СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Частные вопросы методики обучения географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обязательный минимум содержания образовательных программ по географии. Требования к подготовке выпускников по географии

Просмотр содержимого документа
«Частные вопросы методики обучения географии»



Гафнер Елена Андреевна

Учитель географии и биологии

Высшая квалификационная категория

МАОУ СОШ№1

г. Кунгур.

Частные вопросы методики обучения географии


Федеральный компонент содержит три стандарта по географии: для основного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

— цели;

— обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

— требования к уровню подготовки выпускников.

Цели, на достижение которых направлено изучение географии, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого индивидуума и общества в целом.

Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение географических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по географии представляет собой обобщенное содержание географического образования, которое каждое образовательное учреждение обязано представить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Обязательный минимум по географии представлен в форме набора предметных тем, объединенных в крупные блоки содержания. Они включаются в обязательном порядке в основные образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Обязательный минимум по географии не устанавливает последовательность изучения предметных тем и блоков содержания в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы. В обязательном минимуме по географии прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено географическое содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников по географии.

Требования к подготовке выпускников по географии — представляют собой установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом и преемственны по ступеням общего образования.

Требования задаются в деятельностной форме и определяют, что в результате изучения географии учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Они служат основой разработки контрольных измерительных материалов по географии для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.


Реализация межпредметных связей.

В процессе работы над стандартом по географии и примерными программами была поставлена задача установления содержательных «мостиков» предмета с курсами начальной, основной и старшей школы — курсами природоведения, окружающим миром, историей, обществоведением, экономикой. При этом проведена некоторая разгрузка учебного материала по географии от исторического и обществоведческого материала и рассматриваются исключительно географические аспекты смежных с историей и обществоведением проблем.

Такой подход нисколько не умаляет роль исторического принципа в изучении географических явлений и процессов, но создает определенные предпосылки для установления межпредметных связей с этими предметами. Например, в темах: «Этапы формирования политической карты мира», «Глобальные проблемы человечества» и другие.

Деятельностный характер стандарта определяется, в первую очередь, требованиями к уровню подготовки.

Требования стандарта по географии для основной школы направлены не только на усвоение школьниками системы знаний об особенностях географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, но и умений правильно ориентироваться в нем — осваивать, оценивать изменения и преобразования окружающей среды, применяя традиционные и новые географические методы и источники информации на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Разработанный в новых условиях развития нашего государства и общества, федеральный компонент стандарта по географии включает также содержание национально-регионального компонента — изучение географии своего края, области, района, региона. Включение этого содержания в федеральный компонент объясняется тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал предмета — любовь к своей местности, своему району, своей стране; развивает экологическую культуру, позитивное отношение к окружающей среде, конструктивный географический подход.

Активная, осознанная познавательная практическая деятельность учащихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта — формирует способность и готовность учащихся к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Рассмотрим взаимосвязь сформированности критериев профессиональной компетентности педагога и эффективности обучения, в процессе которого применяются технологии обучения, приемы и методики обучения. Технология обучения и методика являются самостоятельными областями педагогического знания, имеющими общие моменты (сфера педагогической деятельности, субъекты образовательного процесса и т.д.), но при этом характеризующиеся своей спецификой. В современных условиях невозможно обойтись без использования новых педагогических технологий, в том числе в процессе обучения географии. Новые подходы могут быть реализованы как в сфере развивающего обучения в начальной школе (курс «Окружающий мир»), так и в работе со средним и старшим звеном школьников. Вне зависимости от содержания учебного занятия, использование новых педагогических технологий позволяет повысить эффективность обучения, а также мотивировать всех участников данного процесса, поскольку педагогическая технология ориентирована на развитие взаимодействия учителя и обучающихся.

