СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Частица -Не с глаголом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по русскому языку. Тема: Частица -не с глаголом.

Просмотр содержимого документа
«Частица -Не с глаголом»

ГАПОУ НСО « Черепановский педагогический техникум»



Предмет: Русский язык

Класс:3 «А»

Куратор: Желтоусова Н.Н.______________

Студентка: Карпова А.Г.

Тема: Правописание частицы не с глаголами

Цель: Познакомить с ролью частицы не; учить писать частицу не с глаголами раздельно.

УУД

Познавательные : 1.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

классификация объектов по выделенным признакам;

2. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с уже имеющимися знаниями.


Регулятивные : 1.принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

2. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;


Коммуникативные : 1. умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;

2. формирование умений работать в парах;


Личностные: 1.формирование стремления узнавать новое;

2. умение адекватно оценивать свои действия и результаты.


ТСО: учебник Канакиной В.П., В.Г. Горецкого 3 класс, ч.2, ; презентация; тетрадь; карточки.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.

Проверяют готовность к уроку.

Садиться на места.

Записывать.

Познавательные - воспринимать речь учителя.

Минутка чистописания

ть ти ть ти

Учить - ум точить.

-Перед вами пословица. Прочитайте ее про себя. Как вы ее понимаете?



2.Актуализация знаний

-Знаете ли вы, что в русском языке есть части речи «слуги»?

Их так и называют служебные части речи. Служебные части речи «обслуживают» так называемые знаменательные слова-слова, которые называют предметы, их действия, различные признаки, т.е. имена существительные, глаголы, имена прилагательные Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков. С некоторыми из них вы уже знакомы.

Догадайтесь, какие служебные части речи пропущены в данных предложениях.

Лучше быть бедным … здоровым, чем богатым … больным.

Кошка спит, … мышку видит.

Кто … мною в дождик вышел, … того я- вроде крыши.

-Да, вы правы. К служебным частям речи относятся союзы и предлоги.

-Какую роль они выполняют?

-Сегодня мы поговорим еще об одной части речи.. Для этого вы должны разгадать кроссворд, где спрятаны словарные слова.

Словарная работа.

-Разгадайте слова по горизонтали.

1)Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами.(черника)

2)Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.(маляр)

3)Военный человек, воин.(солдат)

4)Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.(газета)

5)Желание есть. (аппетит)

6)Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.(цитата)

7)Душистый, приятный запах.(аромат)

-Итак, какое слово получилось по вертикали? (частица)

Воспринимают речь учителя про служебные части речи.








Пытаются догадаться, какие служебные части речи пропущены в предложениях.



Предлоги служат для связи слов в предложении. Союзы служат для соединения однородных членов предложения и связи простых предложений в составе сложного.)




Отгадывают кроссворд со словарными словами и определяют тему урока.











Л 1

П 2


3.Самоопределение к деятельности

-Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей не. Рассмотрим, как она связана с глаголом.

-Ребята, посмотрите на данные слова.

Негодовать Не болеть

Недоумевать Не читать

Ненавидеть Не помогать

Недомогать Не найти

Ненавидеть Не любить

Нездоровится Не отвечать

Что между ними общего?

Чем они отличаются друг от друга? Почему?

Сформулируйте правило написания не с глаголами.

- Что обозначает частица не? (запрет на действие).

Рассматривают связь глагола с частицей -не














Отвечают по поднятой руке на вопросы учителя

К 1

П 1






Р 1

П 2

4.Работа по теме урока

-Найдем в учебнике правило и прочитаем его. (стр.124)

А)Упражнение в написании не с глаголами. Рубрика «Говори правильно!»

-Внимание! Прочитайте про себя, как надо произносить глаголы жить и быть с частицей не в прошедшем времени, обращая внимание на ударение.

Не был, не было, не были, не была.

Не жил, не жило, не жили, не жила.

-Задание. Спишите предложения. Раскройте скобки. Поставьте ударение в глаголах с не.

У нас (не)было времени пойти в кино. В этом городе я раньше (не)жила. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в музее.

-Всем известно, что русский язык очень богат и сложен. В нем есть слова, которые не употребляются без не, т.е. пишутся с не слитно.

-Послушайте шуточное стихотворение. Подумайте, какие слова употреблены неверно.

-Что рассмешило вас в этом стихотворении? (Много слов было употреблено без не, что невозможно)

-Объясните значения некоторых слов, например: неряха, (неряшливый человек), ненастный (дождливый, пасмурный), недотёпа (неуклюжий, во всём неловкий, неповоротливый, нескладный человек), невежа (грубый, невоспитанный человек).

-Это все были имена существительные, прилагательные. А вот какие глаголы употребляются без не? Это вам предстоит самим выяснить.

-Как будем проверять? Ваши рассуждения.( Отбрасывать частицу не)

-Я диктую вам слова. Вы их записываете в своих тетрадях. Если глагол не употребляется без не , то он пишется слитно. А рядом с таким глаголом ставите ! (восклицательный знак).

Не говорю, не умел, недоумевать, не любит, не бояться, ненавидеть, не знает, негодовать, невзлюбить.

-Внимание! Написание этих глаголов-исключений из правил вам нужно запомнить.

Сравнивают правило в учебнике со своими выводами.

Читают про себя как надо произносить глаголы жить и быть с частицей –не-



Записывают предложения в тетрадь, раскрывая скобки.





Слушают стихотворение, которое читает учитель.


Отвечают на вопросы по прочитанному стихотворению.


Пытаются объяснить значение некоторых слов







Под диктовку записывают слова, которые пишутся слитно с глаголами.





Запоминают слова которые всегда будут писаться слитно с частицей.

К 1

Р 1




Р1



К1











5.Закрепление изученного материала

-Проверим, насколько хорошо вы поняли тему урока, как вам запомнились глаголы-исключения. У каждого из вас на парте лежит листок с пословицами и поговорками. Задание по вариантам: списать, раскрыв скобки.

1вариант: Кто (не)работает, тот (не)ест. Потчевать велено, а (не)волить грех. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.

2вариант: Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. (Не)домогать- (не)значит болеть. Каши маслом (не)испортишь.

(Самопроверка)

Перед вами вопросы. Вы должны ответить на них, используя данные в скобках глаголы с частицей не. Работаем в парах.

1)Как школьники относятся к книге?(Рисуют на страницах)

2)Как ты относишься к малышам?(Обижаю, дерусь, ссорюсь)

3)Как мы ведем себя на уроках?(Шумим, вертимся, разговариваем громко)

4)Какие правила уличного движения ты соблюдаешь?(Играю на проезжей части улицы)

5)Как ты бережешь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки)

Самостоятельно выполнят задания на карточках.









В парах отвечают на вопросы используя данные в скобках и глаголы с частицей не

Р 2






Л2








К 2





6.Итог урока

-Как пишется частица не с глаголами?

-Какие исключения из правил вы запомнили?

Отвечают на вопросы

К1


7 Рефлексияя


8. Домашняя работа

Продолжи предложения

Учащиеся оценивают свою работу на уроки.


Л 2