СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Часы позитивного общения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Часы позитивного общения»







  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Подростковый возраст – один из самых значимых в развитии детей и становлении их личности. Это время стремительных увлечений и быстрой смены настроений, внутренних конфликтов с самим собой и самопознания. Подростку часто приходится сталкиваться с проблемами, решением которых не под силу даже умудренному опытному человеку. Что приводит к возникновению дискомфорта внутреннего психического состояния, порождает досаду, недовольство собой, от которого возникает желание избавится при помощи принятия психотропных веществ или так сказать «плохого» поведения. Способность к разрешению конфликтов приобретается в процессе развития человека. Если ни родители, ни учителя не сформировали у ребенка это умение, то перед лицом неизбежных конфликтов он или проявляет беспомощность , или решает их неумело, в ущерб себе.

Данная программа поможет учащимся прочно усвоить позитивные ценности и убеждения, которые являются важным фактором развития у человека способности к принятию правильных и разумных решений.

Программа призвана закрепить жизненные навыки , это важнейший компонент стратегии профилактики рискованного поведения , каждое занятие нацелено на расширение познаний учащихся в заданной области, воспитание в нем положительных установок и обучению практических навыков. Эти навыки основаны на качествах положительного характера, в том числе и уважения к окружающим, ответственности, надежности, заботливости и чувства гражданского долга.

Программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Актуальность программы «Часы позитивного общения» заключается в актуальности проблем подростков : проблемы общения современных подростков, проблемы одиночества, проблема отношения, которые вытекают в употребления психотропных веществ, суицид, агрессия и т д. Программа помогает формированию позитивных ценностей и становление личности подростка.

Программа имеет социально – педагогическую направленность и занятия детского объединения разработаны с учетом общения между подростками и взрослыми.


Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.


Педагогическая целесообразность Материалы программы, практические занятия призваны создавать условия для формирования личностных ценностей , полноценных межличностных отношений, приобретения жизненных навыков , социального культурного и профессионально самоопределения, творческой самореализации личности.

Ценность данной программы состоит в том, что модульность данного курса отличается от обычных программ гибкостью применения, направленностью на широкую аудиторию - от детей до взрослых.

Цель программы - формирование социально-зрелой и эффективно функционирующей личности.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

обучающих:

  • Познакомить участников образовательного процесса с психологическими аспектами отношений и взаимодействия между людьми.

  • Научить понимать чувства и потребности свои и другого, научить выражать это понимание.

развивающих:

  • Формировать представления о гендерных (поло-ролевых) аспектах взаимоотношений.

  • Развивать навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях.

воспитательных:

  • Способствовать развитию самосознания и стремления к самопознанию.

  • Способствовать формированию представлений о ненасильственном общении.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа ориентирована на обучение детей 15-18 лет с учетом их психофизиологических особенностей и предназначена для учреждения дополнительного образования ,внеклассных занятий со студентами или проведения спецкурса в условиях общеобразовательного учреждения, подросткового клуба, центра внешкольной работы, и т.п.


Срок реализации программы 1 год, количество часов 108.


Форма обучения очная. Обучение проходит на базе образовательного учреждения с основной группой 15 человек.


Режим занятия

1 раз в неделю по 3часа

Формы и методы работ

Проведение занятий по темам программы «Часы позитивного общения» предполагает использование разнообразных методов и форм работы.


Каждое занятие имеет следующую структуру:

1. Приветствие

2. Обсуждение пройденного материала

3. Информационная часть

4. Практическая часть

5. Рефлексия.



Ожидаемые результаты реализации программы

  • Участники ознакомлены с психологическими аспектами отношений и

взаимодействия между людьми.

  • Сформировано представление о гендерных (поло-ролевых) аспектах

взаимоотношений.

  • Развиты навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях.

  • Обучены умению распознавать чувства и потребности свои и другого, научить выражать это понимание.

  • Смотивированы к самосознанию и к самопознанию..


УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОП «Часы позитивного общения»

п/п

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Виды общения

36

12

24

2

Мой внутренний мир

36

13

23

3.

Мы мирные люди

36

10

26


ИТОГО

108

35

73


1.Модуль Модуль 1. «Виды общения».

Информационная часть. Знакомство с целями и задачами всего курса «Часы позитивного общения» и отдельных модулей. Значение понятия «общения», структура и средства общения. Коммуникация: невербальная и вербальная ( мимика, жесты, голос, речь). Наиболее распространенные барьеры общения, стериотипизация ; психологические феномены, препятствующие эффективному общению. Понятие «эффективное общение», активное и

пассивное слушание, процесс слушания, правила эмпатического слушания, «Я-высказывание» . Неконструктивное общения: манипулирование, что заставляет людей использовать манипуляций, способы противостояния манипуляциям. Механизмы восприятия.

