СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Человек для Земли – непосильное бремя?»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Человек для Земли – непосильное бремя?»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №7













«Человек для Земли – непосильное бремя?»

Исследовательская работа









Выполнили:

Щурова Инна,

Горбик Валентина,

ученицы 8 «А» класса.





Руководитель:

Корнейчук Ольга Анатольевна,

учитель биологии

Одинцовской гимназии №7

Одинцово

2021



Содержание







I. Введение………………………………………………………………...3

II. Основная часть

1. Что такое экологический след?.............................................................5

2. Как определить свой экологический след?..........................................9

3. Как уменьшить экологический след?................................................13

III. Заключение…………………………………………………………..29

IV. Список литературы………………………………………………….30

V. Приложения…………………………………………………………..31



Введение.


Актуальность работы.

Совсем недавно по всему миру прогремел фильм «Аватар» - мечта об абсолютной гармонии всех существ на планете, о волшебных возможностях, которые может подарить общение с окружающим миром – знания, здоровье, бессмертие... И наверняка, каждый из нас, всей душой сопереживал главному герою в момент, когда Он рассказывает Эйве о людях: они убили свою Мать! Человечество, осознав вкус к комфорту, изысканным блюдам, скоростям передвижений и всевозможным развлечениям открыло тем самым - Великую Эру Потребления.

Практически ничего не создавая, наша огромная страна высасывает соки из своей земли: вырубает леса, добывает, строит мусоросжигающие заводы, отравляющие атмосферу, возводит атомные станции...Сегодня, когда климат на Земле угрожающе меняется, подавляющее большинство из нас прячет голову в песок подобно страусам и предпочитает ничего не замечать: лишь бы не нарушить своё привычное существование и ничем лишним не утруждать свою жизнь.

А задумывались ли Вы о том, что наша планета – не бездонная бочка, из которой можно бесконечно черпать всё то, что может пригодиться Человечеству? Ведь дешёвые авторучки, пластиковые пакеты и бутылки, сбрасывание всех отходов в один общий мусорный пакет, бесконтрольный расход воды, электричества и тепла...– это удобно и не требует никакой самодисциплины и дополнительных телодвижений. Чтобы вырастить дерево, животное, очистить отравленный воздух или загрязнённую воду требуется очень много времени, средств и усилий. Но большинство из нас просто не «заморачиваются» этой темой. Ссылаясь на то, что «мне и без этого жить тяжко!»... Это Вам. А как будут тогда жить ваши дети? А внуки? Правнуки? Это же действительно напрямую касается совершенно каждого члена нашего сообщества! Подумайте...

Когда этот вопрос задается в конце жизни, печальный ответ на него известен. Если же иметь в виду жизненное пространство, необходимое человеку, так сказать, во цвете лет, придется не только подумать, но и посчитать.



Ученые такой расчет сделали и пришли к следующему неутешительному выводу: “Исходя из средней производительности всех земель, - пишет профессор коммунального и регионального планирования в университете канадской провинции «Британская Колумбия» Уильям Рис, - получается, что среднему жителю Земли необходим эквивалент в 2,2 гектара. Однако планета может предоставить ему лишь 1,8 гектара. Это означает, что мы живем не по карману, берем от планеты больше, чем она в состоянии нам дать в долгосрочном плане, и таким образом истощаем свой природный капитал. Иными словами, запросы, которые человек предъявляет планете, значительно превышают ее размеры”.

Т.е. чтобы обеспечить комфортом каждого сегодняшнего жителя Земли и при этом не переломить сук, на котором сами же и сидим, нам понадобится от 3 до 5 планет размером с нашу Землю. Задумались? Да, и вы правы! По крайней мере "задуматься" сейчас, увы, уже есть над чем. Либо, нам всем в срочном порядке придется переселиться жить на Пандору (планету-дом из нашумевшего фильма Аватар), либо начать исправлять все наши ошибки.

Нас заинтересовала эта проблема, и мы решили внести свой посильный вклад в изучение экологического следа в г. Одинцово.

Цель работы: привлечь внимание учащихся гимназии к проблеме воздействия человека на окружающую среду, определив величину экологического следа учащихся гимназии и их родителей.

Задачи:

  1. Изучить научно-популярную литературу по экологической тематике.

  2. Провести исследование в виде теста «Экологический след».

  3. На основании анализа полученных данных выработать рекомендации по уменьшению экологического следа в городе Одинцово.