Для начального образования более характерно внедрение игровых технологий, технологии развивающего обучения различных авторов (Д.Б.Эльконин – В.В.Давыдов, Л.В.Занков). Элементы игрового обучения также успешно используются как в среднем школьном звене, так и в старших классах. Игра служит для успешной социализации обучающихся, межнациональной коммуникации, способствует самореализации школьников. Области применения игр или их элементов разнообразны: в зависимости от возрастной группы и предмета изучения игры могут быть сюжетные, физкультурные, интеллектуальные, деловые, психологические. Младшие школьники легко входят в образы и впоследствии продолжают игру с предметами. Для подростков характерно стремление к самоутверждению, также реализуемое в игре.

Игровое обучение способствует активизации мыслительной деятельности, формированию ассоциативного запоминания, стимулирует познавательную активность и повышает мотивацию обучающихся. На уроках географии элементы игрового обучения применимы в курсе окружающего мира – способствуют как развитию творческого мышления, так и активному включению школьников в процесс учебной деятельности. В курсе экономической географии применимы деловые игры, включающие задания репродуктивного типа, интеллектуальные вопросы и задания с элементами ролевых игр.

Пример обучающей деловой игры «Страны мира» (разработка может быть использована в курсе экономической географии при изучении стран и регионов мира). Целью данной обучающей деловой игры может быть получение новых знаний об этнокультурных и национальных особенностях стран региона, о развитии экономики и международных связей, торгово-промышленного комплекса, об уникальных природных объектах и достопримечательностях. В процессе игры формируются практические навыки по работе с контурными картами. Для развития и укрепления коммуникативного процесса в учебном коллективе обучающимся предлагается работа в малых группах, что положительно влияет как на самооценку учащихся, так и на объективность оценивания результатов работы. Снижается эмоциональная напряженность участников. Предусмотрена предварительная подготовка к игре.

На подготовительном этапе учащиеся разделяются на малые группы. Каждая из команд получает «билет» в одну из стран изучаемого региона. Предварительно необходимо собрать информацию по одному из заданных направлений в зависимости от изучаемого материала и целей конкретного занятия (демография, ресурсообеспеченность, промышленность, сфера туризма, национальные природные и культурные достопримечательности), разработать презентацию, другие наглядные средства.

Навыки конструктивного делового сотрудничества развиваются на этапе непосредственного проведения игры, когда после вводной презентации страны участники получают контурную карту, на которую необходимо нанести наиболее оптимальный экскурсионный маршрут, либо обозначить места залегания полезных ископаемых, нанести крупнейшие города и т.д. в зависимости от изучаемой темы. Учащимся также может быть предложено решить нестандартную ситуацию, которая могла бы произойти с туристами в стране. На завершающем этапе игры участники дают оценку полученным результатам, резюмируют материал. По итогам игры возможно проведение внеклассного мероприятия: «Кухни народов мира», где участники представляют национальные блюда стран, презентации по которым они представляли.

Применение деловых игр возможно при изучении различных разделов географии, сюжет может быть разработан учителем исходя из уровня освоения материала и возрастных особенностей учащихся.

В условиях внедрения ФГОС нового поколения актуальным становится проектная деятельность, повсеместно внедряемая в образовании школьников. Основой проектов является исследовательская деятельность. Выполнение проектов относят к методам развивающего личностно-ориентированного обучения. В данном случает образовательный процесс стимулирует развитие навыков проведения исследований, постановку проблемы, сбор и анализ информации, осуществление эксперимента, а также анализ данных проведенных исследований. Также происходит формирование и развитие творческих способностей обучающихся. Обучающемуся проект дает возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, послужить средством самореализации. Проектная деятельность может осуществляться как индивидуально, так и в группе, способствовать развитию коммуникативных навыков, предоставлять возможность публично показать достигнутые результаты. Создание готового продукта исследования – способ максимально раскрыть собственный творческий потенциал.

Преподаватель, используя проектную деятельность, интегрирует дидактические средства развития, обучения, воспитания, а также стимулирует развитие специфических навыков проектной деятельности (коллективный поиск и анализ информации, самообучение, исследовательская работа), по сути, являясь консультантом, координатором и экспертом.

