ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подростковый возраст – один из самых значимых в развитии детей и становлении их личности. Это время стремительных увлечений и быстрой смены настроений, внутренних конфликтов с самим собой и самопознания. Подростку часто приходится сталкиваться с проблемами, решением которых не под силу даже умудренному опытному человеку. Что приводит к возникновению дискомфорта внутреннего психического состояния, порождает досаду, недовольство собой, от которого возникает желание избавится при помощи принятия психотропных веществ или так сказать «плохого» поведения. Способность к разрешению конфликтов приобретается в процессе развития человека. Если ни родители, ни учителя не сформировали у ребенка это умение, то перед лицом неизбежных конфликтов он или проявляет беспомощность , или решает их неумело, в ущерб себе.
Данная программа поможет учащимся прочно усвоить позитивные ценности и убеждения, которые являются важным фактором развития у человека способности к принятию правильных и разумных решений.
Программа призвана закрепить жизненные навыки , это важнейший компонент стратегии профилактики рискованного поведения , каждое занятие нацелено на расширение познаний учащихся в заданной области, воспитание в нем положительных установок и обучению практических навыков. Эти навыки основаны на качествах положительного характера, в том числе и уважения к окружающим, ответственности, надежности, заботливости и чувства гражданского долга.
Программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Актуальность программы «Часы позитивного общения» заключается в актуальности проблем подростков : проблемы общения современных подростков, проблемы одиночества, проблема отношения, которые вытекают в употребления психотропных веществ, суицид, агрессия и т д. Программа помогает формированию позитивных ценностей и становление личности подростка.
Программа имеет социально – педагогическую направленность и занятия детского объединения разработаны с учетом общения между подростками и взрослыми.
Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.
Педагогическая целесообразность Материалы программы, практические занятия призваны создавать условия для формирования личностных ценностей , полноценных межличностных отношений, приобретения жизненных навыков , социального культурного и профессионально самоопределения, творческой самореализации личности.
Ценность данной программы состоит в том, что модульность данного курса отличается от обычных программ гибкостью применения, направленностью на широкую аудиторию - от детей до взрослых.
Цель программы - формирование социально-зрелой и эффективно функционирующей личности.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
обучающих:
Познакомить участников образовательного процесса с психологическими аспектами отношений и взаимодействия между людьми.
Научить понимать чувства и потребности свои и другого, научить выражать это понимание.
развивающих:
Формировать представления о гендерных (поло-ролевых) аспектах взаимоотношений.
Развивать навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях.
воспитательных:
Способствовать развитию самосознания и стремления к самопознанию.
Способствовать формированию представлений о ненасильственном общении.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа ориентирована на обучение детей 15-18 лет с учетом их психофизиологических особенностей и предназначена для учреждения дополнительного образования ,внеклассных занятий со студентами или проведения спецкурса в условиях общеобразовательного учреждения, подросткового клуба, центра внешкольной работы, и т.п.
Срок реализации программы 1 год, количество часов 108.
Форма обучения очная. Обучение проходит на базе образовательного учреждения с основной группой 15 человек.
Режим занятия
1 раз в неделю по 3часа
Формы и методы работ
Проведение занятий по темам программы «Часы позитивного общения» предполагает использование разнообразных методов и форм работы.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
1. Приветствие
2. Обсуждение пройденного материала
3. Информационная часть
4. Практическая часть
5. Рефлексия.
Ожидаемые результаты реализации программы
взаимодействия между людьми.
взаимоотношений.
Развиты навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях.
Обучены умению распознавать чувства и потребности свои и другого, научить выражать это понимание.
Смотивированы к самосознанию и к самопознанию..
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОП «Часы позитивного общения»
№ п/п | Наименование модуля | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Виды общения | 36 | 12 | 24 |
2 | Мой внутренний мир | 36 | 13 | 23 |
3. | Мы мирные люди | 36 | 10 | 26 |
| ИТОГО | 108 | 35 | 73 |
1.Модуль Модуль 1. «Виды общения».
Информационная часть. Знакомство с целями и задачами всего курса «Часы позитивного общения» и отдельных модулей. Значение понятия «общения», структура и средства общения. Коммуникация: невербальная и вербальная ( мимика, жесты, голос, речь). Наиболее распространенные барьеры общения, стериотипизация ; психологические феномены, препятствующие эффективному общению. Понятие «эффективное общение», активное и
пассивное слушание, процесс слушания, правила эмпатического слушания, «Я-высказывание» . Неконструктивное общения: манипулирование, что заставляет людей использовать манипуляций, способы противостояния манипуляциям. Механизмы восприятия.