Практическая часть. Самопознание и самоанализ посредством опросников и коммуникативных тестов, дискуссия на тему «Взаимопонимание», «Трудности общения».

Упражнения и игры на развитие коммуникативных навыков (слушание, понимание собеседника, вступление в контакт, поддержание беседы и др.).

В результате подростки будут:

иметь представления

  • о каналах и средствах общения

  • о психологических барьерах и трудностях общения

  • о способах преодоления барьеров общения

понимать

  • собственные ограничения и трудности в общении со сверстниками и взрослыми

владеть

  • навыками слушания и понимания собеседника.


Учебно – тематический план модуля «Виды общения»


№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Виды общения.


3

1

3

Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование

Правила общения.


3

1

2

Наблюдение, беседа

Искусство диалога.


6

2

4

Наблюдение, упражнения

Стиль, типы речи.


6

2

4

Наблюдение,

Упражнения

игры

Способность высказать собственное мнение, оценить себя и других.

9

3

6

Наблюдение, практические упражнения тренинги

Этикет взаимоотношений.


6

2

4

Наблюдение, беседа упражнения

Подведение итогов. Тестирование.


3

1

2

Тестирование , беседа


ИТОГО:

36

12

24



Модуль 2. «Мой внутренний мир».

Информационная часть. Понятие «гендер», особенности поведения мальчиков и девочек. Понятие «эмоциональное отношение», что такое симпатия, дружба, любовь.

Механизмы межличностного восприятия, самовосприятие. Техника безопасности непринужденной беседы.

Практическая часть. Самоанализ посредством опросников и тестов: «Какой ты друг?», «Отношение к любви» и др. Тренинговое занятие «Мое тело: осознание и принятие своего физического «Я». Дискуссии на тему «Непринужденная беседа», «Разрыв отношений». Упражнения и игры, развивающие умения поддерживать беседу с противоположным полом.

В результате обучения ученики будут:

иметь представления о

  • различиях в восприятии и поведения мальчиков и девочек

  • психологических аспектах дружеских отношений, симпатии, любви и влюбленности

  • культуре расставания

понимать

  • собственное эмоционально-оценочного отношения к своему внешнему виду, своему телу

владеть

  • навыками ведения непринужденной беседы


Учебно-тематический план модуля «Мой внутренний мир»


№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Семь компонентов здоровья

3

1

3

Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование

Мое тело: осознание и принятие своего физического. «Я»

6

2

4

Наблюдение, упражнения

«Девочки и мальчики» : раскрытие специфики полоролевых различий в восприятии и поведении.

6

2

4

Наблюдение,

Упражнения

игры

Эмоциональные отношения между людьми: симпатия, дружба, любовь.

9

3

6

Наблюдение, практические упражнения тренинги

Приятно познакомиться: особенности непринужденной

беседы.

6

2

4

Тренинговое упражнение

Разрыв отношений, или как правильно расставаться.


3

1

2

Тестирование , беседа


ИТОГО:

36

12

24




Модуль 3. «Мы мирные люди»

Информационная часть. Знакомство с понятием «конфликт».

Составляющие конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации, классификация стилей поведения по К. Томасу. Взаимодействие в конфликте, снятие эмоционального напряжения. Правила

безконфликтного общения. Понятие «восстановительная медиация», посредничество в решении конфликтов, принципы восстановительной медиации, этапы ведения переговоров.

Практическая часть. Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях,

определение локус контроля и эмоциональной устойчивости. Упражнения и игры,

направленных на анализ составляющих конфликта, осознание собственного эмоционального

поля восприятия конфликта; упражнения направленные на анализ эмоций и чувств,

возникающих в эмоционально напряженных ситуациях, демонстрация возможностей

разрешения ситуации разными способами. Ролевая игра, беседа на тему «Трудности конфликтной ситуации»; упражнения направленные на эмоциональную разгрузку; приемы и техники снижения эмоционального и физического напряжения.

В результате обучения ученики будут:

иметь представления о

  • природе конфликтов

  • стратегиях поведения в конфликтных ситуациях

  • правилах поведения в эмоционально напряженной ситуации

  • что такое посредничество медиация (посредничество)

понимать

  • положительные и отрицательные стороны конфликта

  • свою стратегию поведения в конфликте

  • принципы восстановительной медиации

  • эмоциональное состояние в конфликтной ситуации свое и оппонента

уметь

  • анализировать свои чувства в ситуации конфликта

владеть

способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях.