Виды проектной деятельности, применяемой в процессе обучения, разнообразны. В зависимости от целей и задач выделяют следующие виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект. В разработке такого вида проектов первоочередное значение имеют социальные интересы обучающихся. Готовый продукт может быть использован в жизни класса, группы, учебного заведения. Развитие практических навыков работы повышает мотивацию обучающихся и служит средством повышения эффективности образования.

2. Исследовательский проект. Данный вид проектов применим для учащихся среднего и старшего звена.

3. Информационный проект. Работа над проектом включает сбор информации, ее анализ и обобщение. Готовый продукт может быть представлен в виде аналитического отчета.

4. Ролевой проект. Применим при изучении как физической, так и экономической географии. При этом участники проекта играют роли литературных или исторических персонажей.

5. Творческий проект. Подразумевает творческий подход к оформлению результатов деятельности: в виде статьи, альбома, видеофильма.

Перечисленные виды проектной работы универсальны. Основные требования, предъявляемые к результатам проектной деятельности следующие: творческая направленность, экологичность и экономичность. Важно создать продукт, который отвечает технологическим требованиям и требованиям безопасности. Готовый результат должен иметь определенную ценность и полезность. При выполнении проектов по географии затрагиваются разнообразные области знаний, позволяющие устанавливать как внутрипредметные, так и межпредметные связи.

Как правило, проектная работа исследовательского характера ведется в течение учебного года, но в некоторых случаях для ознакомления учащихся с приемами проектной работы возможно использование проектов, выполнение которых рассчитано на одно учебное занятие.

Пример проекта «Удивительные географические объекты» (разработка может быть использована в курсе физической географии). На этапе подготовки учитель должен подобрать один или два небольших фрагмента видеофильма или гиф-анимацию, демонстрирующие географический объект, природное явление, природную достопримечательность и т.д. Также необходимо определить возможные результаты проектной работы, предусмотреть возможность презентации продукта проектной деятельности и возможные трудности, разработать карту проекта.

Карта проекта.


Идеи


Задачи

План работы


Вопросы



Учитель сообщает обучающимся, что по итогам просмотра видеоролика в графе «Идеи» необходимо будет сформулировать самую главную идею, цель, которую они увидят в данном ролике. В графе «Задачи» должны быть основные задачи, в решении которых данный видеоролик полезен. По итогам записанных задач группе необходимо разработать план работы по их решению, а в графе «Вопросы» записать то, на что ответить в данный момент не представляется возможным в силу нехватки сведений, знаний, опыта и т.д. После инструктажа следует просмотр видеоролика. Рекомендуется просмотр видео без звука, что способствует более полной концентрации внимания обучающихся. Ролик должен быть хорошего качества, продолжительностью не более трех минут. Результатом данного урока будет выработка готового плана исследования по географии, которое может быть продолжено в дальнейшем.

Тематика долгосрочных проектов (рассчитанных на четверть, учебный год) разнообразна. Актуальность приобретает применение IT-технологий, это способствует повышению мотивации обучающихся, с их помощью преподаватель совершенствует методику преподавания дисциплины, а интерактивный компонент способствует улучшенному пониманию и, следовательно, усвоению учебного материала по любой учебной дисциплине. Проектная деятельность по географии может быть связана с созданием мультимедийного продукта – атласа региона, республики или другого субъекта РФ. Возможна работа с электронной картой на основе известных поисковых систем. При этом у обучающихся формируются навыки по чтению карт, умения сравнивать и анализировать графическую информацию, навыки пространственного мышления, вызванные необходимостью представить изображенный объект на местности. В качестве материала для исследования и разработки проекта могут быть использованы природные объекты, национальные парки и заповедники. Проект по географии может иметь экологическую направленность (взаимосвязь с природно-климатическими зонами, местами добычи полезных ископаемых, антропогенными объектами).