Гипотеза. Предполагаем, что жители города Одинцово на примере учащихся гимназии №7 и их родителей потребляют ресурсы, превышающие возможности нашей планеты.

Методы: статистический анализ, прогнозирование, опрос, наблюдение и сравнение.







Основная часть.



«Экологический след» – это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы. Это площадь (в гектарах) биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов.

Термин «экологический след» был введён в 1992 году Уильямом Рисом.

Уильям Рис, (родился 18 декабря 1943), является профессором в университете Британской Колумбии и бывший директор школьного сообщества и регионального планирования на UBC.

Рис преподавал в университете Британской Колумбии с 1969-1970. Его основной интерес состоит в государственной политике и планировании, касающихся глобальных экологических тенденций и экологических условий для устойчивого социально-экономического развития. Он является создателем понятия «экологический след» и со-разработчиком этого метода.

Уильям Рис получил степень кандидат наук в области экологии населения от университета Торонто. Он основал «Окружающая среда и планирование ресурсов» и с 1994 по 1999 год занимал должность директора школы. Книга Риса "Наш экологический след" (в соавторстве с аспирантом Матисом Вакернагелем), была опубликована в 1996 году и теперь доступна на английском, китайском, французском, немецком, венгерском, итальянском, японском, латышском и испанском языках.

Большая часть работы Риса находится в сфере экологической экономики и экологии человека. Он является самым известным в этих областях для совместного развития экологического анализа следа человека. Экологический след является количественным инструментом, оценивающим отрицательное влияние человечества на экосферу (с точки зрения площади, земли и воды). Это исследование раскрывает основные несоответствия между экономическим ростом и экологической безопасности. Оно помогло возобновить дискуссии человека о способности устойчивого развития.





Рис в настоящее время входит в состав национального консультативного совета. Эта организация выступает за сокращение иммиграции в США, для достижения стабилизации населения и сохранения ресурсов.

За последние 30-40 лет наш глобальный экологический след удвоился. За этот период население городов выросло в три раза. Сегодня более половины обитателей планеты проживает в городах и их экологический след продолжает неуклонно увеличиваться.

Экологический след в России.

22–25 октября 2004 г. состоялся Международный научно-практический семинар «Ecological footprint (Экологический след) в России». Семинар организован в рамках проекта «Построение Российского Узла Всемирной Сети «Global Footprint Network» при поддержке Инициативы малых грантов Программы лидерства в области окружающей среды и развития, Университета Калифорнии, Беркли, США (Small Grants Initiative, Beahrs Environmental Leadership Program, University of California, Berkeley, USA). Семинар проводит Матис Вакернагель (Mathis Wakernagel), разработчик Ecological Footprint и Исполнительный Директор Всемирной Сети «Global Footprint Network».

В ходе семинара была проделана следующая работа:

Изучены материалы отчёта “Живая планета” 2004 года. Участниками семинара было выявлено, что Россия - одна из немногих оставшихся стран на планете, имеющих экологический резерв. Была отмечена важность эффективного управления стратегическими активами страны – природными ресурсами, значение которых в будущем будет только возрастать.

Рассмотрены методика расчета индикатора потребления природных ресурсов «Экологический След» («Ecological Footprint») актуального для оценки устойчивого развития, возможности сбора данных и создания алгоритма расчета этого индикатора для национального уровня России, пути его применения в российских условиях.

Определены основные направления деятельности Российского Узла Всемирной сети «Global Footprint Network» и взаимодействия между российскими и зарубежными участниками Всемирной сети.

Примеры и методические основы расчета «Ecological Footprint» представлены студентам Санкт-Петербургского государственного университета и Московского государственного университета, общественным молодежным экологическим организациям ЛАТИМ («Лаборатория Творческих Инициатив Молодежи») и ЭЦУР («Экологический центр устойчивого развития»).

По итогам семинара участники приняли решения:

Закрепить перевод термина «Ecological Footprint» на русский язык - «Экологический След».

Получить лицензию «Global Footprint Network» на проведение расчетов «Ecological Footprint» на национальном уровне для РФ.

В качестве инструмента расчета «Экологического следа» национального уровня России разработать матрицы использования земель, матрицы потребления.

Разработать алгоритмы расчета «Экологического Следа» для национального, местного и организационного уровней России и апробировать их на примере конкретных территорий и объектов РФ.