Учебно-тематический план модуля «Мы мирные люди»

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

«Мы» и «Они»: природа конфликтов.

3

1

3

наблюдение, анкетирование

2

«Если зреет конфликт»: анализ и разрешение конфликтных ситуаций

3

1

2

Беседа

Просмотр фильма «все умрут а я останусь

3

Издевательства и буллинг в среде сверстников. Как

защититься от издевательств и противостоять

насилию?

6

2

4

Наблюдение,

Упражнения

игры

4

Уверенное поведение: понимание себя. Правила уверенного поведения..

9

3

6

Наблюдение, практические упражнения тренинги

5

Освоение алгоритма ненасильственного общения: «язык жирафа»

6

2

4

Наблюдение, беседа упражнения

6

Мотивы «плохого»поведения: определение, виды и

причины.

3

1

2

Тестирование , беседа

7

Помогаем решать конфликты: восстановительная

медиация, или посредничество в решении

конфликтных ситуаций.




Практические трениги упражнения


ИТОГО:

36

12

24


МНТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методы и приемы образовательной деятельности:

В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.

При оценке результатов обучения целесообразно использовать опросный метод.

По окончании курса предлагается выполнить творческую работу (эссе, рефлексивное сочинение, творческое исследование по одной из тем модуля) по выбору учащихся.

- Информационно-практические: уроки-лекции, уроки-беседы, дискуссии, семинары-практикумы;

- Интерактивные: практические и тренинговые занятия, ролевые игры;

- Обучение через опыт и сотрудничество;

- Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания;

- Ведение предметной тетради, личного дневника, словаря терминов;

- Анализ статей научно-популярной литературы;

- Систематическое повторение ранее изученного материала;

- Проверка и самопроверка знаний;


Основное значение в программе уделяется формам работы, позволяющим подросткам проявлять собственную активность, наиболее полно реализовывать свои умения и знания.

  • Упражнения на взаимодействие в группах, построенные на моделях жизненных ситуаций общения.

  • Игры (познавательные, ролевые, игры на сплочение коллектива;

  • Тренинговые занятия, направленные на приобретение знаний, умений, навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения.

  • Диагностика, позволяющая быстро оценить свое состояние, свои способности, возможности успешной работы в группе.




ЛИТЕРАТУРА

  1. Алан Фромм, Томас Гордон. Популярная педагогика. - Екатеринбург: Из-во АРД ЛТД,1997. - 608 с.

  2. АзаровЮ.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

  3. БаеваИ.А. Тренинг психологической безопасности в школе. - СПб.: Речь, 2002. - 251с.

  4. Байярд Роб. Т., Байярб Дж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М.: Академ. Проект, 2006. - 208с.

  5. Василькова Ю.В. Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг половой идентичности для подростков. - СПб.: Речь, 2010 - 126 с.

  6. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. /текст: Усачева А. - М.:

АНГСТРЕМ, 1993. - 60 с.

7. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. - СПб.: Речь, 2010. - 141 с.

8. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учим по-разному, любим по-разному. - Самара:

≪Учеб. литер-ра≫, 2005. - 160 с.

9 Имею право. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей/ авторы - составители

Мирошкина М.Р. и др. - М., 1999. - 72 с.

10. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД,

1998. - 144 с.

11. Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,

12..Хухлаева О.В. и др. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений

психологического здоровья.- М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 224 с.



Кино и видео материалы

1. Х/ф «Вам и не снилось» Драма. СССР, 1980 г. Режиссер: И. Фрез

2. Х/Ф «Мост в терабитию». Фэнтези. США, 2007 г. Режиссер: Г. Ксуно

3. К/Ф «Все умрут, а я останусь» Драма. Россия, 2009 г. Режиссер: В. Гай

Германика

4. Х/ф»Крыша». Драма. Россия, 2009 г. Режиссер: Б. Грачевский

5. Х/ф «Республика Шкид» СССР, 1966 г., Режиссер: Г. Полока


Цифровые образовательные ресурсы

www.nebej.ru

Электронная библиотека

www.litru.ru

Журнал ≪PSYCHOLOGIES≫

www.psychologies.ru

Блог школьного психолога

http://schoolpsycholog.blogspot.com

Открытый класс для психологов

http://www.openclass.ru

Единая коллекция ЦОР

http://school-collection. edu.ru

Интеллектуальная поисковая система

www.nigma.ru

Журнал ≪Здоровье школьника≫

www. za-partoi.ru

≪СоцОбраз≫ - сетевое социально-педагогическое сообщество,

wiki.iot.ru , www.vsetesti.ruПоловое воспитание подростковwww.polvosp.ru