Практическая часть. Самопознание и самоанализ посредством опросников и коммуникативных тестов, дискуссия на тему «Взаимопонимание», «Трудности общения».
Упражнения и игры на развитие коммуникативных навыков (слушание, понимание собеседника, вступление в контакт, поддержание беседы и др.).
В результате подростки будут:
иметь представления
о каналах и средствах общения
о психологических барьерах и трудностях общения
о способах преодоления барьеров общения
понимать
владеть
Учебно – тематический план модуля «Виды общения»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Виды общения. | 3 | 1 | 3 | Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование |
| Правила общения. | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, беседа |
| Искусство диалога. | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, упражнения |
| Стиль, типы речи. | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, Упражнения игры |
| Способность высказать собственное мнение, оценить себя и других. | 9 | 3 | 6 | Наблюдение, практические упражнения тренинги |
| Этикет взаимоотношений. | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, беседа упражнения |
| Подведение итогов. Тестирование. | 3 | 1 | 2 | Тестирование , беседа |
| ИТОГО: | 36 | 12 | 24 | |
Модуль 2. «Мой внутренний мир».
Информационная часть. Понятие «гендер», особенности поведения мальчиков и девочек. Понятие «эмоциональное отношение», что такое симпатия, дружба, любовь.
Механизмы межличностного восприятия, самовосприятие. Техника безопасности непринужденной беседы.
Практическая часть. Самоанализ посредством опросников и тестов: «Какой ты друг?», «Отношение к любви» и др. Тренинговое занятие «Мое тело: осознание и принятие своего физического «Я». Дискуссии на тему «Непринужденная беседа», «Разрыв отношений». Упражнения и игры, развивающие умения поддерживать беседу с противоположным полом.
В результате обучения ученики будут:
иметь представления о
различиях в восприятии и поведения мальчиков и девочек
психологических аспектах дружеских отношений, симпатии, любви и влюбленности
культуре расставания
понимать
собственное эмоционально-оценочного отношения к своему внешнему виду, своему телу
владеть
Учебно-тематический план модуля «Мой внутренний мир»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Семь компонентов здоровья | 3 | 1 | 3 | Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование |
| Мое тело: осознание и принятие своего физического. «Я» | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, упражнения |
| «Девочки и мальчики» : раскрытие специфики полоролевых различий в восприятии и поведении. | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, Упражнения игры |
| Эмоциональные отношения между людьми: симпатия, дружба, любовь. | 9 | 3 | 6 | Наблюдение, практические упражнения тренинги |
| Приятно познакомиться: особенности непринужденной беседы. | 6 | 2 | 4 | Тренинговое упражнение |
| Разрыв отношений, или как правильно расставаться. | 3 | 1 | 2 | Тестирование , беседа |
| ИТОГО: | 36 | 12 | 24 | |
Модуль 3. «Мы мирные люди»
Информационная часть. Знакомство с понятием «конфликт».
Составляющие конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации, классификация стилей поведения по К. Томасу. Взаимодействие в конфликте, снятие эмоционального напряжения. Правила
безконфликтного общения. Понятие «восстановительная медиация», посредничество в решении конфликтов, принципы восстановительной медиации, этапы ведения переговоров.
Практическая часть. Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях,
определение локус контроля и эмоциональной устойчивости. Упражнения и игры,
направленных на анализ составляющих конфликта, осознание собственного эмоционального
поля восприятия конфликта; упражнения направленные на анализ эмоций и чувств,
возникающих в эмоционально напряженных ситуациях, демонстрация возможностей
разрешения ситуации разными способами. Ролевая игра, беседа на тему «Трудности конфликтной ситуации»; упражнения направленные на эмоциональную разгрузку; приемы и техники снижения эмоционального и физического напряжения.