Выпустить информационные материалы о методе расчета и примерах применения «Ecological Footprint»: электронные публикации статей, книг на русском языке, печатную продукцию (листовки, брошюры, статьи в СМИ), цифровые электронные носители (DVD, CD диски).

Создать на русском языке электронную таблицу анкеты для расчёта «Экологического Следа» на индивидуальном уровне.

Сформировать молодежную секцию Российского узла, привлечь студентов и школьников к участию в работе сети.

Организовывать регулярные рабочие встречи членов Российского узла «Global Footprint Network».

Разработать и провести образовательные и просветительские мероприятия для различных групп населения: семинары, электронные конференции, молодежные экологические летние лагеря, конкурсы творческих работ и др.

Обратиться ко всем заинтересованным организациям и лицам с предложением принять участие в деятельности Российского узла «Global Footprint Network».

Для осуществления своей цели мы провели анкетирование учащихся и их родителей (анкета и расчет экологического следа разработаны « Всемирным фондом дикой природы»).

Исследования проводились по следующим разделам:

- жилье;

- использование энергии;

- транспорт;

- питание;

- использование воды и бумаги;

- бытовые отходы.

Экологический след (тест)

Дорогие друзья!

Если вы хотите узнать, какой экологический след лично у вас, ответьте на вопросы теста. Чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение, вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.

1.Жилье.

1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7.

1.2 Большая, просторная квартира + 12.

1.3 Коттедж на 2 семьи +23.

Баллы, полученные за ответ на вопрос о жилье, разделите на количество людей, живущих в нем.

2. Использование энергии .

2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45.

2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2.

2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75.

2.4. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды -10.

2.5. В холодный период года дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5.

2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10.

2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10.





3. Транспорт .

3.1. На работу вы ездите на общественном транспорте +25.

3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3.

3.3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45.

3.4.Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75.

3.5.В последний отпуск вы летели самолетом +85.

3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10.

3.7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20.



4.Питание.

4.1.В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2.

4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежезамороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14.

4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5.

4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50.

4.5. Вы едите мясо 3 раза в день +85.

4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30.





5.Использование воды и бумаги.

5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14.

5.2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю +2.

5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4.

5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4.

5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2.

5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1.

5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10.

5.8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5.



6.Бытовые отходы.

6.1.Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100.

6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15.

6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17.

6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10.

6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8.

6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15.

6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5.

Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.





Подводим итоги:

Разделите полученный материал на 100, и вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!































В анкетировании участвовали ученики гимназии с 7 по 11 классы и их родители. Всего было опрошено 598 человек. Минимальная величина экологического следа 1,1 га, а максимальная 9,8 га. Средние значения вы можете увидеть в таблице.

Класс

10а

10б

10в

11а

11б

Среднее значение «Экологи- ческого следа», га.



3,7



2,8



4,6



4,8



3,5



4,3



4,6



3,8



5,1



4,9



5,0



5,5



5,7





По результатам исследования мы видим, что величина экологического следа в нашей гимназии превышает допустимую норму. Оказалось, что нам для жизни необходимо 4,5 планету Земля. Сегодняшний уровень потребления уже превышает экологический потенциал Земли, т.е. наш экологический след превышает способность природы к восстановлению.

Почему "Всемирный фонд дикой природы" поднимает проблему уменьшения экологического следа?

Между воздействием на планету и сохранением биоразнообразия существует прямая связь. Когда более 1/3 территории суши Земли глубоко трансформировано, почти все крупные хищные млекопитающие, птицы и растительноядные животные оказываются под угрозой исчезновения. Последствия этого для биосферы и человека опаснее самого страшного мирового финансового кризиса.

Ведь если мы не уменьшим свой экологический след, очень скоро наша планет исчерпает ресурсы, необходимые для человечества. Сейчас мы существуем за счет слаборазвитых стран Африки, у которых экологический след меньше нормы.





Мы должны проанализировать свою жизнь и ввести некоторые новые правила, которые помогут каждому из нас уменьшить свой экологический след.

После анализа своей жизни и анкет, изучения специальной литературы, мы выработали ряд правил, следуя которым можно уменьшить свой экологический след.



Как уменьшить свой экологический след в разных сферах повседневной жизни.

Жилье.

1) Проверьте, хорошо ли утеплены окна и двери у вас дома.

