СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек - биосоциальное существо

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к 1 уроку биологии в 9 классе (по линейной системе) или в 8 классе (по концентрической системе)

Просмотр содержимого документа
«Человек - биосоциальное существо»

БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

  Биологический вид  Человек разумный  (Homo sapiens)  представляет собой уникальную жизненную форму,  соединяющую в себе биологическую и социальную  сущности.   Появление человека является  результатом развития жизни в  одной из ее эволюционных  ветвей - царстве животных.  ​

  Биологический вид  Человек разумный 

(Homo sapiens)  представляет собой уникальную жизненную форму, 

соединяющую в себе биологическую и социальную 

сущности.  

Появление человека является 

результатом развития жизни в 

одной из ее эволюционных 

ветвей - царстве животных.  ​

Социальное в человеке Биологическое в человеке Анатомия и физиология человека Мышление Потребность в еде, сне, движении Членораздельная речь Способность к сознательной целенаправленной деятельности Инстинкты  Условие, предпосылка существования человека Сущность человека

Социальное в

человеке

Биологическое в человеке

Анатомия и физиология человека

Мышление

Потребность в еде, сне, движении

Членораздельная речь

Способность к сознательной целенаправленной деятельности

Инстинкты

Условие, предпосылка существования человека

Сущность человека

ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Жизнь на Земле Жизнь появилась на Земле 3 500 000 000 (3,5 миллиарда) лет назад. В ходе эволюции на нашей планете сформировался уникальный растительный и животный мир. Он существовал ≈ 3 499 000 000 лет. Затем появился человек – 1 000 000 лет назад.

ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Жизнь на Земле

Жизнь появилась на Земле 3 500 000 000 (3,5 миллиарда) лет назад.

В ходе эволюции на нашей планете сформировался уникальный растительный и животный мир. Он существовал ≈ 3 499 000 000 лет.

Затем появился человек – 1 000 000 лет назад.

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ ​ Животные Царство Тип Хордовые Позвоночные Подтип Млекопитающие Класс Приматы Отряд Человекообразные Семейство Человек Род Человек разумный Вид

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Животные

Царство

Тип

Хордовые

Позвоночные

Подтип

Млекопитающие

Класс

Приматы

Отряд

Человекообразные

Семейство

Человек

Род

Человек разумный

Вид

ОСОБЕННОСТИ ВИДА – ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ ​ Мозговой отдел черепа больше лицевого Клыки примерно равны резцам Развит подбородочный выступ Эти изменения обусловлены развитием мозга и речи. 

ОСОБЕННОСТИ ВИДА – ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ

Мозговой отдел черепа больше лицевого

Клыки примерно равны резцам

Развит подбородочный выступ

Эти изменения обусловлены развитием мозга и речи. 

Прикрепление черепа к позвоночнику почти совпадает с центром тяжести головы Грудная клетка уплощена Кости ладони подвижны, большой палец противопоставлен остальным Кости таза и нижних конечностей массивны Эти изменения обусловлены прямохождением и развитием трудовой деятельности. Пальцы стопы укорочены, большой палец не противопоставлен остальным Стопа образует свод

Прикрепление черепа к позвоночнику почти совпадает с центром тяжести головы

Грудная клетка уплощена

Кости ладони подвижны, большой палец противопоставлен остальным

Кости таза и нижних конечностей массивны

Эти изменения обусловлены прямохождением и развитием трудовой деятельности.

Пальцы стопы укорочены, большой палец не противопоставлен остальным

Стопа образует свод

УСЛОВИЯ  ЖИЗНИ  ЛЮДЕЙ Естественная среда Искусственная среда Окружающая среда (природа): Среда, созданная человеком: Горы, реки, озера, моря, океаны, леса, пустыни, растительный и животный мир и т.д. Сельскохозяйственные угодья, сады, парки, города, транспорт, одежда, средства связи, технологии получения продуктов и изделий, и т.д.

УСЛОВИЯ  ЖИЗНИ  ЛЮДЕЙ

Естественная среда

Искусственная среда

Окружающая среда (природа):

Среда, созданная человеком:

Горы, реки, озера, моря, океаны, леса, пустыни, растительный и животный мир и т.д.