Актуально направление, связанное с проблемой утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, загруженностью автомобильным транспортом, экологическими проблемами региона. В этом случае результат проектной деятельности может быть перенесен на более высокий образовательный уровень (муниципальный, региональный) и представлен в виде дорожной карты, плана рекультивации территории и т.д. Проект также может быть разработан с учетом теоретических и практических знаний из нескольких естественнонаучных дисциплин.

При внедрении в учебный процесс исследовательской и инновационной работы могут быть успешно использованы элементы сингапурских образовательных технологий. Они позволяют реализовать положенный в основу ФГОС деятельностный подход, результатом которого призваны стать универсальные учебные действия и компетенции. Главным их отличием от принятой у нас системы обучения (приоритеты: академические достижения, успеваемость, аттестаты, дипломы) является ориентировка на гармоничное воспитание человека (приоритеты: совокупность нравственного, интеллектуального, физического, социального и эстетического развития). В сингапурской системе большое внимание уделено развитию творческого мышления, развитию лидерских качеств, приобретению навыков решения учебных и жизненных задач. При такой системе обучения поощряется инициатива, творчество, повышается мотивация обучающихся. Опыт работы в малых группах положительно сказывается на приобретении социально значимых навыков. В коллективе формируется психологически комфортная обстановка, что способствует его укреплению.

Творческий проект реализуется при разработке эссе и видеофильма по теме исследования. Его внедрение наиболее рационально при изучении разделов, связанных с населением мира, а также геоэкологических разделов курса географии, поскольку возрастная группа (старшие классы) подразумевает владение приемами создания простых видеофильмов в бесплатных редакторах видео.

Раздел «Краеведение» включается в программу изучения географии отдельным блоком, либо темами в разделах. Целью его преподавания является формирование знаний об истории, географических и культурных особенностях региона. В процессе краеведческой работы происходит воспитание мировоззрения личности, патриотизм и любовь к Родине. Данный раздел также представляет обширные возможности для проектной и научно-исследовательской работы. Таким образом, краеведческий принцип в обучении географии – это использование комплекса образовательных видов деятельности и внеклассной работы.

Реализация краеведческого подхода возможна при изучении географических условий России. Информация о рельефе, климатических условиях, составе полезных ископаемых своего региона, места их добычи и связанные с ними предприятия по переработке – компоненты этого подхода. Для повышения эффективности восприятия ряда тем раздела «Климат России» рационально использовать данные о климате своего региона: преобладающее направление ветра, объем выпадающих осадков, режим их выпадения, данные о средних температурах по сезонам, месяцам.

Исследовательская работа, связанная с краеведением, дает возможности выявить состав почв, почвенную флору и фауну. Имеется возможность ежегодного проведения эколого-географических наблюдений. При наличии оборудования возможна организация измерительных и картографических работ школьниками, доступна обработка метеорологических и фенологических наблюдений, описание природно-территориальных комплексов (ландшафтов).

Изучение темы «Население России» дает возможность использования статистических данных о численности, плотности, составе населения района, области. Характеристика субъекта РФ также включает данные о природных ресурсах, структуре промышленности, сельского хозяйства. Для выявления специфики местного производства и особенностей хозяйствования в процессе изучения краеведения преподавателем разрабатываются задания, направленные на ознакомление с ним.

Примеры заданий:

1. Выявить качественный состав выращиваемых сельскохозяйственных культур. Составить таблицы и диаграммы, показывающие соотношение площадей овощных и зерновых культур, выявить ведущие сельскохозяйственные культуры региона.

2. Выявить структуру животноводства региона. Сравнить объемы разведения КРС, птицы, других видов животных. Проанализировать потребление, установить зависимость преимущественно разводимых сельскохозяйственных животных от различных особенностей региона.

3. Собрать информацию об используемой сельскохозяйственной технике, проанализировать эффективность её использования в рассматриваемом регионе.

4. Выявить ведущие отрасли промышленности, рассмотреть их взаимосвязь с местами добычи сырья, структурой транспортной сети региона.

5. Собрать информацию о национальных парках и заповедниках региона. Выявить особенности рельефа, климата и видового состава на указанной территории.