Известно, что через плохо утепленные окна может теряться до половины тепла. Чтобы привести окна в порядок, не обязательно устанавливать дорогостоящие стеклопакеты. В большинстве случаев достаточно утеплить их современными изоляционными материалами.

2) Установите счетчик для более экономичного тарифа по электроэнергии.

3) Установите регуляторы тепла для батарей.

4) Разведите собственный садик – в квартире или на даче – и создайте «дикую природу» вокруг себя.

5) Регулярно размораживайте холодильник.

Холодильники и морозильные камеры потребляют больше электроэнергии, если они заполнены льдом. Установите оптимальный режим работы холодильника и регулируйте его в зависимости от заполнения и температурных условий в помещении. Не ставьте в холодильник или в морозильные камеры горячие или теплые продукты, дайте им сначала остыть до комнатной температуры.

6)Установите в своей квартире приборы учета горячей и холодной воды.

Проследите, сколько воды вы расходуете в месяц. Постарайтесь определить, на какие нужды вы используете большего всего воды. Попробуйте экономнее расходовать воду и сравните, насколько сократиться ее расход в результате принятых мер.























Энергия.

1)Максимально используйте естественное освещение – это один из очень эффективных путей уменьшения расхода электроэнергии на искусственное освещение.

Чаще протирайте лампочки – пыль ухудшает освещение почти вдвое. Это значит, что вам приходится включать дополнительные лампочки, т.е. расходовать больше электроэнергии.

2) Держите отопительные батареи чистыми снаружи, и внутри.

Не заслоняйте батарею мебелью или шторами, чтобы ее теплый воздух свободно поступал в комнаты. Если это технически возможно, установите шаровые задвижки на батареях для регулирования степени их нагревания в пределах, обеспечивающих комфортную температуру в помещении.

3)Экономьте энергию при стирке, устанавливая более низкую температуру на стиральной машине - это может сократить потребление электроэнергии на 80%.



























Транспорт.

1)Подумайте, можете ли вы сегодня обойтись без автомобиля. Если вы не собираетесь в дальний путь – воспользуйтесь общественным транспортом (расходуя примерно столько же топлива, он перевозит большее количество людей на то же расстояние) или велосипедом. Или просто пройдитесь пешком. Это будет полезнее и вам, и окружающей среде.

За год ваш автомобиль выбрасывает в атмосферу количество углекислого газа, равное его весу.

2)Если у вас есть возможность выбора, - отдайте предпочтение путешествию на поезде, а не на самолете.

3) Покупайте малолитражные автомобили.

4)Старайтесь проводить каникулы ближе к дому.

5) Старайтесь покупать многоразовые карточки в метро.

6)Электромобили.

Главное достоинство электромобилей – отсутствие выбросов вредных веществ, поскольку в них не используются традиционное топливо, антифриз, масло для мотора и трансмиссии. И уровень создаваемого ими шума гораздо ниже, чем от автотранспорта. Электромобили можно заряжать от бытовой электросети (хотя на это требуется почти в 10 раз больше времени, чем на зарядку от специальных устройств).

К сожалению, электромобили довольно дороги, а их скорость ниже, чем у традиционных автомобилей. Проблему представляют также производство и утилизация аккумуляторов, поскольку они содержат опасные для окружающей среды компоненты. К тому же в России электромобили облагаются НДС и пошлиной, хотя в США и странах ЕС такого нет. Если пока вы ездите на обыкновенном автомобиле, можно уже сейчас внести значительный вклад в сокращение негативного влияния транспорта. Например, больше пользоваться общественным транспортом, а на короткие расстояния ходить пешком. На своей машине можно подвозить друзей и соседей, выключать двигатель при остановках и в долгих пробках, плавно тормозить, минимально расходуя топливо и тем самым сокращая объем выбросов углекислого газа в атмосферу, не пользоваться кондиционером, если того не требует температура окружающей среды.

Питание.

1) Ешьте сезонные продукты.

2) Избегайте полуфабрикатов.

3) Не выбрасывайте еду – покупайте столько, сколько сможете съесть.

4) Регулируйте температуру холодильника в зависимости от заполненности продуктами.

5) Сократите потребление мяса.

6) Попробуйте выращивать свои фрукты и овощи.

7) Используйте холщовые сумки при походе в магазины.



































Вода и бумага.

1) Принимайте душ вместо ванны.

2) Во время мытья машины пользуйтесь ведром, а не шлангом – это значит

сколько вам действительно нужно. И не забывайте о крышке.