Сельскохозяйственные угодья, сады, парки, города, транспорт, одежда, средства связи, технологии получения продуктов и изделий, и т.д.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И  ВОЗНИКАЮЩИЕ  ПРОБЛЕМЫ  Использование новых источников энергии  Загрязнение атмосферы в результате сжигания топлива Развитие транспорта  Загрязнение окружающей среды  Гиподинамия – недостаток двигательной активности Производство продуктов питания и промышленных товаров  Бытовые и промышленные отходы Дешевые пищевые добавки, удобрения, ядохимикаты и консерванты подрывают здоровье Пристрастие к спиртным напиткам, табаку и наркотикам Радио, телевидение, телеграф, телефон, интернет  Нарушение психики  Физическое загрязнение среды (шум, радиоволны, электромагнитное излучение)

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И  ВОЗНИКАЮЩИЕ  ПРОБЛЕМЫ

Использование новых источников энергии

  • Загрязнение атмосферы в результате сжигания топлива

Развитие транспорта

  • Загрязнение окружающей среды
  • Гиподинамия – недостаток двигательной активности

Производство продуктов питания и промышленных товаров

  • Бытовые и промышленные отходы
  • Дешевые пищевые добавки, удобрения, ядохимикаты и консерванты подрывают здоровье
  • Пристрастие к спиртным напиткам, табаку и наркотикам

Радио, телевидение, телеграф, телефон, интернет

  • Нарушение психики
  • Физическое загрязнение среды (шум, радиоволны, электромагнитное излучение)
Биологическая природа Социальная природа Медицина Генетическая программа Традиции общества Человек Погода, климат, стихийные бедствия Воспитание Пища Обучение Способность матери защитить, выкормить Материальные блага семьи Болезни, паразиты, хищники Уровень развития государства

Биологическая природа

Социальная природа

Медицина

Генетическая программа

Традиции общества

Человек

Погода, климат, стихийные бедствия

Воспитание

Пища

Обучение

Способность матери защитить, выкормить

Материальные блага семьи

Болезни, паразиты, хищники

Уровень развития государства

Подведем итог : Экологические Медицинские Социальные   Становление биологических особенностей вида Человек разумный  Укрепление социальных связей Проблемы Естественный отбор Речь Мышление Трудовая деятельность  Для решения проблем необходимо:  Необходимые условия для жизни современного человека  Блага Знать строение и функционирование организма человека; Условия сохранения здоровья; Особенности высшей нервной деятельности; Взаимодействие человека с окружающей средой; Закономерности развития общества.  Создание искусственной среды Одежда Жилье Медицина Промышленные товары

Подведем итог :

  • Экологические
  • Медицинские
  • Социальные

  • Становление биологических особенностей вида Человек разумный

Укрепление социальных связей

Проблемы

Естественный отбор

  • Речь
  • Мышление
  • Трудовая деятельность

Для решения проблем необходимо:

  • Необходимые условия для жизни современного человека

Блага

  • Знать строение и функционирование организма человека;
  • Условия сохранения здоровья;
  • Особенности высшей нервной деятельности;
  • Взаимодействие человека с окружающей средой;
  • Закономерности развития общества.

Создание искусственной среды

  • Одежда
  • Жилье
  • Медицина
  • Промышленные товары

Науки об организме человека

Науки об организме человека

Анато́мия челове́ка (от греч. anatome - рассечение, расчленение) — раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма 

Анато́мия челове́ка (от греч. anatome - рассечение, расчленение) — раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма 

Методы анатомии: наблюдение,  осмотр тела,  вскрытие, наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия),  изучение внутреннего строения (микроскопическая анатомия)

Методы анатомии:

  • наблюдение, 
  • осмотр тела, 
  • вскрытие,
  • наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), 
  • изучение внутреннего строения (микроскопическая анатомия)
Физиология (от греч. phýsis – природа и ...логия) животных и человека, наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций. Физиология изучает также закономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой, их поведение в различных условиях. 