Внеклассная работа по географии.

Значительный воспитательный потенциал заключается в преподавании географии как дисциплины естественнонаучного и социально-экономического цикла. Однако этот потенциал может быть реализован не только при проведении учебных занятий, но и в процессе внеклассной работы. Географические знания успешно сочетаются со знаниями из многих других областей наук, часть из которых не изучается в школе. Данные об экономической и политической ситуации способствуют формированию целостного мировоззрения учащихся, развивают патриотические чувства. Экологическое воспитание также взаимосвязано с изучением географии, в том числе: глобальных и региональных проблем, данными о природных ресурсах, способах их добычи, экспорта или импорта, размещением отраслей промышленности в связи с добываемыми ресурсами. Проблемы взаимоотношений природы и общества дают возможность проанализировать те или иные виды экономических, политических решений. Не всегда возможно охватить весь спектр вопросов в рамках урока, поэтому внеклассная работа, проводимая учителем, играет большую роль в преподавании географии.




Основными направлениями внеклассной работы являются следующие:

1. Расширение знаний в формате содержания изучаемого раздела географии, актуализация вопросов, вызвавших повышенный интерес учащихся, установление причинно-следственных связей рассматриваемых событий, знакомство с новыми географическими терминами.

2. Совершенствование географических и картографических умений, навыков и компетенций учащихся: дополнительные работы по ориентированию на местности, измерение расстояний, использование компаса, движение по азимуту, проведение глазомерной съемки, составление плана местности с соблюдением масштаба, развитие навыков чтения карт.

3. Проведение исследовательской и проектной работы в процессе проведения экскурсий, походов. Оформление дневников наблюдений, развитие навыков работы с дополнительными источниками географической информации, использование IT-технологий для создания продукта проектной деятельности.

Внеклассная работа тесно взаимосвязана с изучением краеведения и обладает природоохранной направленностью. Совмещение внеклассной работы и изучения краеведческих разделов программы дает возможность познакомиться с уникальными природными объектами, исследовать их особенности, выявить причины возникающих или потенциальных экологических проблем местности или региона, внести посильный вклад в решение выявленных экологических проблем.

Профессиональному самоопределению учащихся способствуют встречи с представителями профессий географического или смежного с ним профилей. Подобные мероприятия дают представление о сфере деятельности того или иного специалиста, формируют представление учащихся о профессии.

Эстетический вклад внеклассной работы в развитие личности наиболее полно реализуется при организации экскурсий, фотовыставок, выставок рисунков, исследовательских проектов, результатов работы в виде мультимедийных презентаций, видеороликов.

Нестандартным способом может быть написание эссе о природе своего края. При этом школьники не только усваивают географические и эколого-географические знания и умения, но и учатся грамотно формулировать собственные мысли, умения выражать в творческой работе красоту и уникальность природы, развивают коммуникационную культуру, повторяют правила русского языка, получают навыки работы с программами, проверяющими текст на антиплагиат.

Это приобретает особую значимость в связи с необходимостью применять личностно-ориентированный подход в обучении и реализовывать деятельностный подход в соответствии с ФГОС.

Внеклассная работа во многом способствует формированию учебной мотивации школьников. Профессиональный стандарт предъявляет важнейшую профессиональную компетенцию педагога: умение мотивировать учащихся к обучению. При изучении географии, при проведении внеклассной работы важно создавать ситуации успеха для учеников, формировать их позитивную мотивацию, а также способствовать самомотивации. Педагог должен показать способствовать мотивационному заряду обучающегося. Ожидание успеха у посещающего образовательное учреждение должно быть использовано и закреплено педагогом, поскольку даже небольшие успехи, отмеченные преподавателем, формируют мотивацию обучающихся и их родителей, повышают эффективность образовательного процесса.

Формы внеклассной работы можно разделить на группы в зависимости от принципа классификации: эпизодические и систематические, направленные на расширение кругозора и на углубление знаний учащихся по отдельным отраслям географии: факультативы, соответствующие секции географического кружка, исследовательские проекты и др.