3) Замкнутый цикл водоиспользования.

Многократное использование определенного количества воды в одном и том же производственном процессе без сброса сточных вод в водные объекты (экономя, таким образом, водные ресурсы и избегая загрязнения природной среды). Замкнутый цикл водоиспользования - один из наиболее перспективных путей рационального использования и охраны водных ресурсов.

































Отходы.

1) Не выбрасывайте мусор в раковины и туалеты. Ежегодно в море попадают миллионы тонн нечистот, убивающих все живое. На их естественную переработку требуются месяцы, но, к примеру, большинство пластиковых упаковочных материалов вообще не поддаются биодеградации.

2) Сортируйте мусор (макулатуру, батарейки, др. можно сдавать в переработку).

3)Не выбрасывайте ненужные вещи. Отдавайте их нуждающимся.

4) Покупайте предметы из переработанных материалов.

5) Компостируйте органический мусор.

6) Бросайте мусор только в контейнеры. Если поблизости нет урны, не поленитесь пройти лишние метры или положите отходы в пакет, чтобы выбросить позже. Для естественной переработки отбросов подчас требуются долгие годы и даже столетия.

Но это не все возможности уменьшения экологического следа. Помимо нас самих, уменьшить свой экологический след нам может помочь администрация города Одинцово.

Энергия.

Свалочный газ.

Люди должны искать альтернативные источники энергии, которые помогут уменьшить потребление природных ресурсов. При всем желании мы не можем обойтись без свалок, но мы можем их рационально использовать т. к. при разложении выделяется газ, который называется свалочным. Выработка газа с одной мусорной свалки может обеспечить электричеством более 200 тыс. квартир и стать новым неисчерпаемым источником энергии. Отходы на свалках в результате анаэробного (при отсутствием кислорода) разложения выделяют свалочный газ. Гниение мусора происходит под воздействием бактерий, принадлежащих к двум большим семействам: ацидогенов и метаногенов. Ацидогены производят первичное разложение мусора на летучие жирные кислоты, а именно из жира получается максимальный выход метана. Метаногены перерабатывают летучие жирные кислоты в метан CH4 и диоксид углерода CO2. В результате свалочный газ состоит из примерно 50% метана CH4, 50 % CO2, включая небольшие примеси H2S и других органических 

При обширных возможностях использования свалочного газа и очевидных положительных сторонах его использования, этот газ также имеет ряд недостатков. Он содержит огромное количество токсичных и вредных веществ, крайне опасных для здоровья и жизни людей. Биогаз, при получении из свалок, оказывает гибельное воздействие на растительный покров вокруг полигона и на его поверхности. При отсутствии должного управления его образованием и сбором происходит разрушение тела полигона вследствие сброса давления газа внутри него. Наконец, свалочный газ является парниковым газом. В районе Перхушково есть мусорный полигон, который может стать альтернативным источником энергии.

(см. приложение 1)





2)Солнечные батареи. Принцип действия солнечных батарей  состоит в прямом преобразовании солнечного света в электрический ток. При этом генерируется постоянный ток. Энергия может использоваться как напрямую различными нагрузками постоянного тока, так и запасаться в аккумуляторных батареях для последующего использования при необходимости. Также, аккумуляторные батареи обеспечивают питание пиковой нагрузки, т.е. ток нагрузки обеспечивается суммой токов от солнечной батареи и от аккумулятора. Если необходимо получить 220В переменного тока, то необходимо использовать преобразователи постоянного тока в переменный ток – инверторы. Мы можем использовать энергию солнца для разных целей. Одна из них - это выработка электрической энергии. При использовании солнечных батарей энергия солнца напрямую преобразуется в электрическую. Этот процесс называется фотоэлектрический эффект.

Использование солнечного электричества имеет много преимуществ. Это чистый, тихий и надежный источник энергии. Впервые фотоэлектрические батареи были использованы в космосе на спутниках.

Сегодня солнечное электричество широко используется во многих областях. В удаленных районах, где нет централизованного электроснабжения, солнечные батареи используются для электроснабжения отдельных домов, для подъема воды и охлаждения лекарств. Эти системы зачастую используют аккумуляторные батареи для хранения выработанной днем электроэнергии. Кроме того, калькуляторы, телекоммуникационные системы, буи и т.д. работают от солнечного электричества.