В результате обучения ученики будут:
иметь представления о
природе конфликтов
стратегиях поведения в конфликтных ситуациях
правилах поведения в эмоционально напряженной ситуации
что такое посредничество медиация (посредничество)
понимать
положительные и отрицательные стороны конфликта
свою стратегию поведения в конфликте
принципы восстановительной медиации
эмоциональное состояние в конфликтной ситуации свое и оппонента
уметь
владеть
способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Учебно-тематический план модуля «Мы мирные люди»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | «Мы» и «Они»: природа конфликтов. | 3 | 1 | 3 | наблюдение, анкетирование |
2 | «Если зреет конфликт»: анализ и разрешение конфликтных ситуаций | 3 | 1 | 2 | Беседа Просмотр фильма «все умрут а я останусь |
3 | Издевательства и буллинг в среде сверстников. Как защититься от издевательств и противостоять насилию? | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, Упражнения игры |
4 | Уверенное поведение: понимание себя. Правила уверенного поведения.. | 9 | 3 | 6 | Наблюдение, практические упражнения тренинги |
5 | Освоение алгоритма ненасильственного общения: «язык жирафа» | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, беседа упражнения |
6 | Мотивы «плохого»поведения: определение, виды и причины. | 3 | 1 | 2 | Тестирование , беседа |
7 | Помогаем решать конфликты: восстановительная медиация, или посредничество в решении конфликтных ситуаций. | | | | Практические трениги упражнения |
| ИТОГО: | 36 | 12 | 24 | |
МНТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы и приемы образовательной деятельности:
В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.
При оценке результатов обучения целесообразно использовать опросный метод.
По окончании курса предлагается выполнить творческую работу (эссе, рефлексивное сочинение, творческое исследование по одной из тем модуля) по выбору учащихся.
- Информационно-практические: уроки-лекции, уроки-беседы, дискуссии, семинары-практикумы;
- Интерактивные: практические и тренинговые занятия, ролевые игры;
- Обучение через опыт и сотрудничество;
- Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания;
- Ведение предметной тетради, личного дневника, словаря терминов;
- Анализ статей научно-популярной литературы;
- Систематическое повторение ранее изученного материала;
- Проверка и самопроверка знаний;
Основное значение в программе уделяется формам работы, позволяющим подросткам проявлять собственную активность, наиболее полно реализовывать свои умения и знания.
Упражнения на взаимодействие в группах, построенные на моделях жизненных ситуаций общения.
Игры (познавательные, ролевые, игры на сплочение коллектива;
Тренинговые занятия, направленные на приобретение знаний, умений, навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения.
Диагностика, позволяющая быстро оценить свое состояние, свои способности, возможности успешной работы в группе.
ЛИТЕРАТУРА
Алан Фромм, Томас Гордон. Популярная педагогика. - Екатеринбург: Из-во АРД ЛТД,1997. - 608 с.
АзаровЮ.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.
БаеваИ.А. Тренинг психологической безопасности в школе. - СПб.: Речь, 2002. - 251с.
Байярд Роб. Т., Байярб Дж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М.: Академ. Проект, 2006. - 208с.
Василькова Ю.В. Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг половой идентичности для подростков. - СПб.: Речь, 2010 - 126 с.
Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. /текст: Усачева А. - М.:
АНГСТРЕМ, 1993. - 60 с.
7. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. - СПб.: Речь, 2010. - 141 с.
8. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учим по-разному, любим по-разному. - Самара:
≪Учеб. литер-ра≫, 2005. - 160 с.
9 Имею право. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей/ авторы - составители
Мирошкина М.Р. и др. - М., 1999. - 72 с.
10. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД,
1998. - 144 с.
11. Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,
12..Хухлаева О.В. и др. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений
психологического здоровья.- М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 224 с.
Кино и видео материалы
1. Х/ф «Вам и не снилось» Драма. СССР, 1980 г. Режиссер: И. Фрез
2. Х/Ф «Мост в терабитию». Фэнтези. США, 2007 г. Режиссер: Г. Ксуно
3. К/Ф «Все умрут, а я останусь» Драма. Россия, 2009 г. Режиссер: В. Гай
Германика
4. Х/ф»Крыша». Драма. Россия, 2009 г. Режиссер: Б. Грачевский
5. Х/ф «Республика Шкид» СССР, 1966 г., Режиссер: Г. Полока
Цифровые образовательные ресурсы
www.nebej.ru
Электронная библиотека
www.litru.ru
Журнал ≪PSYCHOLOGIES≫
www.psychologies.ru
Блог школьного психолога
http://schoolpsycholog.blogspot.com
Открытый класс для психологов
http://www.openclass.ru
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection. edu.ru
Интеллектуальная поисковая система
www.nigma.ru
Журнал ≪Здоровье школьника≫
www. za-partoi.ru
≪СоцОбраз≫ - сетевое социально-педагогическое сообщество,
wiki.iot.ru , www.vsetesti.ruПоловое воспитание подростковwww.polvosp.ru