Тема урока: “Частица как часть речи”.
Цели урока: создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи – частицей, с ее лексическими и грамматическими особенностями; учить находить частицы в предложениях, употреблять частицы в предложении и тексте, определять оттенки значения, вносимые каждой частицей в речь; развивать интеллектуальные умения обучающихся; создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитывать культуру общения.
Планируемые результаты урока
Предметные: усвоение обучающимися теоретического материала о частице как служебной части речи; умение находить частицы в предложении, строить предложения с частицами.
Метапредметные:
Личностные: обучающиеся осознают гордость за богатство и выразительность русского языка, анализируют свои действия, объективно оценивают уровень своих знаний; выражают положительное отношение к процессу познания
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы
Регулятивные: обучающиеся принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после её завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою собственную деятельность
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдают правила речевого поведения; умеют формулировать собственное мнение и позицию
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока.
1.Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает? (Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.)
2. Сообщение цели и темы урока
Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопрос, я вы поднимаете руку. С места не выкрикиваем.
1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.
2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?
3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.
4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)
5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему?
6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
| | | | п | р | и | Ч | а | с | т | и | е | | | |
| п | р | и | л | а | г | А | т | е | л | ь | н | о | е | |
| | | | | | | С | о | ю | з | | | | | |
| | ч | и | с | л | и | Т | е | л | ь | н | о | е | | |
| | н | а | р | е | ч | И | е | | | | | | | |
| | | | | | | Ц | | | | | | | | |
| | | | | г | л | А | г | о | л | | | | | |
Теперь мы уже может назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы начинаем знакомиться? (Частица.)
Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи». Запишем ее в тетради. Мы должны будем выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи.
Как прекрасно запечатлел художник на полотне предчувствие бури! (повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
– Можно ли назвать это слово как самостоятельной частью речи?
Почему?
( Kак – частица, служебная часть речи, т.к. не называет ни предмета, ни признака, ни действия, ни количества, не имеет конкретного лексического значения. Они, не изменяются. Нельзя поставить вопрос – не является членом предложения.)
1ый вывод. Частица – служебная часть речи.
– А для чего же служит?
– Прочитаем предложение без частицы и сравним.
– Изменился ли основной смысл предложения?
– Какое значение вносит частица в предложение?
(Частица как вносит дополнительный оттенок – усиливает значение слово – сочетания прекрасно запечатлел.)
Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.
2) Значения частиц
Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.
Задание. Включите в предложение Я был победителем олимпиады. частицы, принадлежащие к различным разрядам. (Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.)
Варианты, предложенные учащимися:
Я не. победитель олимпиады
Именно я победитель олимпиады.
Неужели я победитель олимпиады?!
Даже я победитель олимпиады.
Я все-таки победитель олимпиады.
Какие значения придают частицы словам и предложению?
Каждый обучающийся получает текст, на котором есть пропуски-карманчики.
Задание. Прочитайте выразительно текст Н.И. Сладкова. (Текст показан без частиц, которые заранее написаны или на доске, остальные учащиеся работают самостоятельно.)
... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла.
... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего!
Задание. Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто).
Сделайте вывод о роли частиц в тексте.
Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.
В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).
Учитель читает легенду.
Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.
Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в текст.
3. Делаем вывод.
Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?
Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.
4. Подведение итогов урока, рефлексия
1. Беседа
1. Что нового узнали на уроке?
2. Достигли ли целей урока?2
2. Оценивание деятельности.
- Оцените свою деятельность на уроке (очень хорошо, средне, плохо)
3. Оценивание учителем.
Домашнее задание: составить предложения со следующими частицами: бы, ли, не, пусть, лишь, ка.