Подъезд, чердак, подвал, электрические ворота и двор дома №15 по Леонтьевскому переулку Москвы питается энергией небесного светила. В 2007 году на крыше здания в качестве эксперимента установили солнечную электростанцию.
Энергию для подсветки нежилых помещений вырабатывают четыре батареи. При действующих в Москве тарифах на электроэнергию - 2,56 рубля за киловатт в час, мини-электростанция окупила себя за два года. Капвложения - 362 тысячи рублей на покупку и монтаж системы - начинают себя оправдывать с лихвой."Теперь освещение подъезда обходится в 29 копеек за киловатт в час, то есть значительно дешевле, чем городской тариф".
Кроме того, в доме установлены люминесцентные лампы с датчиками движения, которые включаются, когда в подъезд кто-то заходит.

( см. приложение 2)













Транспорт.

1)Велосипеды и велосипедные дорожки.

Опыт многих государств мира убедительно свидетельствует, что массовое использование велосипедов может стать одним из наиболее простых способов улучшения экологической и транспортной обстановки в городах. По мнению аналитиков исследовательского Worldwatch Institute (США), жители американских городов ежегодно проезжают на личных автомобилях и такси более 2,4 трлн. километров. Если хотя бы 5% этих поездок совершать на велосипеде, то экономия составит не менее $100 миллиардов. В пользу этого экологичного вида транспорта говорит и то, что 40% всех поездок в Штатах (в Великобритании – около 50%) совершаются на расстояние менее 5 км, а более 25% поездок на расстояние менее 1,5 км.

Кроме того, 90% автомобильных выбросов в атмосферу происходит на протяжении первых полутора километров поездки, пока двигатель еще не прогрелся. Это еще один веский аргумент в пользу того, чтобы пересесть на велосипед. Любопытно, что в США, Канаде, Австралии и Исландии более 10 тыс. полицейских участков имеют подразделения велосипедистов. Себестоимость проезда 1,5 км на автомобиле составляет 12 центов, на велосипеде - 1 цент. Полицейский автомобиль в этих странах стоит примерно $23 тыс. и требует ежегодно $3-4 тыс. на ремонт. Велосипед стоит около $1 тыс., для его ремонта требуется не более $100.

В городах Германии, Нидерландов и Дании на велосипеде совершается до 30% всех поездок, во многих азиатских и африканских странах этот уровень еще выше. Для сравнения, в США и Канаде, на велосипеде совершают менее 1% поездок.

Многие города мира используют программы поощрения велосипедистов. В германском городе Мюнхене выделены особые полосы дорожного движения, предназначенные исключительно для автобусов и велосипедистов. При пересечении перекрестков велосипеды пользуются преимуществом перед автомобилями. В Японии правительство начало специальную программу приучения горожан к велосипеду. Для этого строятся охраняемые стоянки рядом с каждой станцией метро или скоростной железной дорогой (по подсчетам специалистов, стоимость оборудования одного стояночного места для велосипеда составляет $50-500, для автомобиля - $12-18 тысяч). В Копенгагене жители города могут брать велосипеды на прокат, чтобы передвигаться в пределах черты города. Горожанин платит около $3, когда берет велосипед на прокат, и получает деньги обратно, когда возвращает его на одной из многочисленных велосипедных станций. В США некоторые компании под давлением экологов начали программы поощрения велосипедистов. Например, фирмы строят душевые прямо в своих офисах, чтобы служащие-велосипедисты могли принять душ после поездки. Также устанавливаются шкафы с кодовыми замками, чтобы было, куда положить спортивную одежду и кроссовки.

В Китае, как шутят местные остряки, на велосипедах ездят все, даже собаки. Для многих китайцев все еще остается незаменимым средством передвижения, поскольку у него есть и преимущества перед конкурентом. Велосипед пронырлив — даже самые ужасные пробки для него не препятствие. Кроме того, это экологически чистое транспортное средство. Несмотря на его хрупкость, передвигаться на велосипеде довольно безопасно: на больших дорогах для него существует специальная полоса. Велосипедистов "давить" опасаются, ибо в случае аварии, как правило, виновными признают водителя. И, наконец, он доступен каждому. Самые дешевые велосипеды можно купить всего за 150 юаней ($20), более высокого качества - за 800-1600 юаней ($100-200).