Физиология (от греч. phýsis – природа и ...логия) животных и человека, наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций. Физиология изучает также закономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой, их поведение в различных условиях. 

Методы исследования в физиологии: Метод наблюдения;   Метод эксперимента: острый (вивисекция) и хронический;  Пересадка различных органов. Подсадка и удаление органов или различных участков мозга (экстирпация);   Биохимические методы;   Введение меченых атомов и последующее наблюдение на позитронно-эмиссионном томографе (ПЭТ).  

Методы исследования в физиологии:

  • Метод наблюдения;  
  • Метод эксперимента: острый (вивисекция) и хронический; 
  • Пересадка различных органов. Подсадка и удаление органов или различных участков мозга (экстирпация);  
  • Биохимические методы;  
  • Введение меченых атомов и последующее наблюдение на позитронно-эмиссионном томографе (ПЭТ).  
Гигиена - медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда населения. 

Гигиена - медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда населения. 

Методы исследования: Клинические; Физиологические; Лабораторные.

Методы исследования:

  • Клинические;
  • Физиологические;
  • Лабораторные.
Из истории развития  анатомии,  физиологии и медицины

Из истории развития

анатомии,

физиологии

и медицины

Гиппократ (460-377 г. до н.э.) древнегреческий врач сформулировал  учение о четырех типах телосложения  и темперамента

Гиппократ

(460-377 г. до н.э.)

древнегреческий

врач

сформулировал

учение

о четырех

типах телосложения

и темперамента

Аристотель (384-322 г. до н.э.) древнегреческий  философ ввел название «аорта », заложил основы описательной и сравнительной анатомии

Аристотель

(384-322 г. до н.э.)

древнегреческий

философ

ввел название «аорта »,

заложил

основы описательной

и сравнительной анатомии

Клавдий Гален (130-200 г.) римский врач впервые начал изучать  функции органов, подробно описал нервную систему человека

Клавдий

Гален

(130-200 г.)

римский врач

впервые

начал изучать

функции органов,

подробно описал

нервную систему человека

Авиценна Абу Али Ибн-Сина (980-1037 г.) среднеазиатский  ученый,  врач, математик, поет.

Авиценна

Абу Али

Ибн-Сина

(980-1037 г.)

среднеазиатский

ученый,

врач, математик,

поет.

Теофраст Парацельс ( 1493- 1541 ) врач эпохи  возрождения впервые стал применять в лечении простые лекарственные средства

Теофраст

Парацельс

( 1493- 1541 )

врач эпохи

возрождения

впервые стал применять

в лечении

простые

лекарственные средства

Андреас Везалий (1516-1590 ) итальянский врач детально описал скелет человека и исправил ошибки Галена

Андреас

Везалий

(1516-1590 )

итальянский

врач

детально описал

скелет человека

и исправил ошибки Галена

Амбруаз Паре (1514-1564) французский  врач основоположник современной хирургии

Амбруаз

Паре

(1514-1564)

французский

врач

основоположник

современной хирургии

Уильям Гарвей ( 1576-1657 г.) английский  врач доказал, что кровь в организме движется по замкнутому кругу, и что центральной точкой кровообращения является сердце

Уильям

Гарвей

( 1576-1657 г.)

английский

врач

доказал,

что кровь в организме

движется по замкнутому кругу,

и что центральной точкой

кровообращения

является сердце

Луиджи Гальвани (1737-1798 г.) итальянский физик, анатом и физиолог выявил наличие электрических явлений в тканях животных организмов

Луиджи

Гальвани

(1737-1798 г.)

итальянский

физик,

анатом

и физиолог

выявил наличие

электрических явлений

в тканях животных организмов

Эдуард Дженнер ( 1742-1823 г.) английский  врач положил начало методу прививок (оспопрививание)

Эдуард

Дженнер

( 1742-1823 г.)

английский

врач

положил начало

методу прививок

(оспопрививание)

Уильям  Мортон ( 1819-1868 г.) американский врач-дантист впервые использовал  для обезболивания и наркоза пары эфира

Уильям

Мортон

( 1819-1868 г.)

