это слово в толковом словаре Ожегова?

(Работа со словарем:

Этюд – 1. Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры и обычно представляющие собой часть будущего произведения. Этюд к картине. 2. Название некоторых произведений (научных, критических и т.п.), небольших по объему, посвященных частному вопросу. Критический этюд. 3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюд Рахманинова. 4. Вид упражнений (в музыке, шахматной игре и т. д.) Этюд для начинающих. Решить шахматный этюд. 5. Мн. ч.: Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов. Отправиться на этюды).

Чтение текста учителем (текст записан на доске).

Ч..рный ворон долго царапал крыльями небо, … большая косматая туча уп..ралась в со..нце головой.

… ветер ра..брасывал п..рины других обл..ков, птица ул..тела, … туча (не)заметно для глаз спустилась к радуге на землю.

Вот тогда над цветочной скатертью поля вновь зас..яло личико неба. В траве застр..котали кузнечики. Послышался шум д..лекой сельской улицы.

(Ф. Нестеров.)

– Подходит ли какое-нибудь из высказываний из словаря Ожегова к нашему тексту? (Да, этюд Ф. Нестерова – заготовка, часть будущего произведения, выполнен с натуры.)

– О чем же этот этюд? Какова его микротема?

– Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

– Какие союзы вы вставили? (Пока, когда, а.)

– Почему? (Два предложения – сложноподчиненные, два – сложносочиненные.)

– Охарактеризуйте эти союзы.

– Перечислите предлоги, использованные в этом тексте. Для чего они служат?

– Выполните синтаксический разбор первого предложения. (Один ученик – у доски).

– Определите смысловые группы наречий.

– С какого слова начинается третий абзац? (С частицы вот.)

– Уберите мысленно это слово из текста. Меняется ли смысл сказанного? (Нет, смысл не изменился. Внесен оттенок – указания.)

IV. Объяснение новой темы.

1. Запись темы и выводов на доске.

Частица – часть речи

1) Не имеет лексического значения.

2) Нельзя к ней поставить вопрос.

3) Не является членом предложения  служебная часть речи.

4) Может служить для образования форм слов (бы, пусть).

2. Чтение § 66 (с. 164 учебника).

V. Закрепление темы.

1. Анализ упражнения 401.

2. Выполнение упражнения 402. (Речевая работа.)

– Выразительное чтение текста: выделите интонацией ту часть, в которой употреблены вопросительные предложения.

– Докажите, что выделенные слова – частицы.

– А как бы вы ответили на поставленные вопросы? Как вы представляете себе большого красивого человека?

– Запишите свой ответ.

VI. Подведение итогов урока.

– Что называется частицей?

– Чем отличается частица от других служебных частей речи?

Домашнее задание: § 66; выучить правило, упр. 403.