Думается, что и в России велосипеды в теплое время года смогли бы стать весьма популярным средством передвижения. Однако для этого не существует практически никаких условий. Конечно, в документах, регулирующих правила дорожного движения, есть упоминание о велосипедистах как об участниках дорожного движения: "Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает

помех пешеходам". Вот практически и все. В России о специальных велосипедных дорожках можно только мечтать. Даже в Москве, как заявили нашему корреспонденту в столичном ГАИ, велосипедных дорожек "практически нет. По крайней мере, в центральной части города этого нет. В новых микрорайонах может быть. Не знаем, планируется ли их строительство или нет". Зато аварии с участием велосипедистов можно пересчитать по пальцам, так что статистики они не портят.

( см. приложение 3)

Вода и бумага.

1) Сбор макулатуры.

Знаете ли Вы что уже на протяжении многих лет, идёт глобальное сокращение лесных массивов во всём мире. Уничтожение леса является актуальной проблемой во многих странах мира, где идёт вырубка лесов, поскольку сокращение лесных территорий влияет на экологию, климат. Обезлесение приводит к снижению биоразнообразия, запасов древесины для промышленного использования и качества жизни, а также к усилению парникового эффекта из-за снижения объёмов фотосинтеза. Большие объёмы древесины уходят на изготовление различной бумаги, а использованная бумага может быть переработана. Одна тонна макулатуры заменяет около четырёх кубических метров древесины, то есть спасает от вырубки 10-14 взрослых деревьев!

В Европе же, давно ставшей для нас образцом цивилизации, сбором и переработкой макулатуры занимаются очень крупные международные компании. Для того чтобы сбор макулатуры был эффективным, в европейских странах ставят раздельные контейнеры для различных видов отходов. Неудивительно, что продажа контейнеров для мусора там является довольно престижным и прибыльным бизнесом.

Европейская конфедерация предприятий – производителей бумаги сообщает, что объемы макулатуры, используемой как вторсырье, значительно выросли и продолжают расти. А сбор и утилизация (переработка) старой бумаги и старого картона сохраняют свою перспективность, так же, как и переработка других бытовых и промышленных отходов.

В настоящее время более чем сорок процентов европейских предприятий, производящих бумагу, работают исключительно на вторичном сырье – то есть, на макулатуре. А те заводы по производству бумаги, которые еще строятся, тоже рассчитаны только на макулатурное сырье. Одним из доказательств такой промышленной политики является огромный шведский завод, построенный в Великобритании недалеко от города Кент, и использующий в качестве сырья только макулатуру.

Немецкая целлюлозно-бумажная компания «Хайндль» недавно произвела настоящую технологическую революцию тем, что начала использовать макулатуру в качестве дополнительного сырья для производства особой журнальной глянцевой бумаги. Это не только дань защитникам окружающей среды. Никто из предпринимателей не потратил бы огромные суммы денег только из экологических соображений.

Как оказалось, именно современные технологии, которые применяются при производстве бумаги, заставляют предпринимателей предпочитать вторичное сырье – макулатуру. Переработка вторичного сырья значительно проще, чем переработка первичного сырья – целлюлозы. Кроме этого, переработка макулатуры требует меньше электроэнергии, да и бумага, выпускаемая из макулатуры по современным технологиям, не уступает бумаге из свежей целлюлозы.

Однако, и у европейцев есть свои проблемы в сборе и переработке макулатуры. Хотя широкая продажа контейнеров для мусора делает возможной раздельный сбор отходов, существует ряд бумажных изделий, которые не могут быть переработаны в принципе. Например, жирная или промасленная бумага и папиросная бумага.

Поэтому перед учеными по-прежнему стоят задачи разработать технологии, позволяющие использовать все виды бумажных отходов.

(см. приложение 4)



























Отходы.

В настоящее время наказания за выброс мусора из окна автомобиля существуют на региональном уровне. К примеру, в Красноярском крае такое нарушение обойдется в 2000 рублей, во Владимирской области — в 2500 рублей, в Приморском крае — 3000 рублей. Также штрафы за выброс мусора из автомобиля существуют в других странах. В Испании за выброшенный из машины окурок штрафуют на 90 евро, а за более крупный мусор — на 200 евро. В некоторых штатах Америки штраф за выброс мусора в лесу достигает 2000 долларов. В настоящее время в России существует только одна подобная статья КоАП — за выброс мусора на железнодорожное полотно или из водного транспорта. Штраф за такое нарушение составляет 100 рублей.