американский

врач-дантист

впервые использовал

для обезболивания

и наркоза пары эфира

Луи  Пастер ( 1822- 1895 г.) великий французский химик основоположник науки  микробиология

Луи

Пастер

( 1822- 1895 г.)

великий

французский

химик

основоположник

науки

микробиология

Пауль Эрлих ( 1854-1915 г.) немецкий  бактериолог и химиотерапевт занимался изучением иммунитета  у животных и человека

Пауль Эрлих

( 1854-1915 г.)

немецкий

бактериолог

и химиотерапевт

занимался

изучением иммунитета

у животных и человека

Карл Ландштейнер ( 1868-1943 г.) австралийский  иммунолог открыл (1901, наряду с Я. Янским) группы крови у человека, обнаружил (1927, совместно с П.Левиным)  в человеческих эритроцитах  антигены

Карл

Ландштейнер

( 1868-1943 г.)

австралийский

иммунолог

открыл

(1901, наряду с Я. Янским)

группы крови у человека,

обнаружил

(1927, совместно с П.Левиным)

в человеческих эритроцитах

антигены

Александр Флеминг ( 1881-1955 ) английский микробиолог  и биохимик открыл и изучил лизоцим – антибиотическое вещество, содержащееся в организме человека и животных, открыл пенициллин, антибиотическое вещество выделяемое грибом Penicillium

Александр

Флеминг

( 1881-1955 )

английский

микробиолог

и биохимик

открыл и изучил

лизоцим –

антибиотическое вещество,

содержащееся в организме

человека и животных,

открыл пенициллин,

антибиотическое вещество

выделяемое грибом Penicillium

Из истории отечественной медицины и биологии

Из истории отечественной медицины и биологии

Пирогов Николай  Иванович ( 1810-1881) русский ученый  и хирург основоположник экспериментальной анатомии и военно-полевой хирургии

Пирогов

Николай

Иванович

( 1810-1881)

русский ученый

и хирург

основоположник

экспериментальной анатомии

и военно-полевой хирургии

Сеченов Иван Михайлович ( 1829-1905) врач и ученый, основоположник русской школы  физиологов

Сеченов

Иван

Михайлович

( 1829-1905)

врач и ученый,

основоположник

русской школы

физиологов

Мечников Илья Ильич (1845-1916) русский врач  и ученый автор фагоцитарной теории иммунитета

Мечников

Илья

Ильич

(1845-1916)

русский врач

и ученый

автор

фагоцитарной теории

иммунитета

Павлов Иван Петрович (1849-1936) выдающийся  русский ученый автор учения об условных рефлексах

Павлов

Иван

Петрович

(1849-1936)

выдающийся

русский ученый

автор учения

об условных рефлексах

Боткин Сергей Петрович (1832-1889) русский врач-терапевт создал учение, согласно которому  организм человека представляет единое целое,  а ведущую роль играет нервная система

Боткин

Сергей

Петрович

(1832-1889)

русский

врач-терапевт

создал учение,

согласно которому

организм человека

представляет единое целое,

а ведущую роль

играет нервная система

Лесгафт Петр  Францевич (1837-1909) русский анатом, педагог и врач основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре

Лесгафт

Петр

Францевич

(1837-1909)

русский анатом,

педагог и врач

основоположник

научной системы

физического образования

и врачебно-педагогического

контроля в физической культуре

Ухтомский  Алексей Алексеевич (1875-1942) физиолог,  академик создал учение, согласно которому поведение человека и животных направлено на удовлетворение преобладающей потребности

Ухтомский

Алексей

Алексеевич

(1875-1942)

физиолог,

академик

создал учение,

согласно которому

поведение человека

и животных направлено

на удовлетворение

преобладающей потребности

Бурденко Николай Нилович (1876-1946) русский хирург основоположник нейрохирургии

Бурденко

Николай

Нилович

(1876-1946)

русский

хирург

основоположник

нейрохирургии

Домашнее задание Стр. 3-10 учебника Конспект в тетради Доклад о любом ученом, внесшем вклад в развитие науки о человеке

Домашнее задание

Стр. 3-10 учебника

Конспект в тетради

Доклад о любом ученом, внесшем вклад в развитие науки о человеке