Одной из самых распространенных форм систематической внеклассной работы является географический кружок. Деятельность участников планируется на учебный год, в рамках кружка возможно ведение проектной деятельности, оптимальна организация экскурсий, коллективная разработка мультимедийных продуктов, подготовка учащихся к конкурсам, конференциям, олимпиадам и другим мероприятиям, связанным с географией. На заседаниях географического кружка заслушиваются тематические сообщения учащихся, доклады и рефераты.

Географическая игра как форма внеклассной работы применима в рамках деятельности географического кружка. Содержание игры может быть разработано как педагогом, так и самими учениками в виде веб-квеста. Веб-квест считается одним из видов проблемного обучения. Он представляет собой одно из новейших средств ИК-технологий, и ориентирован на повышение эффективности процесса обучения. Сведения для деятельности обучающихся в процессе разработки веб-квестов представлена на сайтах в сети Интернет. Но если в методичке имеются действующие ссылки, тогда сам процесс участия в веб-квесте превращается в работу в едином информационном пространстве.

Суть метода в том, что обучающиеся должны собрать необходимые материалы по выбранной проблеме в Интернете. Ссылки на некоторые источники предоставляются преподавателем, часть ссылок учащиеся должны найти самостоятельно. После окончания работы над темой, обучающиеся должны представить результаты в виде собственных веб-страниц, в электронном, печатном или устном виде.

Преимуществами внедрения веб-квеста является то, что для проведения мероприятия не требуется специфических технических знаний. Работать над квестом можно индивидуально, либо в малых группах. При работе в группах повышаются коммуникативные компетенции обучающихся, налаживается процесс обмена информацией, развивается критическое мышление, навыки по сравнению, анализу и классификации информации. Наглядность и мультимедийность обучения также успешно реализуется в процессе работы над веб-квестом. Повышается мотивация студентов, которые с большим желанием используют современные коммуникативные средства, чем учебную литературу.

Традиционно проведение предметных недель. Эффективность методической недели, посвященной географии, повышается, если одновременно проводить презентации и выставки в виде стендовых презентаций, имидж-проектов, экспозиционных площадок. Среди задач предметных недель: апробация новых технологий, новых форм и методов организации уроков, демонстрация профессионального мастерства и трансляция педагогического опыта.

Одной из актуальных форм внеклассной работы по географии является туристическо-экскурсионная работа. Экскурсии могут быть организованы как на базе музеев и культурно-исторических памятников, так и в виде прохождения учащимися туристического маршрута. Целью туризма является оздоровление учащихся, реализация познавательных задач, актуализация знаний о ландшафте, почвах, природно-климатических условиях местности, природных достопримечательностях и уникальных объектах. При организации туристической экскурсии обязательно необходим предварительный инструктаж обучающихся по технике безопасности.

Таким образом, внеклассная работа по географии построена на добровольном принципе, поощряет активность и самостоятельную деятельность школьников, способствует закреплению полученных на учебных занятиях знаний, умений и навыков, формированию компетенций обучающихся. Патриотическое воспитание и формирование экологического мировоззрения – также неотъемлемые части внеклассной работы по географии.


Список источников:


  1. Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/kursy/141.html (дата обращения 24.07.2018)

  2. Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/kursy/167.html (дата обращения 24.07.2018)

  3. Курс повышения квалификации «Скрайбинг и веб-квест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС СПО» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/kursy/219.html (дата обращения 24.07.2018)

  4. Мукаева Л. А., Солтахмадова Л. Т., Гайрабекова М. Т. Внеклассная работа и ее роль в формировании географических знаний в условиях современной школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6872/ (дата обращения: 24.07.2018).

  5. Практикум по методике преподавания географии: учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. В. Душина, Е. А. Таможняя, В. Б. Пятунин и др. — Экзамен Москва, 2008. — С. 222.

  6. Сушкова О.Ю. Методика преподавания географии: Учебно-методическое пособие для вузов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2009. - 34 с.