Между тем ежегодно парижские городские службы собирают 315 тонн отходов, которые бросают на улицах курильщики. Стоит вспомнить, что не так давно во Франции впервые запретили курить на пляже. Запрет на курение в общественных местах, таких как кафе и рестораны, там введен раньше. Но не только французы с курильщиками борются — вся Европа стеной стоит за чистоту. Введение штрафов за выброс мусора в непредназначенных для этого местах практикуется во многих странах. Эта практика получила широкое распространение, поскольку, с одной стороны, — она делает граждан более культурными, поскольку “бьет” по их карману, а с другой, — является эффективным средством пополнения бюджетов. Так, в Германии в 20 евро обойдется брошенный на улице окурок, оберточная бумага, бутылка. 35 евро заплатит тот, кто выбросил использованную жевательную резинку, огрызок или другие остатки еды. Выкинул на улицу старую мебель или технику — плати от 150 до 600 евро. В той же Франции штраф за загрязнение улиц — 189 евро. А за свалку в лесу — до 1500 евро! В итальянской столице введены штрафы для всех, кто не соблюдает правила “городской гигиены”. Так, штраф от 50 до 300 евро налагается на владельцев домашних животных, если хозяева оставляют их фекалии на улицах и в парках. В размере от 25 до 154 евро оштрафуют того, кто бросает сигаретные окурки на тротуар. От 50 до 300 евро придется заплатить тому, кто выбросит в контейнер для раздельного сбора мусора отбросы не надлежащего сорта. Обязательно будут штрафовать того, кто оставит припаркованную машину перед мусорными баками, даже на две минуты. Задача надзора за исполнением норм городской чистоты, а также выписка штрафов возложена на специальную группу контролеров, которая пока насчитывает только 30 человек. Однако с каждым месяцем ряды “противомусорных патрулей” будет увеличиваться на 35 человек, пока их численность не достигнет 250 человек.















































Мы призываем вас задуматься о своей роли на Земле. Трудно? Давайте обратимся к опыту других стран.

Как вы думаете, сколько отнимает от Земли средний житель Москвы или Санкт-Петербурга? Оказывается в 2,5 раза больше, чем приходится на одного землянина, т.е. 5 гектар земли - земли, где уже не могут жить вольно птицы, звери, расти деревья и цветы. Например, идёте вы в супермаркет и покупаете там яблоко. Яблоко оказалось из Новой Зеландии. Во что обошлось это яблоко Земле? Пусть даже оно было экологически чистым и не опылялось пестицидами, и в том саду жили букашки и птички. Но сколько от земли отнял аэропорт и дороги, построившие самолёт и производящие горючее заводы, заводы строившие технику, которая строила супермаркет, я уж не говорю про весь тот аппарат, который облагает всё это налогами… Вот тебе и яблоко! А можно просто выйти из дома и сорвать яблоко в собственном саду. Пусть даже оно будет кислее, чем новозеландское, но полезнее во сто крат. И Земле оно будет не в тягость, а в радость!



На океанских лайнерах топ-класса имеются поля для гольфа. Главной проблемой такой игры является то, что мячики часто улетают за борт, где их проглатывают морские животные и часто умирают от этого. Но одна немецкая фирма выпустила специальные мячи - в виде спрессованного рыбьего корма. Это сделали для тех игроков, которым не чужда забота об окружающей их среде.





















Заключение.

Мы с удовольствием проводили эту работу, в ходе которой познакомились со специальной литературой по экологической тематике.

Статистический анализ анкетирования показал, что средний житель нашего города потребляет ресурсов значительно больше нормы, определенной экологическим следом. Но у каждого из нас и у города в целом есть возможности уменьшить свой экологический след, если следовать вышеизложенным рекомендациям и внедрить в жизнь наши предложения. Об этом нужно думать сейчас, пока еще мы не прошли точку невозврата.







































Список литературы.


1. Calculation Methodology for the National Footprint Accounts (2008) Gland: WWF International.

2. Ecological footprint standards 2009. Oakland: Global Footprint Netwotrk.

3. http://www.wwf.ru/

4. http://wwf.ru/resources/footprint/calculator

5. Europe 2005. The Ecological Footprint ( 2006) Gland: WWF International.

6.Europe 2007. Gross Domestic Product and Ecological Footprint (2008)

7.Living planet Report 2008 (2009) Gland^ WWF International.

8. Ecological Footprint and biocapacity (2008) WWF International.




























Приложения

Приложение 1













Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4







40